...Ну вот, 14 июня вечером, после
Кутаиси и
Гелати, мы вернулись в Тбилиси. Пока Бакури выгружал из минибуса наши чемоданы у ворот уже родного "Грузинского дома", я начала реветь. Да, у меня ещё были три дня в Тбилиси и самые разные планы на них, но конец этой сказки уже был совсем-совсем близко, и так не хотелось, чтобы она заканчивалась...
Тем не менее, надо было заселяться в номер и ложиться спать, ведь назавтра, 15 июня, нас ждала прогулка по Тбилиси, купание в серных банях и прощальный ужин на пароме.
Утром оказалось, что наш дорогой гид Давид пошёл прививаться от короногадости, и чтоб не терять времени, Бакури отвёз жаждущих нас в огромный супермаркет за покупками. Он выделил нам 45 минут. Ага, ага ))) С трудом собрались через полтора часа с полными пакетами (я, например, набрала чурчхелы и грузинский виски взяла в подарок Жене). И уже только тогда поехали в город, где возле театра Резо Габриадзе нас ждал Давид.
...С этой экскурсии у меня нет фотографий, потому что мы гуляли по тем местам, которые я уже посещала и фотографировала не раз - площадь Свободы, проспект Руставели, Сололаки... Поэтому я просто ходила и наслаждалась городом, только изредка доставая телефон. Например, чтобы запечатлеть новые приключения кота Ромы )) Вот, хинкальное дерево )
И целая карта тбилисского граффити:
3, 4.
Уже такие любимые виды...
5.
6.
7, 8.
Из-за нашего утреннего шоппинга мы не укладывались в планы Давида, но в 2 часа нас ждали серные бани, так что что успели - то успели.
И, полюбовавшись на водопад под крепостью Нарикала, мы вернулись в район знаменитых тбилисских серных бань.
9.
(фото бань и снаружи, и изнутри сделаны не мною, а одним нашим товарищем по поездке Славой Полонским)
"При входе в бани сидел содержатель, старый персиянин. Он отворил мне дверь, я вошел в обширную комнату и что же увидел? Более пятидесяти женщин, молодых и старых, полуодетых и вовсе неодетых, сидя и стоя раздевались, одевались на лавках, расставленных около стен. Я остановился. "Пойдем, пойдем, - сказал мне хозяин, - сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда". - "Конечно не беда, - отвечал я ему, - напротив". Появление мужчин не произвело никакого впечатления. Они продолжали смеяться и разговаривать между собою. Ни одна не поторопилась покрыться своею чадрою; ни одна не перестала раздеваться. Казалось, я вошел невидимкой. Многие из них были в самом деле прекрасны..."
Эти слова были написаны А. С. Пушкиным в 1829 г., воды с тех пор утекло немало, так что в банях мы не увидели никаких женщин - ни молодых, ни старых, ни одетых и ни обнажённых. На целых два часа бани были только нашими.
В прошлый мой визит в Грузию внутрь бань я не попала, поэтому было очень интересно увидеть, как там всё устроено.
10.
Сразу после входа перед нами открылся просторный холл с лавками у стены, креслами и столом; чуть дальше за мраморными стенами и стеклянной дверью виднелись бассейны. Женская часть нашей группы закрылась в отдельной комнате и там переоделась в купальники, мужчинам пришлось довольствоваться холлом.
А потом мы пошли в воду.
11.
В центре был бассейн с горячей водой, от которой исходил приятный запах тухлых яиц запах сероводорода; в двух маленьких бассейнах по краям была - точнее, должна была быть - холодная вода. Надлежало вначале как следует размякнуть в горячем бассейне, а потом, набравшись смелости, прыгнуть в холодный, обязательно при этом покричав от переизбытка эмоций ))
12.
Но тут нас ждал сюрприз, и в одном из маленьких бассейнов была не холодная вода, а почти кипяток. Никто из нас так и не рискнул там повариться )) Я даже не представляю, какой шкурой надо обладать, чтоб суметь туда погрузиться и провести хотя бы пару минут.
13.
Тем временем в холле на столе нас уже ждал горячий чай, лимон, розетки с сахаром-рафинадом и - холодное пиво от Бакури и Давида, которые ждали нас снаружи. И это было просто расйкое наслаждение!..
14, 15.
А потом пришли две банщицы и банщик.
"Персиянин ввел меня в бани: горячий, железо-серный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Опишу их подробно. Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать составы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение... После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав теплой водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух! ...После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония."
Снова Пушкин, снова 1829, двести лет прошло - а ничего в церемонии не изменилось )) Кроме, разве что, персиянина и безносого банщика-татарина. Нас точно также вначали тёрли рукавицей, затем обливали водою, а потом полностью покрывали пеной из полотняного пузыря. Сделав пенный массаж, банщица спросила меня, хочу ли я, чтобы она окатила меня холодной водой, я, конечно же хотела, и это было АААААААх как круто )))
В общем, из бань мы выползали красными, мягкими, чистыми, распаренными и умиротворёнными. Бакури стал грузить всех в минибус, чтобы отвезти в отель, но я и Вика со Славой отказались, поскольку хотели зайти в тот магазинчик, гда в первый день пребывания в Грузии я отхватила себе серьги с грузинами.
В этот раз шоппинг тоже удался, и я купила себе вот такой чёрно-белый комплект и серьги к уже имеющемуся кольцу с домиками:
16, 17.
После чего мы вернулись в отель пешком, и у меня даже оставалось немного времени на отдых: ведь вечером нас ждал прощальный ужин на пароме. Почему прощальный? А потому что официальная часть нашей поездки заканчивалась, Давид на следующий день начинал работать с новой группой, а члены нашей компании начинали понемногу разъезжаться. Так, одна девушка улетала уже тем вечером, так что даже не попадала на ужин. Бакури довёз нас до реки, а сам уехал назад в отель забирать Лену и везти её в аэропорт.
А на пароме нас ждало...
мама дорогая!..
18, 19.
20.
21.
22, 23.
24.
25.
26.
Мы настояли на том, чтобы не отплывать без Бакури (благо, аэропорт в Тбилиси не слишком далеко от города), и только когда он к нам присоединился, мы отплыли. И налетели на угощение )))
Вот, кстати, и он )
27, 28.
И все мы (кроме уже улетевшей Лены)
29.
С нами прекрасный ночной Тбилиси
30.
31.
И мы пьём за то, чтобы обязательно вернуться сюда снова. И поскорее!
32.