"Мы обнаружили на идиллическом индонезийском острове Бали более добрый и мягкий индуизм". Webmaster форума малайзийских индуистов
Siddha Community "После этого посещения со мной останется мир и простота уникально терпимой культуры людей, связанных с Индией узами, уходящими более чем на тысячу лет назад, когда мы тоже исповедовали более добрую и мягкую религию". Harsh Singh Lohit, Индия
Два приведенных выше эпиграфа принадлежат совершенно разным людям, хотя оба являются индуистами с рождения. И оба практически дословно повторяют мысль о большей мягкости и доброте балийского индуизма по сравнению с тем, что исповедуется сейчас в Индии…
Я вовсе не претендую на роль не то что знатока, но даже просто человека, хорошо понимающего эту гигантскую страну, хотя в свое время довелось несколько месяцев поработать и в Дели, да и учили нас в свое время индийской истории, религии и культуре весьма и весьма… Так что рискну сказать лишь то, что у меня сложилось такое же впечатление…
Видимо, есть что-то в балийском индуизме (или индобуддизме - см.
ЗДЕСЬ), что заставляет это бросаться в глаза…
Сравнивать религии - дело сложное. Не только потому, что это требует совершенно другого багажа знаний, чем тот, которым обладаю я, но и потому, что слишком велик риск необоснованно задеть чьи-то чувства. Поэтому данный пост далее будет состоять из одних цитат, взятых
ОТСЮДА. Итак,
БАЛИ ГЛАЗАМИ ИНДУИСТОВ ИЗ МАЛАЙЗИИ И ИНДИИ
"(Выражение) "Индуизм - не религия, а образ жизни" удачно характеризует балийский образ жизни. Индуизм здесь означает свою балийскую версию, синкретическую смесь обычаев индусов и местных.
Основная исповедуемая на Бали религия - разновидность индуизма, которая называется Agama Hindu Dharma - смесь элементов индуизма и буддизма.
Балийцы - индуисты, и характеризуют себя как таковых, а не как буддистов. Они прекрасно отдают себе отчет в том, что их традиция индуизма отличается от исповедуемой в Индии и прочих местах. По умолчанию их можно охарактеризовать как особую секту шиваитов, и нам следовало бы обновить определение индуизма и шиваизма включением новой секты - балийских инду-шиваитов, которая тем самым стала бы седьмой шиваитской сектой.
Верховное божество они называют - Ida Sang Hyiang Widi. Они описывают его как верховное (это мое выражение: как parasiva, или nirguna brahman, или nirvana). Если вы спросите (балийцев), кто такой Sang Hyiang Widi, то неизменно услышите ответ: Sang Hyiang Widi - это Шива. Таинственным образом, говорят они, Шива является как разрушителем, так и верховным божеством. Именно поэтому они и являются шиваитами.
Балийский индуизм уникален, поскольку это единственная секта в мире, которая поклоняется Браме. В Индии поклонение Браме прекратилось почти 1.800 лет назад - его заменили шиваизм и вишнуизм. И это - еще один индикатор, указывающий на то, что балийский индуизм совпадает с основным направление индуизма в Индии две тысячи лет назад: до прихода религиозного шиваизма и вишнуизма и до принятия эпосов в качестве богословия и до предпринятых (Ади?)
Шанкара попыток реформы.
Индуизм здесь (на Бали) существовал с IV века (н.э.), и к VIII веку в Бесакихе, на склонах вулкана был построен крупнейший храм (снова см.
ЗДЕСЬ). Это - шиваитский храм, поскольку святилище Шивы - самое большое и расположено в самой глубине. Бесаких был построен в то же время, когда в Камбодже возвели Ангкор, в Джокьякарте - Прамбанан, а в Малайзии уже расцвела долина
Буджан. Вероятно, это был Золотой век индуизма в Юго-Восточной Азии. Я был во всех этих храмах. Если вам интересно, то - да, они больше, чем Мадурай, Чидамбарам или Рамешварам. Стыдно, что в Индии нет ничего сопоставимого с Прамбананом или Ангкор-Ват.
Балийцы едят свинину и мясо, что представляется бастионом против ислама. О вегетарианстве никто и не слышал, за исключением священников, но даже применительно к ним лишь по некоторым дням. Балийцы едят все самые разные виды мяса - курятину, уток, свинину, говядину и т.д. Священники также едят мясо, но я не уверен, едят ли они говядину. Однако говядина не допускается в храм. Я ел в ресторане, смыкающемся с храмом, и даже они не подавали говядину. Также священнику можно предлагать только утку (утка/гусь - балийский эквивалент лебедя (также собирает хорошую пищу в грязи), птицы Сарасвати (см.
ЗДЕСЬ), а потому подходит для обладающего большими знаниями священника).
На Бали также сохраняется кастовая система, хотя она и умирает точно так же, как в современной Индии. Но неприкасаемости не было никогда.
Кроме того, она никогда не превращалась в такую же окостеневшую систему, как в Индии. Здесь имеет место мобильность. Любой представитель каждой из четырех каст - и даже женщины! - может стать помощником священника в любом храме, большом или маленьком.
Пост главного священника резервируется за брахманами, но даже это только теоретически: на практике службу во многих храмах ведут помощники священника-небрахманы, а сам главный священник-брахман ведет ее лишь по главным праздничным дням.
Ни одна из сторон не протестует, поскольку нет неприкасаемости, нет вегетарианства, и, на самом деле, нет даже иерархии.
По сравнению с индийской кастовой системой бросаются в глаза некоторые аспекты;
1. нет неприкасаемости;
2. нет иерархии: все касты равны, нет комплексов неполноценности или превосходства;
3. между кастами существует мобильность: каждый может стать священником или кшатрием;
4. женщины и дети принимают касту мужа;
5. все группы имеют внутри главного храма святилище своей касты, и ни одно из них не является "более высоким" или "более низким";
6. юридическая система их (балийцев) древней деревни определенно была эффективной, поскольку все кастовые проблемы или проявления пренебрежения немедленно разрешались;
7. никакой церемонии священной нити, а значит - нет причин для исключительности и ссор;
8. одни и те санскары для всех за исключением того, что богатые могут позволить себе более пышные церемонии и праздники в честь умерших.
Я заметил, что священники искренне смиренны, они немногословны и не пытаются выделиться в толпе. Если вы видите группу людей, то не поймете, кто из них священник; но если будете наблюдать за ней достаточно долго, то поймете, что это тот, кто наиболее тих, лишен эмоций, смиренен, движется плавно и ходит медленно.
Равенство во всем для всех индуистов сделало их кастовую систему успешной. Я не слышал, чтобы кто-то из балийцев жаловался на эту систему. Мы должны стремиться к тому же".
P.S. А почему такой заголовок? А мне очень часто задают примерно такой вопрос: «А почему балийцы изображают таких страшных демонов?»
А потому, что это тоже неотъемлемая часть жизни… А балийцы исходят из необходимости поддержания равновесия.