Лечим нервы в Сакартвело. День восьмой - Кутаиси

Aug 07, 2021 17:05

Соскучились по Грузии?.. Я уже :) Но пока что остаётся только дописывать последние рассказы.

14 июня мы проснулись в самом необычном отеле из всех, в которых останавливались во время нашего путешествия - в Цхалтубо, к сожалению, начав нашу обратную дорогу назад в Тбилиси, однако до этого нас ждал один из самых древних городов Грузии - Кутаиси.

С гор Амарантских издалека по равнине Киркейской
Фасис бурливый в море несёт широкие воды.
К устью этой реки корабль Арго направляя,
Сможете вы увидать Эета город Китейский.

Аполлоний Родосский, "Аргонавтика", книга 2, 398-402




Кутаиси в древности носил немало имён: Айа, Кутайа, Койтайа, Котиаиони, Квататиси, в Российской империи - Кутаис. Это один из древнейших грузинских городов и центров грузинской культуры, важнейший исторический и экономический центр Западной Грузии, административный центр края Имеретия.

Кутаиси называют городом мая и роз (груз. სავარდო და სამაისო). 2 мая уже более ста лет подряд отмечается как День города - кутаисоба.

3.


О древности города говорит тот факт, что именно в Кутаиси, столицу Колхидского Царства (поэтому поэты называют Айета (Эета) - Койтайеем (Китейским), а Колхское Царство - Койтаидой (Колхидой)) направлялись аргонавты к царю Айету за Золотым руном.


4.


Археологические раскопки показывают, что Кутаиси основан в VI-V вв. до н. э. Документальная история Кутаиси начинается с III века до н. э., когда он был описан в "Аргонавтике" Аполлония Родосского, цитату из которой я привела выше.

5.


Византийский историк Прокопий Кесарийский (VI в.) в книге «Война с готами» (книга 4, раздел 14), так описывает Кутаиси:

"В этой области много многолюдных посёлков. Из всех земель Колхиды это самая лучшая. Тут выделывается вино и растёт много хороших плодов, чего нет нигде в остальной Лазике. По этой стране протекает река по имени Рион; в древности колхи построили здесь укрепление, большую часть которого впоследствии они сами разрушили до основания, так как оно было расположено на равнине и, по их мнению, давало легкий доступ и возможность его завоевать. На греческом языке в то время это укрепление называлось Котиаион, теперь же лазы называют его Кутаисом, изменяя произношение букв в этом имени вследствие незнания греческого языка. Так передал это Аргиан в своей истории. Отсюда происходил и двинулся походом Ээт, и вследствие этого поэты называют его самого Койтайеем, а колхидскую землю Койтаидой. … Очень близко от Кутаиса находится весьма сильное укрепление, называвшееся Уфимерей; его охраняли своим гарнизоном лазы со всей тщательностью. В этой охране вместе с ними принимали участие и римские воины, правда очень немногочисленные".

Действительно, Кутаиси раскинулся по обоим берегам бурной и мутной реки Риони, которая течет с севера на юг.

6.


Берега Риони соединяют между собой мосты, некоторые из которых сами по себе являются достопримечательностями. К примеру, Белый мост, к которому мы пришли.

7.


Белый мост был построен в 1872 году и с момента создания и по настоящее время его красят исключительно в белый цвет. На мосту есть своя достопримечательность - бронзовая скульптура мальчика с двумя шляпами. Это персонаж фильма Шангелая "Необыкновенная выставка" 1968 года, олицетворяющий идеал искусства.

8.


С Белого моста открывается хороший вид на знаменитые белые камни Риони и на дома местных жителей.

9.


Севернее Белого моста проходит автомобильный мост Руставели, с которого можно полюбоваться видами Белого моста, Красного, храма Баграти и панорамой жилого Кутаиси на западном берегу Риони.

10.


11.


Также  Белого моста открывается хороший вид на Окрос Чардахи - место, где некогда стоял дворец колхидских царей, откуда они правили государством.

12.


Окрос Чардахи в переводе означает "золотой шатёр". По легенде, под большим платаном, который по-прежнему растёт во дворе, цари вершили правосудие, приговаривая к смертной казни.

13.


14.


На сегодняшний день это двухэтажное здание является домом-музеем.

15, 16.



Очень скромно жили колхидские цари.

17.


18, 19.



По информации того же историка Прокопия Кесарийского (VI в) книга "Война с готами 4/2":

"В этой стране поднимаются очень высокие горы, покрытые лесом и труднодоступные. Они тянутся до самых Кавказских гор, позади же них по направлению к востоку лежит Иберия, простирающаяся до пределов персо-армян. Через эти горы, уходящие высоко в небо, течет река Фазис, начинаясь с гор Кавказа и впадая в середину этого „полумесячного“ залива Понта. Некоторые считают, что в этом месте река Фазис служит границей двух материков. Места, которые идут налево, если смотреть вниз по течению, являются Азией, а направо лежащие называются Европой. В той части, которая принадлежит Европе, находятся все населённые места лазов, на другой же стороне лазы не имеют ни городов, ни укреплений, ни заслуживающею какого-либо внимания посёлка, если не считать, что раньше римляне выстроили здесь крепость Петру, По преданиям местных жителей, в этой части Лазики находилось и то золотое руно, из-за которого в своих мифах поэты заставили эллинов строить Арго".

Из текста очевидно, что в те времена (VI в), некоторые считали реку Фазис (Риони) естественной границей Европы и Азии. Интересно, что по латыни Riunion (Риунион) - "встреча". Поэтому вероятно, что Фазис - греческое название реки, а Риони (на грузинский лад) - латинское.

20.


Что же касается названия самого города, то по одной версии, оно происходит от грузинского слова "ква" ქვა - "камень", так как в древние времена была заселена только северная сторона реки Риони (что прекрасно согласуется с приведенной выше цитатой Прокопия Кесарийского), которая была каменистой.

По другой версии название происходит от абхазского "қыҭа" - "село".

21.


В древние времена по сведению многих античных историков и писателей, в том числе выше приведённых, Кутаиси был столицей Колхидского царства, то есть колхов - древних грузин. С VIII до XIII вв Кутаиси был столицей Абхазского Царства. В 1760-х был город захвачен турками и освобождён русскими войсками в 1770 году.

22.


Мы начали гулять по городу чуть севернее Королевского квартала, на пересечении улиц Ниноцминда и Руставели, где расположен кутаисский Оперный театр.

23.


24.


25.


Путь наш шёл к городскому парку.

26.


27.


28.


29, 30.



31.


По пути встретилась очень интересная скульптурная композиция советского периода

32.


33.


34.


35.


И вот мы возле Центрального парка Кутаиси.

36.


37.


38.


39.


40, 41.



Пройдя через тенистый парк, мы вышли на Площадь Давида Строителя (Агмашенебели), которую украшает Колхидский фонтан:

42.


До 1924 года на этом месте стоял собор Александра Невского. В 20-е годы храм снесли, а в центре площади поставили статую Ленина, позже заменённую на статую Сталина. В 1956 году статую Сталина постигла участь собора и статуи Ленина, а на её месте разбили клумбу, на которой, однако, цветы почему-то не прижились - видимо, энергетика там после всех этих пертурбаций была та ещё.

43.


После обретения Грузией независимости на площади появилась конная статуя царя Давида, а в 2011 году - Колхидский фонтан, который представляет собой увеличенные копии древних золотых артефактов, найденных археологами вблизи Кутаиси. Тут есть кони, бараны, олени, туры и копия знаменитого тбилисского "Тамады". А если хорошо присмотреться, то можно найти надписи, которые описывают легенду об аргонавтах, пришедших именно в это место за золотым руном.

44.


45.


Сбоку от площади стоит ещё одна достопримечательность Кутаиси - Театр имени Месхишвили. Годом его основания театра считается 1861-й, хотя его красивое классическое здание было построено годом раньше. В 1940 году театру было присвоено имя Ладо Месхишвили, бывшего на определённом этапе его художественным руководителем.

46.


Если верить интернету, все самые интересные исторические места Кутаиси можно обойти за пять часов. Думаю, мы бродили там примерно столько же.

47.


48.


49, 50.



51.


Минутка мимимишности. Все, кто бывал в Грузии, отмечает, как много там уличных собак, и все они спокойные, добродушные и ласковые, и у каждой в ухе есть чип. За неделю путешествия по стране мы каких только собачек не видели! Кого-то кормили, с кем-то играли, почти всех гладили…

И вот где-то в одном из переулков Кутаиси мы увидели вот такие собачьи ясли:

52.


Будка и возле неё штук десять маленьких щенков. Мать их пропала, кормят малышей сердобольные жители, а в будке висит записка о том, что любой желающий может взять себе щенка.

Как практически каждая свежеродившая мама умиляется младенцам, так и я после появления Иви неадекватно реагирую на всех щенков, так что я никак не могла забыть про этих малышей и переживала. Надеюсь, что все они выстоят и вырастут, а может быть уже даже нашли себе тёплый дом.

53.


Ну а потом мы направились в старый город Кутаиси.

54.


55.


56.


57.


58.


Дорога привела нас к Благовещенскому собору.

59.


У Благовещенского собора  очень необычный для Грузии внешний вид. Дело в том, что храм был построен как православный (Софийская церковь), затем его почему-то "одолжили" местным католикам, и около тридцати лет он был католической церковью. Католики и пристроили этот необычный колонный портал с латинскими надписями.

60.


При советской власти храм закрыли, а в конце прошлого века снова открыли - но уже как православный. В результате всех этих событий получился очень интересный эклектичный микс из двух архитектурных стилей, в жизни пересекающихся крайне редко.

61, 62.



А дальше мы пошли в Еврейский квартал Кутаиси.

63.


Когда-то евреев в Кутаиси было около пятнадцати тысяч и мигрировать на Кавказ они начали еще в библейские времена, после завоевания Иерусалима вавилонянами. Но сейчас их в Кутаиси осталось всего 40 семей. По словам хозяина кутаисского гестхауса "Гелати" (еврея, кстати), сейчас иной раз даже молитву в синагоге не получается провести - ведь по иудейскому канону, для службы в синагоге должно присутствовать не менее десяти прихожан ("Миньян").

64.


65.


Точное время появления евреев в Кутаиси неизвестно, но первый исторический документ, связанный с их присутствием, относится к 1644 году. К началу XIX века еврейский квартал Кутаиси заметно вырос за счет переселения евреев из провинции, и тогда же была построена первая синагога, которая сейчас известна как "Малая Синагога". В 1835 году в Кутаиси проживало уже более 500 еврейских семей и было начато строительство второй синагоги, которая сейчас известна, как "Верхняя" или "Мцване Квавили".

66.


В 1897 году в Кутаиси жило уже 3464 евреев, и было решено открыть третью синагогу, известную сейчас как "Большая Синагога". В эти же годы в Кутаиси проповедовал знаменитый сионист Баазов, и разгорались споры между евреями-сионистами, евреями-ортодоксами и сторонниками еврейской ассимиляции.

67.


В 1921 году в Кутаиси была установлена Советская власть, еврейские школы были закрыты и перешли на подпольное существование, синагоги были закрыты, а раввины частично арестованы.

68.


С этого момента началась долгая борьба евреев за синагоги. В 1924 году их открыли, затем в 1928 году в еврейском квартале произошел крупный пожар, повредивший две синагоги и одну полностью уничтоживший; этим хотели воспользоваться для того, чтобы вообще уничтожить эти культовые сооружения, но евреи сумели отстоять их и даже добиться восстановления третьей.

69.


В 1952 году Советская власть пошла во второе наступление на синагоги - и снова неудачно. Тогда власти решили начать с нейтрализации раввинов, однако, смерть Сталина помешала этим планам.

70.


В 1971 началась первая алия (репатриация) кутаисских евреев - город покинуло более половины еврейского населения. Вторая волна переселения произошла в1990-е годы, и в итоге еврейский квартал практически перестал быть еврейским.

71.


На улице Бориса Гапонова, которую можно считать центральной осью района, расположены все три кутаисские синагоги. Это дома под номерами №49 ("Малая Синагога", 1835), №12 ("Большая Синагога", 1886) и ещё одна, ныне закрытая.

72, 73.



В Большую синагогу мы зашли и даже побеседовали с молившимся там единственным евреем: вначале на иврите, потом по-русски... пока его мысль не понесло куда-то совсем не в ту степь, после чего мы распрощались с ним и спешно ретировались.

74.


Памятник Борису Дову Гапонову возле Большой синагоги

75.


Среди прочего он прославился тем, что перевел на иврит "Витязя в тигровой шкуре" Шота Руставели.

76.


А мы пошли назад к парку. Точнее, к нашей новой цели - знаменитому Зелёному рынку Кутаиси.

77.


78, 79.



80.


Зелёный рынок Кутаиси занимает целый квартал в центре города. Это лучшее в городе место для покупки съедобных сувениров, таких как сулугуни (кстати, за настоящим имеретинским сулугуни люди сюда ездят даже из Тбилиси), чурчхела, ткемали, сацебели, сванури марили.

Я, выросшая в Узбекистане, где рынки были частью повседневной жизни, а вовсе не экзотикой, рынки не очень люблю, но кутаисский мне очень понравился. Возможно, в первую очередь своей малолюдностью, но конечно же - своим разнообразием цветов и запахов.

81.


82.


А сколько там зелени! Я больше половины даже не знаю...

83.


84.


85.


Очень хотелось купить эти потрясающие помидоры и отвезти домой своим, но я понимала, что это нереально... Оставалось только любоваться.

86.


Вместо этого я снова купила малину, которую и слопала в компании остальных у входа на рынок. После чего бОльшая часть народа поехала с Давидом на обувной рынок Кутаиси, а те, кто не захотел, осталсяя ждать Бакури в парке. Я сидела на лавочке и охраняла всеобщую "добычу" ))

87.


Когда Бакури приехал, мы забрали шопоголиков с обувного рынка, и поехали к последней достопримечательности на нашем пути назад в Тбилиси.

...а я до сих пор так и не поняла, хочу ли я снова попасть в Кутаиси или нет. Наверное, надо приехать ещё разок, чтобы определиться )))

Источники: раз, два, три, четыре, пять

Грузия, Имеретия, ЛечимНервыЧачейиВином

Previous post Next post
Up