Двигатель, как он есть

Dec 10, 2009 00:56




Недавно у нас очередное несчастье случилось - подшипник погиб.
В связи движок разобрали частично и отправили на родину предков ремонтироваться.
Тёмной-тёмной ночью удалось незамеченным подкрасться и влупить в него очередь со вспышкой.
Поскольку просто так смотреть неинтересно,

Acoustic Alchemy - The Detroit Shuffle


С потерпевшего сняли все лопатки вентилятора, что и позволило показать ранее не виданное.




Итак, ребяты, первое, что мы видим - это то, что двигатель, бесспорно, двухконтурный.
В самой серёдке, блестящее - это диск вентилятора. Без лопаток.
Серенькое - это как раз прорези под лопатки вентилятора.
Далее наружу - это внутренний контур.
Далее - неподвижные лопатки вентилятора (статорные).
И совсем снаружи - корпус вентилятора.
Снизу к нему крепятся различные двигательные агрегаты: генератор электрический, гидронасос, маслонасос двигателя, запасной генератор для питания электронного блока двигателя, и много чего ещё.

Про вентилятор с лопатками уже рассказывалось там - Ликбез про вентилятор.

Здесь же - поближе ротор вентилятора без лопаток:



Серенькое посерёдке - это уже описанные пазы под лопатки.
Лопатки сажаются туда с ощутимой свободой. Под действием центробежных сил при вращении ротора лопатки самоустанавливаются в пазах, что позволяет избежать больших изгибных напряжений в самой нагруженной, корневой, части лопаток. Как уже писалось, при вращении ротора на стоянке под действием ветра
лопатки, проходя верхнюю точку, перемещаются из одного крайнего положения в другое, стукаясь о предыдущую лопатку. Этот стук можно отчётливо слышать, находясь возле передней части двигателя, когда ротор вентилятора вращается.

Правее, в полости диска вентилятора, белеет мешочек силикагеля. Это для транспортировки.
Левее, к краю кадра, виден внутренний контур двигателя, а точнее, входные неподвижные лопатки статора компрессора.

Вот тут они видны получше:



Сразу за ними видны лопатки ротора компрессора (то есть они вращаются).
И подвижные, и неподвижные лопатки имеют переменный угол установки в зависимости от расстояния от корня. Это потому, что скорость концов лопаток больше, чем корневой части, а поток воздуха движется вдоль оси двигателя примерно с одинаковой скоростью.

Два контура и часть статора:



Слева сверху направо вниз:
серенькие пазы под лопатки вентилятора,
вход внутреннего контура,
неподвижные лопатки наружного контура (вентилятора) - кстати, пластмассовые (текстолит, кажется) с какой-то фольгой на передней кромке,
условно-белое с точками - это так называемые акустические панели. Они перфорированные, то есть с отверстиями. Вроде как для снижения шума от вентилятора.
Между этими двумя белыми рядами - серый слой мастики. Она приходится аккурат напротив торцов лопаток вентилятора. Для чего нужна?.. Пусть будет для того, чтобы камни не застревали в зазоре.
Иногда, когда в темноте запускается двигатель и сосёт мелкие камешки, видны искорки от них в зазоре между лопатками и этой мастикой.

В верхней части корпуса вентилятора есть датчик температуры для электронного блока управления двигателя.



Движок сбоку сзади, со снятыми стекателем и соплом внутреннего контура (а сопло наружного контура образуют капоты реверса, являющиеся самолётной частью).



Слева - корпус турбины вентилятора.
Чуть правее - трубочки на нём. Это система регулирования зазора между торцами лопаток турбины и корпусом ея.
Работает, используя тепловое расширение.
Так как в турбине газы горячие, то корпус нагревается и расширяется. Зазор между торцами лопаток турбины и корпусом увеличивается, что приводит к перетеканию газа по торцам. Это снижает КПД турбины.
Заборником отбирается чуть-чуть холодного воздуха вентилятора и подаётся в трубки, в несколько рядов "намотанные" на корпусе турбины. Эти трубки имеют отверстия, направленные к корпусу турбины. Через отверстия корпус обдувается холодным воздухом, охлаждается и сжимается, уменьшая зазоры и увеличивая КПД турбины.
Есть клапан, который регулирует подачу холодного воздуха.

Турбина вентилятора сзади



Интересно, что стоечки, соединяющие внутреннюю часть этого корпуса с наружной, наклонные.
Для чего - неизвестно :)

Вокруг двигателя есть множество трубочек и агрегатов, скрытых обычно под капотами



Например, тут
слева, коричневое - кусок маслобака,
ниже него и чуть правее находится гидромеханический блок двигателя, включающий топливный насос и узлы, нужные для управления подачей топлива по командам от электронного блока управления (сам блок находится справа на корпусе вентилятора).
Также отсюда происходит управление механизацией компрессора (поворотными лопатками и клапанами перепуска воздуха - это всё для предотвращения помпажа). Поэтому много трубок идёт сзади нижней стойки наверх.
В этой же стойке проходит вал на коробку приводов агрегатов (она внизу двигателя).

И, наконец, корпус вентилятора.



Вот к этому блестящему фланцу крепится воздухозаборник.
А сам корпус ещё тоньше.
Как он держится и не ломается - ума не приложу...

24-105, cfm56-5, двигатель, матчасть, 30d

Previous post Next post
Up