Как понятно из новостей, политическая обстановка просто вынуждает меня аварийно просветить вас о том, что творится в салонах аэробусов!
Аварийное освещение нужно для того, чтобы указать пути и выходы эвакуации из самолёта в условиях, когда естественного освещения недостаточно - это темь или дым.
В общем, устройство аварийного освещения на Airbus-320 принципиально схоже с таковым на Boeing-737, которое уже было рассмотрено в
раньшем о том посте.
Но есть, как говорится, нюансы. Про которые я немного сегодня и покажу.
Вот типичная схема аварийного освещения самолёта семейства A320:
Здесь всё - и питание, и свет.
Как видно, система имеет несколько цепей, которые могут работать независимо друг от друга. Это особенно важно в условиях, когда конструкция самолёта механически нарушена - например, разлом фюзеляжа.
Как видно из схемы,
система имеет и 115 В переменки, и к ней также подходит 28 В постоянки.
Там как-то всё сложно - типа того, что 28В питают аккумуляторные блоки, а 115В сигналят, что на самолёте пока всё хорошо, и включаться аварийке не надо.
Аварийное освещение работает от аккумуляторных блоков напряжением 6 В, расположенных в разных местах салона.
Пока самолёт находится выключенным на стоянке, система отключается тумблером в нижней правой части потолочной панели в
кабине пилотов - в его положении OFF.
Всё аварийное освещение можно принудительно включить независимо от наличия питания на самолёте переводом тумблера в ON.
Во время полёта аварийка находится в ждущем режиме, что достигается положением тумблера ARM.
В этом положении оно автоматически включится при пропадании питания переменным 115 В.
Также можно его включить красной кнопкой на панели бортпроводников -
FAP.
Система позволяет провести несколько разных тестов - как с панели PTP
кнопками или входом в меню,
, так и с MCDU из кабины пилотов.
Есть возможность провести полный тест аккумуляторных блоков на ёмкость. В этом случае они будут разряжаться на аварийное освещение несколько часов.
Мазохисты могут найти полную таблицу состояний системы тут:
Теперь пройдёмся по матчасти.
По всей длине салона на потолке имеются светильники:
Под потолком в районе выходов на крыло (A319/320) или спереди и сзади крыла (A321) могут быть светящиеся табло.
Вообще, конкретные конструкции аварийного освещения могут быть весьма различными - на лампах, на светодиодах, светонакопительные наклейки, флюоресцентные электрические.
Возле аварийных выходов середины салона на A321 устанавливаются вот такие квадратные плафоны:
Там используются шестивольтовые миниатюрные лампочки.
А это - аварийный выход на крыло
Airbus-319 или -320.
Здесь мы наблюдаем сразу много интересного.
В нижней левой части фотки, слева от светящегося табло - панель, закрывающая аккумуляторный блок с зарядником.
Сверху слева от люка - светящееся табло.
Мы его уже разбирали в
посте про хитровыдолбленные лампочки.
Снизу сбоку от проёма каждой обычной двери тоже есть светящиеся табло.
Или такие же, как на Боингах - ламповые
.
Или, как показаны тут - крутые люминисцентные.
Приятно светятся бирюзой.
Для комфортного прополза по полу также бывают несколько видов аварийных дорожек.
Самые простые - это светонакопительные.
Голые или закрытые прозрачным пластиком.
Бывают лампочки на боковинах кресел.
Но самые крутые, как обычно, - это светящиеся флуоресцентные полоски.
Похоже, что они используют принцип светящегося конденсатора.
Очень тонкие.
Интересно, что питаются они от 115 В переменки.
Как их получают из 6 В аккумуляторного блока, непонятно. Наверное, некоторые типы таких блоков выдают не банальные 6 В постоянки, а имеют ещё и преобразователь в переменку.
Светятся они классно.
Так-то.
Poll Фотографии в альбоме «
A320 Emergency Lights», автор
Lx-photos на Яндекс.Фотках