Из показаний потерпевшей:
самолёт заправляют водой перед вылетом, он взлетает с полным баком, а через 30-40 минут воды в баке нет вообще...
Все вы помните
жуткую историю замены привода в гидросистеме.
Надеялся я больше не встречаться с этим нечеловеческим устройством, но так как на самолёте таких приводов - миллиарды, то недавно один связанный дефект меня таки настиг.
Ну, как бы первым предположением было, что вода куда-то утекает.
Утекать она может из нескольких мест, наиболее вероятное из которых есть панель заправки водой. И сегодня я расскажу прямо об неё.
Бегим к ней, и обнаруживаем прямо под - куски льда.
Это явно ненормально. Штатно оттуда ничего литься и намерзать не должно.
Расследование начинаем с изучения матчасти.
Панель заправки водой закрывается лючком и находится в
задней левой части фюзеляжа.
Тут мы наблюдаем её снаружи (не самый лучший экземпляр, ага).
Её население я опишу по ходу пьесы, а пока заметим, что справа вверху наличествует индикатор заполнения водяного бака, а посредине панели сверху - концевик её закрытого положения.
Слева вдоль вертикальной стороны живут несколько индикаторных ламп. Они сигнализируют открытие различных водяных кранов - слива и перелива.
Надо заметить, что содержание панелей и некоторые детали водяной системы отличаются между самолётами A319, A321 и A320. Причём, более всего отличается последний, 320-й. Например, у него водяной бак (200 л) находится в середине, в центроплане; тогда как у остальных - сзади, за задней стенкой заднего багажника.
Однако заправочная панель находится в одном и том же месте, так что пролеземте же ж в багажник.
Открываем заднюю стенку.
И оказываемся в
тесном пространстве рядом с туалетным баком.
В этот раз повезло, что водяного бака тут нету - самолёт имени 320.
Водяная панель радуется нашему появлению, как маленькая.
Прямо посреди фотки наблюдаем гибкий валик, отходящий от тыльной стороны ручки заправки.
Слева - трубочка наддува водяного бака. Вода из него вытесняется в систему именно давлением воздуха примерно 1,5 атм.
Воздух обычно берётся из системы отбора от двигателей или
ВСУ. Но вот этой трубочкой можно наддуть бак и на земле, из баллонов.
Сзади фонит труба отбора воздуха от ВСУ.
Самым интересным для нас является как сама панель, так и бесформенный комок с торчащими трубками и проводами.
Распутав липучки крепления этой термоизоляции, наблюдаем устройство крана заправки.
Как видно, кран шарового типа имеет сверху страшный электропривод, сверху которого есть ещё и вал с рычагом.
К рычагу подсоединён наконечник гибкого валика от ручки заправки на водяной панели.
Ручка заправки может находиться в трёх положениях:
- крайнее левое и вытянутое вниз - заправка,
- крайнее правое и вытянутое вниз - слив воды,
- центральное утопленное - кран перекрыт, летим.
Правее наблюдаем штуцер заправки, предназначенный для адаптера с шариковым замком.
И совсем справа - штуцер наддува бака.
Обычно сверху ещё болтается на цепочке и мешает работать крышка заправочного штуцера.
Теперь лезем снова с обратной стороны панели и восхищаемся хитроумию системы.
Посредине наблюдаем тыльную часть рукоятки заправки.
1 - подвижная часть рукоятки, соединённая с гибким валиком. Валик может передавать усилие в обе стороны - как на растяжение, так и на сжатие. Показанная цифрой часть ручки имеет форму плавника, и может при вытягивании ручки замыкать концевики, установленные под 45 градусов слева и справа ручки заправки.
2 - центральная направляющая не даёт плавнику и ручке заправке вытягиваться по центру. Она должна огибать упор слева или справа и обязательно замкнуть один из концевиков.
3 - центрирующие пружины направляют ручку заправки в нейтральное положение, когда она полностью утоплена снаружи.
Итак, для заправки мы поворачиваем ручку и вытягиваем её наружу.
Она замыкает концевик и через гибкий валик перемещает рычаг актюатора (электропривода), а тот через свой валик поворачивает кран заправки на открытие.
Очень интересной особенностью A320 является то, что заправка и слив воды у него - это, в сущности, одно и то же :) и происходит через одну и ту же трубу в нижней части водяного бака и через тот же самый штуцер на панели.
Как видим, тросик от ручки на панели заправки в любом случае физически открывает кран - что при вытягивании на заправку, то и при вытягивании на слив.
Отличается заправка от слива лишь открытием некоторых других кранов водяной системы по сигналам от концевиков панели.
При срабатывании концевика слива в дополнение к открытому крану под баком открываются ещё один или два крана слива воды в середине и передней части самолёта (в зависимости от типа - 321/320/319). И вода сливается через них всех.
При срабатывании концевика заправки открывается кран перелива из бака в середине A320 или не происходит ничего :)
Ничего не происходит на самолётах A319 и A321, так как там этого концевика нету :) и ручка заправки приводит напрямую дополнительный кран перелива рядом с заправочным.
В этом случае на панели заправки есть ещё один штуцер - для перелива и выхода воздуха из бака при заправке.
Работу электрических кранов можно выключить вытягиванием АЗСов на потолочной панели задней кухни. Иногда это надо, например, зимой - чтобы слить воду в машину только через заднюю точку слива. А потом остатки из трубопроводов сливаются уже открытием кранов в центральной части самолёта. Все эти дополнительные краны также могут быть открыты вручную - к ним есть доступ снаружи самолёта через маленькие лючки.
Заправка заканчивается либо автоматически, либо вручную.
Вручную обычно дожидаются начала перелива воды через штуцер перелива (неожиданно, да?), после чего ручку заправки утапливают вручную до упора в панель заправки. Ручка через тросик закрывает кран заправки, а сработавший на отпускание концевик перекрывает удалённый кран перелива, если это A320. На других самолётах этим же тросиком закроется кран перелива возле бака.
Заправка может остановиться и автоматически. В этом случае сработавший сигнализатор полного бака включит электропривод на кране заправке, и страшная машина закроет кран заправки, заодно утягивая ручку заправки в утопленное положение.
Также на некоторых самолётах, как опция, можно использовать предустановку желаемого уровня заправки бака с панели
FAP в переднем вестибюле. Наверное, это полезно на коротких рейсах, чтобы не возить с собой зря сотню кг неиспользуемой воды.
Если включен отбор воздуха от ВСУ или двигателей, то после закрытия всех кранов бак начнёт наддуваться, и вода появится во всех кипятильниках, кранах кухонь и туалетов.
После заправки штуцер закрывается крышкой, и панель закрывается своим лючком.
Лючок своим пятачком включает концевик, подающий сигнал в самолётные системы о закрытии панели.
Ну вот, со штатной работой системы мы примерно ознакомились.
Теперь пройдёмся по дефекту.
Залезнув к панели и взглянув на актюатор, стало заметно, что кран заправки закрыт не полностью.
Клювик на валу крана не доходил до метки закрытого положения, а тросик при этом уже был полностью вытянут.
Видимо, надо регулировать длину троса.
Вынимаем шплинт снизу пальца в отверстии наконечника.
Вынимаем палец из вилки наконечника троса и снимаем его с рычага привода.
Ослабляем гайку на наконечнике, и это позволяет наконечнику свободно вращаться вокруг оси троса, удлиняя его.
Примеряя к закрытому положению крана, в утопленном положении ручки заправки совмещаем отверстия вилки и рычага.
Снова подсоединяем одно к другому, и контрим соединения.
Теперь полностью закрытое положение крана заправки и ручки панели соответствует закрытому положению на приводе.
Проверка показывает, что водичка больше никуда мимо кассы не течёт :)
Poll Фотографии большего размера доступны в альбоме «
Water Fill Vlv Actuator», автор
Lx-photos на Яндекс.Фотках
P. S.
Кстати, да.
Как видно из фотки общего вида изнутри отсека, заправочный/сливной кран находится далеко от самой панели.
Поэтому зимой, при замерзании крана, греть саму панель бессмысленно - тепло по тонкому тросику и трубе не дойдёт до крана.
Греть нужно, направляя горячий воздух непосредственно в отсек - например, через отверстие выпускного клапана системы поддержания давления.
Так-то.