Как обычно зимой, актуальными для пассажиров становятся посты про слив воды.
И потому сегодня я опишу некоторые нюансы этой процедуры применительно к семейству Airbus-320.
Вообще, принципиально эта процедура сходна с
таковой для Боингов.
Только из-за другого устройства водяной системы существуют некоторые нюансы, нужные бы знать в работе.
Слив воды состоит из двух этапов:
1. слив воды :) - штатный, и
2. слив воды настоящий = продувка системы.
Этап 1 - штатный слив воды - начинается на
водяной панели в
задней левой части фюзеляжа.
На самолётах A319 и A321 водяной бак находится прямо над этой панелью, и потому вода в этом случае будет сливаться прямо из бака.
Зимой воду сливают в водозаправочную машину, имеющую бак для сливаемой воды. Это делается для уменьшения количества льда на перроне.
Для слива подсоединяют шланг с таким же штуцером, как и заправочный, и вытягивают вниз ручку крана, поворачивая её направо.
Если на самолёте есть питание, то
концевик, находящийся с тыльной стороны заправочной панели, замыкает цепь питания переднего сливного крана, и тот открывается. Вода из передней части сливается на поверхность (чаще) или в заботливо подсоединённую вторую машину (что редко).
При этом, когда кран откроется, на панели заправки загорится лампа FWD DRAIN VALVE OPEN, показывая открытие переднего крана.
(эта фотка - от A320, так что есть отличия)
Вода из передней точки будет сливаться примерно отсюда:
Там, прямо под передним багажником, находится лючок со штуцером слива воды.
Сам же кран с приводом,
как вам уже известно, находится слева по полёту, выше, между стенной панелью багажника и обшивкой.
Так как в некоторых случаях автоматическое открытие кранов может быть нежелательно, то для отключения электрического управления кранами водяной системы можно вообще выключить её питание.
Это делается с потолочной панели в задней кухне.
(нижняя стрелка показывает водяной кран, который далее будет использован во втором этапе слива)
Потолочная панель содержит
автоматы защиты сети, питающие разные бытовые штучки.
например, ряд A - питание в туалетах,
смывной системы,
вакуум генератора.
Нас же сегодня интересует АЗС WATER SYS DRAIN.
Если его вытянуть, то все электрические краны водяной системы обесточатся.
Это может быть нужно, например, чтобы сливать воду только через одну точку. В случае наличия только одной машины, к примеру.
В таком случае мы сливаем всю воду через заднюю точку слива, а потом откручиваем винтик на панели переднего крана,
открываем её, и поворачиваем ручку. От неё проходит гибкий валик к крану за боковой панелью багажника, и тот открывается.
На самолётах A320 водяной бак находится в центроплане, и в таком случае пытаться слить воду через задний штуцер бессмысленно - как только вы потянете ручку на слив, откроются также краны переднего и этого, среднего, крана, и основная часть воды сольётся под фюзеляж.
В этом случае имеет смысл подключать водяную машину именно к среднему сливу.
На A320 поэтому есть дополнительная водяная панель под центропланом, как раз перед заборником воздуха на охлаждение радиаторов правого пака системы кондиционирования.
Для подсоединения машины открывают лючок.
В нём находятся два штуцера - слива (со стандартным разъёмом под шариковый замок), и перелива из бака при заправке (ближний по фотке).
Как понятно, раз эти краны имеют электрическое управление, то заправить водой самолёт A320 без электричества составляет некую проблему для наземных служб.
Они обычно не знают подробностей устройства системы, и пытаются заправить её, открыв только один задний кран.
Если питания на самолёте нету, то тогда не открывается и кран перелива. То есть, воздуху из бака уходить некуда.
Поэтому обычно заливается 3/4 бака, давление воздуха в баке сравнивается с давлением заправки, и вода перестаёт поступать в бак. Заправщик видит, что вода больше не заправляется, пожимает плечами, и уезжает.
И перед вылетом разыгрывается весёлый театр, когда стюры зовут заправлять воду, так как у них вода не полная,
а аэропортовские отвечают, что уже заправили до полного :)
То есть, при заправке выключенного A320 надо вручную открывать кран Overflow (перелива) в центроплане.
Закрывать его после заправки не обязательно, так как обычно электропривод кранов работает, и при включении питания на самолёте кран сам закроется.
На A319 и A321 такой проблемы нет, так как бак находится в хвосте, и заправочный кран сидит на одном валу с краном перелива. То есть, открывая кран заправки даже без питания, вы сразу открываете и перелив. Штуцер перелива при этом находится не в середине самолёта, а на той же водяной панели сзади.
Отключать АЗСы питания подогревателей в туалетах самолёт Airbus не требует, так как питание их само отключается при достижении минимального уровня воды в водяном баке.
Этап 2 - полный слив и продувка системы - бывает нужен при заметных морозах и длительной стоянке, чтобы не замёрзли остатки воды в трубах, кипятильниках, кофемейкерах и
туалетных водогреях.
Как и на Боингах-737, слив воды из этих мест обычно делают не в раковины, а в туалеты. Чтобы уменьшить возможность заморозки воды внутри сливных трубок и
насадков, когда самолёт остынет без подогрева.
Как и на Боингах, это делается обычно сливом воды через краны кухонь и холодной воды в туалетах в положении ближайшего
перекрывного крана OFF (то есть, перекрыто). И переменным открытием его и закрытием.
Вот так, как показано в этом жизненном видео:
Click to view
Ёмкость бака на всех типах можно считать одинаковой и равной 200 л.
Полный слив трёх туалетов и двух кухонь в одно лицо занимает от сорока минут до часа. То есть, вместе с первым этапом слива, в сумме выходит от часа до двух на полную подготовку водяной системы самолёта к длительной стоянке на морозе.
Летом работать лучше.
Poll Фотографии в альбоме «
A320 Water drain», автор
Lx-photos на Яндекс.Фотках