Только не надо пугаться. НАСТОЯЩИЙ индонезийский ислам - это ислам со вполне человеческим лицом. Не прикрытым никаким намордником из верблюжьей шерсти.
Я не буду здесь рассказывать о становлении в XV-XVI веках на северном побережье Явы исламских портов-султанатов, о том, как они росли и крепли, побеждали в войнах с индобуддистскими царствами и постепенно взяли под контроль практически весь остров.
Highlights: Demak, Jepara, Kudus - the Heart of Javanese Islam
Потому что это и долго, и нудно. Оставим рассказы в духе «…а потом султан X пошел в поход на раджу Y, захватив то-то и то, вслед за чем султан Z…» специальной литературе. К которой и следует обратиться тем, кого этот вопрос интересует всерьез. В первую очередь рекомендовал бы первый том вот этого учебника для студентов вузов…
…выпущенного Издательством Московского университета в 1992 году.
(еще можно посмотреть два поста по истории Бантена:
здесь и
здесь).
Я просто обращу внимание на те моменты в становлении индонезийского ислама, которые мне кажутся наиболее интересными и важными.
Прежде всего, каким бы странным это ни показалось сегодня, огромную роль в этом процессе играли мусульмане китайского происхождения.
Если сегодня вы войдете в гробницу одного из девяти вали (своего рода «апостолов» индонезийского ислама) сунана Гунунгджати (близ Чиребона -
ЗДЕСЬ - еще одного порта-султаната), то наверняка застанете в главном зале перед дверями собственно гробницы множество молящихся паломников-мусульман.
Но, открыв незаметную дверь слева, окажетесь в самом настоящем китайском храме: жена мусульманского святого была китаянкой. Что им, судя по всему, нисколько не мешало…
И это - далеко не единственный пример такого рода…
Кстати, мусульманином был и знаменитый Чжэн Хэ, что не помешало ему стать также и богом хуацяо (см.
здесь; можно также посмотреть вот этот
видеоролик РИАН из Пекина).
Во-вторых, точно так же, как яванская версия буддизма и индуизма основывалась на прочном фундаменте традиционных местных верований, меняя лишь внешний антураж; и ислам лишь сменил обличие традиционной религии, тогда как внутри все во многом осталось по-прежнему. В точности так, как в этой одной старейших на Яве мечетей в Кудусе (
КАРТА):
Порты-султанаты могли воевать с индобуддистскими царствами и княжествами (которые и между собой грызлись с не меньшим энтузиазмом, а затем точно также перегрызлись и султанаты). Но в целом распространение ислама как таковое шло, судя по всему, достаточно мирно и добровольно. Мне кажется, что в немалой степени - благодаря мудрости вали: сохранились свидетельства, что сунан Калиджага пользовался для проповеди теневым театром ваянг (кощунство! Там же изображения людей! :-) Кстати, интересно, что позже то же самое делали и христианские миссионеры), а в мечетях при нем играл гамелан… При нем же традиционные праздники просто сменили название, превратившись в нынешние гребег и секатен (вам это ничего из истории Руси не напоминает? Масленицу, скажем…)
На снимке: главная мечеть Демака (
КАРТА), построенная по указанию вали в XVI веке. Обратите внимание на традиционно яванскую форму крыши…
Ну, а для того, чтобы просто полюбоваться, вот вам очаровательная мечеть-гробница еще одного вали - сунана Муриа - близ вершины уснувшего одноименного вулкана (
КАРТА), господствующего над всем этим районом.
Обратите внимание на замечательную резьбу по дереву - эта тема еще далека от завершения…