"Задумал Давид построить монастырь,
и выбрал он место прекраснейшее и совершенное"
Грузинская летопись XI века Картлис Цховреба.
Итак, погуляв по
Кутаиси, мы выехали в обратный путь - в Тбилиси. Но по пути туда нам оставалось посетить ещё одну достопримечательность Имеретии - монастырь Гелати.
Это выдающийся памятник грузинского зодчества, центр духовной и научной жизни Средневековья, усыпальница грузинских царей, культовое место для паломников. Он расположен в 11 км от города Кутаиси и находится под охраной ЮНЕСКО как объект культурного и исторического мирового наследия.
Монастырь был воздвигнут по воле царя Давида Агмашенебели, чье имя в переводе с грузинского означает "строитель". Царь Давид, сумев соединить раздробленные княжества и одержав победу над сельджуками, решил ознаменовать победу постройкой культового монастыря, постройка которого началась в 1106 году.
Существует легенда, что царь самолично участвовал в процессе строения церкви, заложив первые камни фундамента.
В Грузии монастыри обычно называют по месту их нахождения, или по имени основателя. Гелати - случай особый. Точного значения слова "гелати" не знает никто. По наиболее убедительной версии это слово происходит от греческого γενέθλια (генфлия - Рождение), так как главный храм собора посвящен Рождеству Богородицы. От этого слова образовалось раннее название монастыря - Гаэнати. Впоследствии Гаэнати вышло из употребления, но оно осталось в названии епархии - она до сих пор Гаэнатская.
Так как же всё начиналось?
В 1104 году царь Давид Строитель захватил Кахетинское царство. Сельджукские правители Гянджи вторглись в Кахетию восстановить справедливость, и были разбиты в сражении при Эрцухи. В память присоединения Кахетии и Эрцухской битвы Давид решил основать монастырь, и в 1006 году приказал начать строительство на горах над столицей (Кутаиси). Первым и основным зданием стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который строили до 1125 года. Таким образом, этот монастырь, и особенно его собор, стал символом грузинского Золотого века, а вернее, символом начала новой фазы этого века.
3.
При монастыре была основана Академия - лучшее для своего времени учебное заведение, куда в качестве преподавателей были приглашены видные ученые. Местную Академию называли даже "вторыми Афинами". Царь Давид IV делал в обитель большие вклады, но самым большим достижением стало то, что он перенёс туда Хахульскую икону Божией Матери, написанную, по преданию, самим апостолом Лукой. Давид заказал для святыни оклад с драгоценными камнями, который стал вершиной национального искусства чеканки.
Сейчас эту икону можно увидеть в музее искусств в Тбилиси.
4.
К сожалению, Давид IV не успел завершить устройство обители. Он ушёл из жизни в возрасте 36 лет, поручив своему сыну Димитрию закончить строительство. В завещании Давид написал: "Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Димитрий пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства". Давид настолько любил эту обитель, что выбрал её и местом своего упокоения. Причем, по смирению своему, приказал похоронить себя во святых вратах, чтобы все входящие попирали ногами его могилу. На надгробной плите написано: "Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его".
5.
Теперь прах царя покоится под южными вратами храма, чтобы всякий, кто входит в монастырь, был вынужден наступать на его могилу.
6.
Димитрий исполнил повеление отца, и в течение многих столетий Гелати оставался особенно почитаемым местом для грузинской царской династии.
7.
Царь Димитрий, достроил западный придел храма (через который сейчас входят в собор), расписал его фресками, а потом построил южный придел.
8.
Святая царица Тамара, внучка Давида IV, в благодарность за военные победы всегда делала богатые пожертвования в Гелати. Во времена её правления в обители жили до 300 монахов.
9.
Около 1200 года, уже при царице Тамаре, в Гелати был построен храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить. В том же XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церковь Св. Георгия, а также трёхъярусная звонница.
10, 11. Церковь Св. Георгия и храм Святого Николая
12, 13. Колокольня и древние ворота, висящие с левой стороны от могилы царя Давида.
Это вторая достопримечатльность монастыря - ворота города Гянджа. Они были изготовлены в 1062 году по приказу гянджийского эмира Шавура, при котором аланы перешли Кавказ и разорили Гянджу, что заставило султана окружать город стенами и строить ворота. В 1139 году Гянджа была разрушена землетрясением, чем воспользовался царь Димитрий I (сын Давида Строителя), который захватил то, что осталось от Гянджи, вывез ворота города и установил их здесь же, почти прямо над могилой отца. Половина ворот куда-то пропала, а вторая осталась. Выглядит она довольно скромно: ворота грубо склёпаны из металлических листов, на них выдавлена надпись арабским шрифтом.
Надпись в переводе на русский язык звучит так: Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Наш великий Повелитель и Правитель Сеид Шавур I ибн Аль-Фазл - да сделает Аллах его правление долгим - приказал нам построить эти ворота с благословения Гази Абуль Фарадж Мухаммед ибн Абдуллы - дай Аллах и ему удачи. Работа кузнеца Ибрагима ибн Осман Энгавейха. Пятый, пятидесятый, четырехсотый год хиджры. (1063 год)
14.
В начале XVI века Гелатский монастырь, так же, как Кутаиси, был разорен турками, но вскоре вновь восстановлен правящей грузинской династией. В середине XVII века русские дипломаты, дважды посетившие Гелатский монастырь, оставили его подробное описание. Особенно удивительными были для них водопровод и фонтан, кроме этого они насчитали одиннадцать монастырских построек.
15.
16.
Кроме ценного архитектурного наследия, Гелати знаменит фресками, росписями и мозаиками XII - XVIII вв, которыми богато украшены церкви. На них изображены не только Господь, Богородица и святые, но и выдающиеся личности, сыгравшие значительную роль в истории Грузии; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ.
Во время нашего визита в главном храме шли капитальные реставрационные работы, поэтому мы смогли увидеть только фрески с внешней стороны здания.
17, 18.
19, 20.
Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства, но в советское время они были изъяты и распределены по музеям.
21.
В 1888 году от железнодорожной станции "Гелати" до монастыря была проложена железная дорога, что должно было бы привести к расцвету обители. Но, к сожалению, многие источники свидетельствуют о крайнем запустении Гелатского монастыря в начале XX века.
С приходом советской власти Гелати стал филиалом Кутаисского историко-этнографического музея-заповедника. Несколько раз в нём проводились реставрационные работы.
В новом тысячелетии Гелатский монастырь вернули Грузинской Православной Церкви, в нем возобновлена монашеская жизнь.
22.
Гелати построен на высоком прохладном месте, от него открывается хороший вид на округу и на далёкие Рача-Лечхумские горы.
23.
Рискну что-то напутать, но, по-моему, где-то вот на том утёсе произошло что-то, связанное не то с аргонавтами, не то с историей об Амиране - грузинском Прометее. Вроде бы, именно там он и был прикован.
24.
Так или иначе - история у этих мест богатая и разнообразная. И именно ими проводила нас Имеретия.
Источники:
раз,
два,
три,
четыре,
пять.