На заре своей трудовой деятельности, еще обучаясь в одном ВУЗе, удалось внести свои полкопейки в дело создания кабины этого самолета...
...А вот сейчас, спустя уже 20 лет зашли посмотреть на него, так сказать, со стороны. Теперь это звезда авиа- и гидросалонов, один из самых необычных летательных аппаратов мира, способный взлетать и садиться на воду и просто никому нафиг не нужный гидросамолет - короче, встречайте Бе-200чс!
В начале 90-х уже всем было ясно, что кроме набиравшего силу министерства по ЧС других заказчиков у самолета не будет. Страна уверенно опускалась на экономическое дно, достичь которого и плотно там прилечь не позволило только неожиданное подорожание нефти и газа на мировых рынках.
Нужен ли этот самолет МЧС, я не знаю. Возможно, осведомленные люди мне подскажут? Я подозреваю, что как амфибия и как самолет-пожарник он не востребован сейчас.
Вот что пишут про его качества по пожаротушению лесов: "При сливе с минимальной скоростью пролета порядка Vпол = 180 км/час и при минимальном времени слива из всех 8-ми баков 15 т воды всего за 2 сек самолет Бе-200 пролетает около 100 метров. При минимальной ширине полосы орошения на земле в 10 м, вся вода «размажется» на площади тушения Fт = 1000 м2. Даже если бы вода распределялась идеально равномерно, то средний удельный расход воды составлял бы ~ 15 л/м2. Это очень близко к минимально требуемому. Но время выпадения воды слитой за 2 секунды, будет не более 5-6 секунд. В крайнем случае, с учетом возможной ее задержки пологом леса, она будет выпадать в очаг пожара около десяти секунд. А по расчетным параметрам тушения, чтобы на тушение твердых горючих материалов хватило удельного расхода воды в 15 л/м2, расчетное время тушения пожара составляет минимум 150 секунд, в 15 раз дольше чем может поступать в очаг пожара вода поданная с пролетающего самолета. А поданная за 10 секунд - она бесполезно сольется с горящей древесины и никакого эффекта тушения от поданной воды не будет. А с учетом неравномерности распределения воды по площади тушения, с учетом неизбежного «промазывания» при сливе воды, учитывая несоответствие формы реальной площади пожара геометрической форме пятна слива воды коэффициент ее потерь будет ещё больше. Коэффициент полезного использования воды на процесс тушения лесного пожара будет менее 1 %."
Возможно, что золотой век гидросамолетов пришелся на вторую мировую, когда они эффективно использовались для обнаружения и иногда уничтожения подводных лодок Германии. С тех пор, полагаю, их значение постоянно снижается.
На это указывает косвенно тот факт, что от создания военного варианта самолета-амфибии А-40 (на основе которого и разработан Бе-200) и других подобных самолетов наше министерство обороны полностью отказалось в 2012 году.
Кстати, в свете грядущего банкротства "Гражданских самолетов Сухого" (как бы это не называли в СМИ) интересно, как обстоят дела у ТАНТК им. Бериева?
Несмотря на то, что мощными менеджерами для осуществления программы продвижения самолета-амфибии Бе-200 на мировой рынок в августе 2005 г. образовано совместное предприятие ЗАО «БЕТА ИР», в состав которого вошли европейский концерн EADS, Корпорация «Иркут», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и швейцарская фирма «ИЛТА Трейд Файненс С.А.», а продвижение Бе-200 в Азиатско-Тихоокеанском регионе осуществляется совместно с малазийской компанией DRB-HICOM Defenсe Technologies SDN BHD, пока в эксплуатации имеется меньше десятка самолетов:
ТАНТК имени Г. М. Бериева - 2 самолёта (опытные экземпляры, №01 и №02). В случае подписания контракта на поставку Бе-200 в какую-либо страну эти самолёты планируется передавать во временное пользование (лизинг) до начала поставок заказанных самолётов.
МЧС России - 6 самолётов. Дополнительно заказано ещё 8 самолётов с началом поставки в конце 2010 года.
МЧС Азербайджана - 1 самолёт.
24 апреля 2013 года подписан контракт на поставку 6 Бе-200 (2 Бе-200ЧС и 4 Бе-200ПС) на общую сумму 8,4 млрд рублей для МО России.
Самолёт Бе-200ЧС, созданный для МЧС России, предназначен для решения следующих основных задач:
пожаротушение;
доставка групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие аэродромы и водоемы;
эвакуация пострадавших из зоны бедствия, поиск и обнаружение кораблей и судов, терпящих бедствие;
точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации;
классификация обнаруженных целей визуально и с помощью бортовых технических средств;
перевозка пожарных команд и грузов.
Особенности конструкции
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 является представителем нового поколения гидросамолетов. Последние достижения в области гидродинамики дали возможность создать Бе-200 с аэродинамическими характеристиками не хуже, чем у сухопутных транспортных самолетов аналогичного класса.
Крылья Бе-200 получили развитую взлетно-посадочную механизацию. Была применена автоматическая система довыпуска закрылков, выдвигающая их во взлетное положение на разбеге, только на высокой скорости, когда высота брызговых струй заметно снижается.
Планер самолета изготовливается в основном из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а в конструкции таких частей планера как носовые и хвостовые отсеки крыла, рули, элероны, закрылки, интерцепторы, хвостовые отсеки киля и стабилизатора, гидрощитки, поплавки широкое применение нашли различные композиционные материалы.
Специально для Бе-200 украинским ЗМКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор Сич» была создана и построена специальная «морская» коррозионностойкая модификация перспективного, высокоэкономичного двигателя Д-436 - Д-436ТП. Два двигателя устанавливаются на пилонах над корневой частью крыла для защиты от попадания воды внутрь при приводнении.
Особенностью Бе-200 по сравнению с другими самолетами-амфибиями является полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать этот самолет для выполнения широкого круга задач. Грузовая кабина самолета впервые в практике отечественного гидросамолетостроения, сделана герметичной на всю длину лодки, при этом все компоненты специальной системы пожаротушения, в том числе и объемные баки для воды, разместили под полом кабины.
Бе-200 обладает высокими маневренными и пилотажными качествами, жизненно необходимыми для противопожарного самолета. Бе-200 - первая машина ТАНТК оснащённая трехканальной электродистанционной системой управления ЭДСУ-200. Кабина экипажа оснащается «истребительными» ручками управления вместо традиционных штурвалов.
Специально для Бе-200 разработана специальная система пожарного оборудования, способная набирать в емкости воду на скоростях глиссирования самолетов-амфибий в диапазоне 0,9 - 0,95 от скорости взлета. Модификация Бе-200ЧС отличается от базового варианта наличием дополнительного оборудования.
На самолете установлены новые системы ЭДСУ и СПУ-200ЧС, бортовая система наблюдения AOS, система внешнего звукового оповещения SGU-600, прожектор SX-5. В грузовой кабине оборудованы рабочие места для двух наблюдателей, оснащенные блистерами для визуального поиска целей, а также размещены надувная шлюпка «Орион-25С» и грузовое оборудование. Стенки и потолок кабины закрыты декоративными панелями изготовленные британской фирмой AIM Aviation.
ну и в заключении, для ленивых зануд - технические характеристики:
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: до 64 пассажиров
Длина: 32,05 м
Размах крыла: 32,78 м
Высота: 8,90 м
Площадь крыла: 117,44 м²
Габариты кабины (ДxШxВ): 18,7 м x 2,4 м x 1,8м
Масса пустого: 28000 кг
Масса полезной нагрузки: 8000 кг груза, а также 12 м³ воды в баках (8 секций водяных баков, с возможностью одновременного или последовательного сброса)
Максимальная взлётная масса: С воды: 40000 кг, с суши: 42000 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД Д-436
Тяга: 2 × 7500 кгс
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 700 км/ч на высоте 7000 м
Крейсерская скорость: 550-610 км/ч
Скорость при взлёте: 220 км/ч
Скорость при посадке: 195 км/ч
Скорость при наборе воды: 100-120 км/ч
Практическая дальность: 3100 км
Практический потолок: 8000 м
Скороподъёмность: 8 м/с
Предыдущие/следующие части: