Возможно, каждый из нас живёт не только здесь и сейчас, а существует одновременно в нескольких эпохах… Причём ключевую роль в наших судьбах играют одни и те же люди, также «путешествующие сквозь время», и связующая нить между родственными душами крепка, как слоновая кость. Об этом и о многом другом рассказал один из самых неоднозначных и сложных фильмов года «Облачный атлас».
Шесть эпох, шесть историй, каждая из которых вполне могла бы стать отдельным фильмом… И три режиссёра и сценариста - умелых рассказчика, которые ведут нас из одного города в другой, поочерёдно знакомя с ключевыми фигурами масштабного действа, начинающее разворачиваться буквально с первой сцены.
За киноадаптацию популярного постмодернистского романа Дэвида Митчелла взялись не самые простые авторы: создатель давно любимой мной «Бели, Лола, беги!» и с блеском перенёсший на экран сложнейшего «Парфюмера» Том Тыквер, а также устроившие шокотерапию жанру фантастического кино своей феноменальной «Матрицей» братья Вачовски (сейчас они, правда, уже брат и сестра, но люди творческие - им простительно).
Трио сумело заполучить неслабый бюджет в 100 миллионов и пригласило по-настоящему звёздный актёрский состав - всех и не перечислишь, отмечу лишь Тома Хэнкса («Форрет Гамп»), Джима Броудбента («Мулен Руж»), Холли Берри («Бал монстров») и Джима Стёрджесса («Параллельные миры»). Причём каждому приходилось играть по 6 порой очень противоречивых ролей, и, уверен, «Оскар» за лучший грим у «Атласа» уже в кармане!
Однако мало показать, что одни и те же души / сущности / воплощения (как ни назови, суть не меняется) шаг за шагом переходят из середины XIX века в далёкое будущее заката человеческой цивилизации. Гораздо важнее, что их связывает в единую цепь, какой цементный раствор намертво спаивает миры и эпохи. У этого чудодейственного вещества два имени - свобода и любовь.
Тема свободы и революции вообще близка творчеству Вачовски - она доминировала и в «Матрице», и в их замечательном продюсерском проекте «V» значит Вендетта». Потому каждая история «Облачного атласа» это почти всегда протест - против общества потребления, принудительного заточения в дом престарелых, подлости и низости, даже рабовладельческого строя. А чтобы выжить в подчас невыносимых условиях, когда, кажется, весь мир ополчился против тебя, необходимо сильное чувство, многократно мощнее и значимее всех прочих, способное перевернуть мировоззрение и подтолкнуть на подвиг…
Все новеллы выполнены в разной стилистике. Мы увидим и морское приключение, и трагическую любовь, и триллер-детектив, и очень смешной фарс, и классическую антиутопию. А поскольку выстроить повествование линейно было бы чересчур просто, все сюжетные линии остроумно перетасованы и легко перетекают одна в другую.
Безусловно, хронометраж в почти 3 часа может отпугнуть неподготовленного зрителя, однако для того чтобы рассказать настолько сложную и многоступенчатую историю, и этого времени могло показаться маловато. Тем не менее, баланс выдержан грамотно, фильм обошёлся без излишних провисаний, и смотрится, несмотря на насыщенность образами и персонажами, довольно легко.
Конечно, это кино не для всех. Оно в корне отличается от большинства поп-корновых премьер, наводняющих кинотеатры в погоне за прибылью. Но, согласитесь, нельзя постоянно смотреть кино ради одного только зрелища. Иногда неплохо и подумать о чём-нибудь по-настоящему важном… Например, о скитаниях вечных и о душе.
P.S. Для примера - несколько разных ипостасей персонажа Тома Хэнкса. Оцените работу гримёров!