Порой жизнь выкидывает такие фортели, что любые фантазии самых умелых и талантливых сценаристов меркнут в сравнении с реальной историей. Фильм «Операция «Арго», основанный на событиях, которые более 15 лет находились под грифом «секретно», - тот самый случай.
Кто бы мог подумать, что Бен Аффлек, которого многие знают по ролям в незатейливых комедиях или сиропных мелодрамах, окажется таким классным режиссёром! Вышел уже третий его фильм, и с каждым разом заметно, что мастерство постановщика, который совершенно точно знает, как подцепить зрителя на крючок и не отпускать до финальных титров, только растёт.
Дебютом Аффлека-режиссёра стала симпатичная криминальная драма «Прощай, детка, прощай», второй работой оказался крепко сделанный «Город воров», а великолепное «Арго» окончательно укрепило за Беном статус одного из подающих самые серьёзные надежды молодых режиссёров Голливуда.
Во время революции в Иране в 1979 году исламисты захватили всех сотрудников посольства США в заложники. Шестерым удалось сбежать через заднюю дверь и спрятаться в доме канадского посла. Надежда на то, что волнения вскорости улягутся, не оправдались - обстановка в стране продолжала накаляться, и быть пойманными фанатиками было равносильно самоубийству.
Однако бесконечно отсиживаться в резиденции посла тоже невозможно, поэтому спецслужбы разрабатывают несколько планов эвакуации - один другого опаснее. Самый парадоксальный предлагает опытный специалист по спасению людей Том Мендес, и этот план настолько невероятен, что может сработать…
Дабы не делать спойлеры, о перипетиях сюжета я далее рассказывать не буду. Сам подробностей не знал и другим удовольствие от просмотра портить не буду.
А вот о том, как всё это сделано, промолчать не смогу.
Два часа хронометража пролетают незаметно, и в промежутке от открывающей фильм колоссальной по накалу страстей сцены со штурмом посольства до мощной развязки напряжение поэтапно продолжает нарастать.
Нет ни шокирующих кадров с кровавыми расправами, ни бешеных погонь с перестрелками как в недавнем «Бонде», но, благодаря тонко и точно переданной атмосфере беснующегося на улицах восстания, где нет человека - есть только жаждущая насилия толпа, чувствуешь, как по-настоящему страшно людям, оказавшимся заложниками этой невыносимой ситуации.
Безусловно, Аффлек здесь исполнил одну из своих лучших ролей, и это при том, что его Мендес почти не демонстрирует эмоций. Он просто делает свою работу и хочет спасти попавших в беду людей, прекрасно понимая, что даже незначительный прокол любого из участников операции будет стоить всем им жизни.
Аффлеку удалось сделать весьма старомодное по видеоряду и лишённое непременных атрибутов любого современного блокбастера кино, которое смотрится не менее захватывающе, чем какие-нибудь «Мстители» или «Неудержимые». Только в его фильме всё завязано не на спецэффектах или команде любимых целыми поколениями актёров, а на том, что всё показанное (или почти всё - мы всё-таки кино смотрим) происходило в действительности.
Оказывается, Бен много и плодотворно общался с самим Томом Мендесом, который рассказал ему о тонкостях той операции и той эпохи и, наверное, помог в деталях создать эффект присутствия и полного погружения в события 30-летней давности.
Потому я практически не сомневаюсь, что в грядущей «оскаровской» гонке «Операция «Арго» будет претендовать на статуэтки в номинациях за лучший фильм, сценарий, режиссуру и работу оператора. И наверняка победит хотя бы в одной из них. Впрочем, время покажет…
Выражаю искреннюю благодарность анапскому Киноцентру «Монитор» на «Красной площади» за невероятное удовольствие, доставленное одним из лучших фильмов года. Это надо видеть! Ведь, если честно, иногда скучаешь по кино, которое бы не только радовало глаз, но и цепляло душу. «Арго» - этот тот самый случай…