Вентилятор - ликбез и триллер

Mar 22, 2009 12:33




Под катом будет слегка крови и мяса, так что решайте сами, нужно ли вам

Итак, отважным рассказываю.

Вентилятор.
Обычно, если спереди смотреть в двигатель, как раз его и видно.




Это вот тот набор лопаток и есть.

Ах да, забыл Disclaimer aka Отмаз:
При подготовке материала ни один техник не пострадал.
В съёмке участвовали различные двигатели семейства CFM-56.

Вот, теперь поехали по сути.

Прежде всего - это НЕ турбина.
То есть совсем НЕ турбина.
Турбина - это то, что крутится под напором горячих газов в задней части двигателя.
И как раз турбина приводит вентилятор (они обычно на одном валу посажены).

А вот вентилятор, по крайней мере для пилота, и есть основная часть двигателя.
Потому что он:
1. Виден лучше всего и
2. Даёт наибольшую часть тяги.

Теперь пройдёмся ещё по одному штампу.
"Взревели турбины..."
Тьфу на вас.
Наибольшую часть шума двигателя выдают вентилятор и компрессор (спереди); и реактивная струя (сзади). Турбина вносит гораздо меньше.

Ладно, попробуем опять ближе к телу:



Вот эти "выросты" на лопатках (ближе к концам), образующие эдакое "кольцо", есть бандажные пОлки.
Нужны для того, чтобы увеличить жёсткость конструкции и чтобы лопатки не вибрировали при вращении вентилятора.
Дело в том, что лопатки корневой частью посажены свободно и самоустанавливаются под действием центробежной силы при вращении ротора на рабочих режимах.
На остановленном двигателе, когда ротор вращается ветром или мозолистой рукой техника, лопатки, поочерёдно проходя верхнюю точку, смещаются на небольшой угол, стукаясь друг о друга. Этот металлический стук можно слышать, находясь спереди от двигателя, например, на трапе или возле него.
Это не двигатель сломался, а пока ещё всё хорошо :)

Далее.
Вот на той серенькой штуке, называемой обтекатель (или кок), по окружности есть масса отверстий.
В них могут быть (а могут и не быть) балансировочные винты.
Ротор вращается с достаточно большой частотой (порядка 5000 оборотов в минуту, то есть примерно 80 оборотов в секунду - на взлётном режиме).
На таких частотах вращения даже небольшой дисбаланс приведёт к появлению больших нагрузок на опорный подшипник.

Чёрное - это крышка.
На ней - отверстия под винты крепления и нарисованная спираль (чтобы видеть, вращается ротор или нет).

Теперь к жареному.
Как видно, спереди весь просвет вентилятора закрыт повёрнутыми лопатками.
А зачем же лезет внутрь любопытный техник, когда вы весёлые выходите по трапу?
Ищет ли он там утерянные год назад пассатижи?
Нет, его больше интересует вот что:



Интересует потому, что он знает: если таких пёрышек есть внутре, значит, пайлоты наконец догнали глупого пИнгвина.
И тогда сзади может быть видно уже вот это:



Но и это ещё не самое интересное.
Если перья и зап. части видны только в наружном контуре двигателя, то техник плевать на них хотел.
То есть вот прямо плюнуть и растереть.
Если повреждений лопаток нет и нет следов попадания во внутренний контур, то можно просто стереть влажной тряпкой удачливую животную и лететь дальше.
А вот если в ланчиках на борту была рыба, а вдруг по всему салону запахло курицей, - значит, обеспечен небольшой гемор.
Нужно будет доставать из заначки чудесный прибор borescope и смотреть через всякие узкие отверстия на внутренности двигателя.

Бывает, что страус попадается матёрый, и тогда лопатки из почти прямых в сечении становятся совсем не прямыми:




Ну, тут уже делать нечего, и надо их поменять.
Дело тоже не особо долгое, если лопатки уже приехали.
Снимается кок, замки лопаток в корневой части, и болезные вытаскиваются из пазов:




А сборка, естественно, в обратном порядке.
Если лопаток меняли не много, то балансировка не требуется.
Если всё же надо - про винтики вспоминаем :)

И о хорошем.
Обычно попадание небольшой птицы для двигателя не заметно вообще. Схарчит и не квакнет.
Что-то побольше может стукнуть и тем отвлечь экипаж от взлётного отдыха.
Со страшными лопатками, что выше, оно тоже летит вполне нормально. Может, вибрация возрастёт.

Так что радость от птиц бывает разве что техникам. Ну, им ведь тоже надо иногда веселиться.

ликбез, ТО, самолёты, двигатель, повреждения

Previous post Next post
Up