Прогулка городом Михельсона. часть 3

Jun 06, 2007 11:22

(Продолжение. Начало см. в первой и
второй части)

Еще одну крупную усадьбу Фридрих Густавович приобрел в начале минувшего столетия. Это произошло почти случайно. Перед тем Киевское литературноартистическое общество - популярное в городе творческое объединение - собиралось соорудить на Фундуклеевской, 10 (теперь ул. Богдана Хмельницкого) собственное здание с огромным концертным залом...

Но именно тогда в местном домостроительстве случился кризис, и несостоятельная интеллигенция вынуждена была продать усадьбу. А перекупил ее Михельсон, который оценил удачное расположение площадки. Уже через год с небольшим здесь выросло мощное пятиэтажное сооружение с развитыми подвалами, образовавшее каре с продленными в тыл боковыми крыльями. От разнообразия его функций разбегались глаза: в доме разместились жилые квартиры, ресторан, аптека, магазины, а также окружное правление путей сообщения, клуб автомобилистов, Общество искусства и литературы с драматической школой и вдобавок женская гимназия, которую закончила Алла Тарасова - будущая прославленная актриса, звезда МХАТа.



Дом Михельсона среди своих не менее респектабельных соседей



Фасад выглядит очень нарядно - арки, лепнина, прочие архитектурные "излишки".



Двор выглядит несколько мрачновато, но на самом деле - там очень уютно



Подвалы и сегодня выглядят убедительно, как неприступная крепость



Футуристический вход в какую-то фирму с громким названием "Концерн..."



Потолок арки. Некогда тут были фонари. В наш технологический век лампочек нет - их заменили кондиционерами

Перечисленных усадеб и учреждений, связанных с именем Фридриха Михельсона, было вполне достаточно, чтобы о нем знал весь город. И не только как о застройщике и собственнике доходных зданий. Предприниматель-миллионер отнюдь не сторонился общественных интересов. Даже неоднократно поступался выгодой ради добрых дел. Вот что, например, писала ему настоятельница Покровского женского монастыря Каллисфения в 1899 г., во время сооружения соборного храма обители: «Милостивый государь Фридрих Густавович! Третий год уже на исходе, как Вы поставляете кирпич для постройки храма в Киево-Покровском женском общежительном монастыре. Несмотря на то, что цены в течение этого времени в г. Киеве на материал растут с каждым днем, Вы, будучи душевно расположены к нашему благому и святому делу, поставляете свой кирпич по той же цене, по какой поставляли и в начале постройки храма...».

…Многочисленное потомство Михельсонов после смерти отца осенью 1908 г. разделило наследство в равных долях. И было же что делить! Общая оценка наследства составила 2,5 млн царских рублей. Причем домовладения Михельсона, как на подбор, размещались в самых удобных и престижных уголках города. К слову, один из его отпрысков, инженер по специальности Макс Фридрихович Михельсон, в известной степени продолжил родительское дело: он добавил к михельсоновским имениям крупные здания по улицам Львовской (Артема), 14-а; Пушкинской, 23; Тарасовской, 9. Пройдемся же по некоторым из этих адресов.

Дом на Тарасовской, 9 (по нынешней нумерации он прибавил к своему номеру букву "а") произвел на меня впечатление молчаливой громадины. Он действительно выглядит очень впечатляюще и солидно. Несмотря на то, что вокруг есть дома и повыше и, может быть, покрасивей, кажется что дом этот стоял тут всегда и будет стоять вечно.

Отдельно стоит сказать о дворе. Пройдя через арку как будто попадаешь в другой век. Исчезают назойливые гудки автомобилей, стоящих в пробках, отдаляются шумы большого города. И вы остаетесь с домом наедине. Пусть он запущен, его окна местами зияют выбитыми стеклами, но, видимо, у него есть душа.



Дом настолько велик, что его трудно сфотографировать целиком



Двор в стиле "колодец" образует замкнутое пространство



Башни - любимый прием архитекторов тех времен

Дом на Пушкинской, 23 совсем другой. Яркий, праздничный и парадный, чем-то похожий на музыкальную шкатулку. В архитектурных формах этого дома правит бал круг: обрамление двери подъезда, угловая башня, да и большинство резких прямых линий тут также скруглены.



Фасад дома 23 по улице Пушкинскй



Двор замкнутый, но уютный



Угловая башня



Круглое обрамление входа в подъезд

Время неумолимо, и в последние несколько лет Киев меняется все стремительней. Появляются высотки, уничтожается застройка, многие годы определявшая архитектурное лицо города. Изменения коснулись и "города Михельсона". О снесенных ранее "Караваевых банях" я уже говорил.
От старого дома на Владимирской, 47 осталась только лицевая часть, которая отреставрирована и увенчана мансардой, а в тылу выстроен высоченный новый дом. На Владимирской, 23/27 проведена реконструкция с надстройкой. В доме на Тарасовской, 9 расположен один из корпусов Института Пищевых Технологий, расположенного неподалеку и дом выглядит довольно запущенным. Заглядываются инвесторы и на обширный участок по Пушкинской, 35-37. Сейчас эта группа домов отселена и всячески ограждена от любопытных глаз. Впрочем, появившаяся совсем недавно на доме № 35 "охранная" табличка может как-то повлиять на его дальнейшую судьбу.

Использован текст: "Корифей рынка недвижимости" (ЗИНОВИЙ МОГАР)
"Власть денег" (http://www.vd.net.ua/journals/articles-1328?arch=1)

История, Киев

Previous post Next post
Up