Рядовые правонарушители тоже обнаруживают пристрастие к чтению Ницше
67, способность «наизусть цитировать огромные куски» из его сочинений
68, потребность освящать его авторитетом собственное девиантное поведение: так, насильник и грабитель, задержанный екатеринбургской милицией, «оправдывает свои действия общеизвестной теорией философа Фридриха Ницше, что „в основе всего мироздания лежат плотские желания”»
69. Традиция почтенная: еще в 1904 г. американский психолог Г. Стэнли Холл ссылался на Ницше, обосновывая необходимость истребления североамериканских индейцев
70, и тогда же помещик Cимеонов-Пищик утверждал: «Ницше... философ... величайший, знаменитейший... громадного ума человек, говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно»
71. Ничто сверхчеловеческое не чуждо и предпринимателям: выслушав рассуждения Олега Хрипунова, руководителя концерна «Афина Паллада», на тему «Бизнесмен должен быть циничен», корреспондент замечает: «Видимо, Вы приверженец Ницше»
72. Александр Паникин, глава концерна «Панинтерн», в статье «Ельцин и Ницше: Практика и философия» одобряет действия президента: «Нужна была вся его решительность, чтобы отказать народу в социалистических ожиданиях пайковых благ и предоставить его самому себе. Эта ницшеанская практика Ельцина в конечном счете еще может оказаться благотворной»
73.
Не все уповают на финальную благотворность этой практики, но и скептики поминают Ницше, говоря об усилении имущественной дифференциации, обострении борьбы за существование, падении нравов, росте преступности и экстремизма. Афоризм, цитирование которого чаще всего сопровождают ссылкой на авторство Ницше, - «Падающего толкни!»
74 - многие считают девизом эпохи. Размышления о послесоветской ситуации как «ницшеанской» сопровождаются видениями призрака фашизма: «Россиянам живется неуютно <...> миллионы из них прозябают в нищете, а силы зла беспощадно давят ростки бескорыстия, милосердия, честности, святости. Вспомним, достаточно было философу Ницше провозгласить в начале уходящего века „Бог умер!“, как в образовавшуюся социальную пробоину хлынули нацисты, ибо природа не терпит пустоты»
75; «В России взял верх криминальный строй с его разложенческой пагубной философией „сильной личности“ и не имеющих никакой ценности „недочеловеков“. Кстати, Ницше, которого так ценили в гитлеровской Германии, тоже провозглашал триумф преуспевающего эгоиста»
76.
Параллели такого рода возможны, в частности, потому, что возвращение Ницше в послесоветский обиход не сопровождалось сколько-нибудь впечатляющими попытками денацифицировать его образ. Экстремистам, сооружающим иконостас из портретов Ницше, Гитлера и Сталина
77, и профессиональным борцам с коричневой угрозой денацификация Ницше не с руки, а его адвокатам - не по плечу: им приходится либо уподоблять Ницше Христу и Магомету, которых нелепо ведь считать ответственными за крестовые походы и джихад (довод хоть куда, особенно если не пробовать расширить список вероучителей), либо твердить об анти-антисемитизме Ницше (умалчивая о его расизме и антииудаистском стержне его учения о морали), либо ссылаться на отношение цивилизованного мира к этому забавному предрассудку: «Смехотворные обвинения Ницше в формировании нацистской идеологии, естественно, не имели серьезного значения для его популярности среди философов второй половины нашего века»
78 (имели и смехотворными не казались: прок в их обсуждении видели Лукач, Хайдеггер, Адорно, Батай, Делез, Гваттари и др.).
Но и среди тех, кто не обвиняет Ницше в пособничестве нацистам, возобновление знакомства с ним не всегда приветствуется. Иван Подшивалов, главный редактор газеты «Россiя», защищая подновление государственного гимна от критики «узкого слоя либерально-западнической интеллигенции, усилиями которой слово „патриот“ стало ругательным», язвительно напоминает: «Проклятые коммунисты хоть и не давали нам читать Ницше и Шпенглера, но больницы строили неплохо. А также речные, морские, военные и космические корабли»
79. Поэт Сергей Гандлевский, принадлежащий к упомянутому слою либералов-западников, тем не менее замечает: «В Екатеринбургском университете на стене в уборной нацарапано: „Бог умер“. Что так скоро? Эти граффити не редкость в американских учебных заведениях. Но в Америке, вероятно, официальная пресная религиозность в зубах навязла, а у нас десять лет назад Библию изымали при обыске. Не рано ли цитировать Ницше?»
80.
Ответить на этот вопрос нам вряд ли удастся, поэтому зададимся более простым: какова мера популярности Ницше по сравнению с другими знаменитостями? Oбследование электронных подшивок 480 газет и журналов на русском языке, издаваемых в России, бывших советских республиках, Германии, Израиле, Канаде, США и Франции
81, показало, что Ницше входит в сотню наиболее часто упоминаемых лиц (из числа умерших), а среди них принадлежит к разряду замыкающих список. Имя каждого из четырех чемпионов популярности - Христа, Пушкина, Ленина и Сталина - встречается в прессе в пятнадцать раз чаще, чем имя Ницше. Всемеро чаще упоминаются Петр I, Маркс, Достоевский и Гитлер, вшестеро - Гоголь и Маяковский, впятеро - Шекспир, Моцарт, Наполеон, Хрущев и Брежнев, вчетверо - Николай II, втрое - Бетховен, Есенин, Ахматова, Пастернак, Шостакович. Уступает Ницше и таким фигурам, как Будда, Цезарь, Данте, Колумб, Иван IV, Мольер, Ньютон, Екатерина II, Вивальди, Гете, Карамзин, Шуберт, Байрон, Тютчев, Шопен, Герцен, Лермонтов, Чайковский, Брамс, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Мусоргский, Фрейд, Столыпин, Горький, Шаляпин, Троцкий, Мейерхольд, Эйнштейн, Чапаев, Цветаева, Кристи, Мандельштам, Набоков, Хичкок и Берия.
Но «лучше меньше да ницше», по меткому наблюдению поэта и музыканта Валерия Брайнина-Пассека
82. Имя Ницше звучит реже, но резче других, ибо само его произнесение все еще служит способом проверки послесоветской акустики. Сатирик Михаил Жванецкий, поведав о своей любви к сочинениям Ницше, признался, что спешит их читать, «пока не запретили»
83. Опасаться запрета вряд ли стоит, пока Ленин с Марксом (contra Ницше) поминаются в прессе столь же часто, что и Сталин с Гитлером (pro Ницше). При сохранении этого равновесия можно ожидать, что ницшемания будет убывать без посторонней помощи - по мере возрастания активности тех, для кого древний философ из пяти букв не олицетворяет запретную истину.
__________________
24 НГ - Кулиса. 19.01.2001. Зато российские празднования юбилея Ницше удались на славу - была даже возрождена традиция «гулянья», обязательным элементом которого в некоторых регионах является, по данным этнографии, драка с «чужаками» (Русский праздник: Праздники и обряды нар. земледельч. календаря. СПб., 2001. С. 137): почти одновременная реализация сходных проектов в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге побудила ницшеведов повздорить друг с другом - главным образом, по вопросу, чей библиографический указатель на тему «Ницше в России» лучше (Логос. 2000. № 5/6. С. 169-175). Об уровне профессионализма российских ницшеведов-библиографов выразительно свидетельствует «Избранная библиография новейшей зарубежной ницшеведческой литературы (1997-1998 гг.)» (Фридрих Ницше и философия... С. 292-295). Этот список представляет собою неупорядоченный набор сведений, полученных (судя, например, по воспроизведению ISBN) путем обращения к электронным библиотечным и/или книготорговым каталогам, причем под «избранным» понимаются библиографические описания, которые составитель не поленился скопировать, а под «зарубежной ницшеведческой литературой» - выполненные на германских и романских языках публикации сочинений о Ницше и его собственные.
25 Washington Post - Sunday. 12.09.1999. P. X07.
26 Ex Libris НГ. 30.07.1998. Интересно, что еще при первом знакомстве с Ницше русская мысль увидела в нем конкурента Пушкину и приняла меры. Разбирая терцины 1830 г. об изваяниях двух «бесов», один из которых Аполлон, а другой назван «женообразным» «лживым» и «прекрасным», Мережковский высказал уверенность, что речь идет о префигурации центральных образов «Рождения трагедия из духа музыки», и провозгласил Пушкина «русским певцом Аполлона и Диониса» (цит. по: Мережковский Д. Полн. собр. соч. М., 1914. Т. 9. С. IX). Вяч. Иванов счел нужным исправить сей «прискорбный промах» соперника и заявить, что «женообразный», невзирая на грамматический род, это Венера, а о парности Аполлона и Диониса «до Ницше никто не знал, кроме дельфийских древних жрецов» (Труды и дни. 1912. № 4/5. С. 40). Утверждение поразительное между прочим потому, что заставляет заподозрить Иванова в незнакомстве с винкельмановой «Geschichte der Kunst des Altertums», в которой Аполлон и Дионис сопоставлены как идеалы мужской красоты в греческом искусстве и подчеркнута женообразность Диониса («allezeit mit feinen und rundlichen Gliedern und mit völligen und ausschweifenden Hueften des weiblichen Geschlechtes»). К слову сказать, Пушкин ссылается на авторитет Винкельмана примерно тогда же, когда слагает терцины о двух «бесах». В год великого юбилея Р. Якобсон снова отчитал Мережковского и, не ссылаясь на Иванова, подтвердил его диагноз: Венера (Slovo a slovesnost. 1937. № 3. S. 11). С ницшеанством Пушкина было покончено всерьез и надолго. Т. е. не навсегда. Очередной великий юбилей вкупе с реабилитацией Ницше и Мережковского подвиг российскую науку поведать миру: «Пушкин здесь в двуединой паре прямо, можно сказать, увидел будущую проблему европейской мысли задолго до Ницше» (Новый мир. 1999. № 6. С. С. 185).
_______________________
67 Экспресс-хроника. 26.09.1997; Южноуральская панорама (Челябинск). 5.11.1998; Караван РОС (Ярославль). 18.08.1999; Дело (Н. Новгород). 18.08.2000.
68 Комок. 5.09.1999.
69 Регион-информ - Новости (Екатеринбург), 12.09.2000, 15: 09. Образ Ницше как идеолога свободы нравов весьма популярен - см., напр., репортаж об открытии в Ярославле стриптиз-шоу: «Представьте небольшой соблазнительно-полумрачный будуарно-колоритный зал, как нельзя лучше приспособленный для того, чтобы пошалить, порезвиться, покультивировать инстинкты, как завещал великий Ницше» (Караван РОС (Ярославль). 9.08.2000). Ср.: «Ладно, не буду строгим моралистом, ибо, как говорил Ницше...» (Известия. 12.09.1997).
70 «Never, perhaps, were lower races being extirpated as weeds in the human garden, both by conscious and organic processes, so rapidly as to-day. In many minds this is inevitable and not without justification. Pity and sympathy, says Nietzsche, are now a disease, and we are summoned to rise above morals and clear the world's stage for the survival of those who are fittest because strongest» (Hall S. Adolescence: Its Psychology and Its Relation to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion, and Education. New York, 1904. Vol. 2. P. 651).
71 «Вишневый сад», акт 3.
72 Новая Сибирь (Новосибирск). 31.01.1999.
73 Новая газета - Понедельник. 26.01.1998. Статья вошла в: Паникин А. Что делать. М., 1999, и под названием «Сила есть?» и в сокращенном виде в: Российская газета. 15.05.1999.
74 Напр.: Ъ. 24.05.1994; Ъ-Daily. 12.10.1995; НГ. 18.01.1996 и 24.09.1997; Черноголовская газета (Черноголовка Моск. обл.). 14.11.1997; Завтра. 26.12.1997; Московская правда - Зазеркалье. 4.03.1998; Труд. 4.06.1998; Невское время. 18.08.1998; Северный Курьер (Петрозаводск). 28.08.1998; Новый компаньон (Пермь). 10.11.1998; Восточно-Сибирская правда (Иркутск). 2.12.1998; АиФ. 23.03.1999; Голос Армении (Ереван). 20.05.1999; Комсомольская правда. 7.06.1999; Тихоокеанская звезда (Хабаровск). 31.07.1999; Огонёк. 20.09.1999; Вечерняя Казань. 29.09.1999; Кузнецкий край (Кемерово). 16.10.1999; Регион-информ: Полит. ситуация в регионах России. 18.10.1999; АиФ. 10.11.1999; Якутия. 26.11.1999; Версты. 2.12.1999; Комок. 23.01.2000; Московская правда. 27.01.2000; НГ - Содружество. 23.02.2000; Регион-информ: Полит. ситуация в регионах России. 17.03.2000; Сегодня (Киев); 14.04.2000; Лучший выбор. 25.04.2000; Знамя (Калуга). 29.04.2000; Учительская газета. 17.05.2000; НГ - Субботник. 27.05.2000; Ямская слобода (Тюмень). 5.07.2000; Итоги. 1.08.2000; Комок. 28.08.2000; НГ - Фигуры и лица. 30.11.2000; Кузнецкий край (Кемерово). 17.02.2001.
75 Курская правда. 11.12.1998.
76 Московская правда. 9.08.2000. Ср. также: «Наша пропаганда, современная жизнь породила в них [наших детях] новый идеал - идеал сверхчеловека, умеющего быть первым во всем: силе, богатстве, власти, умении делать деньги любыми средствами. А ведь по большому счету - это и есть идеология фашизма, вдохновителем которого был Ф. Ницше с его идеей формирования сверхчеловека, свободного, волевого, решительного, не обремененного христианскими моральными принципами» (Заречье (Заречный). 7.02.1999).
77 Экспресс-хроника. 7.06.1996; Вестник «Шалома» (Хабаровск). 8.08.1998.
78 Итоги. 2000. № 35. С. 7.
79 Россiя. 8.12.2000.
80 ЛГ. 1.10.1997. То же настроение может сочетаться с представлением о Ницше как идеологе нацизма, напр.: «Лужков последовательно искореняет фашизм в Москве! А российское телевидение прославляет Фридриха Ницше - отца теории о „сверхчеловеке“ и захвате власти жестоким насилием. Философия Ницше была использована Гитлером в практике нацизма под названием новый „ордер“ [sic!] (порядок)» (Московская правда. 30.04.1999).
81 По состоянию этих архивов в базах данных компании Integrum World Wide на конец марта 2001 г. Пользуемся случаем выразить признательность сотруднику компании Александру Смолянскому за помощь в работе.
82 Сделано в застольной беседе.
83 Цит. по: Новый компаньон (Пермь). 31.10.2000.
Начало см.
1/4,
2/4,
3/4