На рубеже XIX-XX вв. из года в год солидный господин с окладистой бородой являлся в качестве депутата Киевской думы на собрания «отцов города». Но ошибались те, кто надеялся услышать от него хотя бы слово во время бурных дебатов, в которых решались жизненно важные для Киева вопросы. Бородатый господин внимательно выслушивал чужие мнения, однако сам помалкивал. Можно сказать, что в его деятельности реально проявился принцип: «Молчание - золото». Его имя - Фридрих Густавович Михельсон.
Выходец из Германии, родившийся в июне 1840 г. в городе Вейссенштейне, он успешно натурализовался в Российской империи, получил статус купца 1-й гильдии. Несколько десятилетий его жизни и успешных занятий разнообразнейшим бизнесом были тесно связаны с Киевом.
Бизнесмен на все руки
Михельсон входил в число ведущих киевских фабрикантов строительных материалов. На Сырецкой улице, где в изобилии залегала синяя глина, ему принадлежал хутор с крупным кирпичным предприятием. Там трудились свыше 120 рабочих, производивших высококачественный кирпич (стоил он порядка 15-20 рублей за тысячу штук). Киевляне охотно облицовывали им фасады, не пользуясь штукатуркой. На Демиевке купец Михельсон владел стекловарным предприятием.
То, что купцу удавалось быстро и в значительных объемах возводить здания, вполне естественно - строительные материалы-то у него были свои. Можно смело утверждать, что по универсальности принадлежавших ему помещений, по разнообразию арендаторов недвижимости с Михельсоном едва ли сравнится кто-либо из киевлян того времени. Из своих домов он мог составить целый небольшой город, где были многочисленные квартиры, промышленные предприятия, гостиницы, средства связи, школы и гимназии, конторы, магазины, бани и многое другое.
Город Михельсона
Совершим воображаемую прогулку по «городу Михельсона». Это тем приятнее, что его владения размещались в самых живописных кварталах исторического Киева.
К примеру, еще с 1873 г. купцу принадлежала просторная усадьба № 23/27 на углу Владимирской и Софийской улиц, прямо напротив Софии Киевской. Уже имевшийся здесь угловой объем был вскоре дополнен пристройкой и флигелем. Сооружение декорировалось в романтической манере, напоминая строения западноевропейского Средневековья. Удачное расположение усадьбы перед святым местом гарантировало неизменный спрос. Первые этажи, как водится, занимали магазины. В крыле со стороны Прорезной была устроена гостиница под названием «Женева». Здесь останавливались те, кого привлекал уют киевской старины. Реклама извещала: «Прекрасно меблированные комнаты, с новою изящною обстановкою. Цены весьма дешевые. Прислуга очень аккуратна. Гостиница расположена рядом с телеграфною станциею, вблизи Крещатика и театров, в нескольких саженях от Софийского собора, Михайловского монастыря и здания присутственных мест». Упоминание о телеграфной станции объясняется тем, что и в самом деле часть дома Михельсона со стороны Владимирской улицы арендовала телеграфная контора. Тогда именно телеграф обеспечивал самую скорую и надежную связь. Через эту контору в город со всех сторон слетались новости.
Сооружение декорировалось в романтической манере...
...напоминая строения западноевропейского Средневековья
К началу 1890-х сложился еще более значительный комплекс построек Михельсона на той же Владимирской, в усадьбе № 47. Здесь вырос замкнутый по периметру корпус, оформленный в стиле ренессанс, а на благоустроенном внутреннем дворике оборудовали над подземными службами красивую площадку с фонтаном. И в этом комплексе тоже, кроме жилья, размещались общественные учреждения. В частности, на протяжении десяти лет находилась известная «Рисовальная школа» Николая Мурашко, где учились будущие яркие мастера, украинские художники Михаил Жук и Григорий Светлицкий, а также «отец абстракционизма» Казимир Малевич. Там же действовали частная женская гимназия и детский сад для маленьких поляков, с которым в период Первой мировой войны сотрудничал прославленный польский писатель и педагог Януш Корчак.
Здесь вырос замкнутый по периметру корпус...
...оформленный в стиле ренессанс
Отделка фасада и сегодня поражает своим изяществом
Много сооружений Михельсона расположились на улице Пушкинской.
На нечетной стороне, на объединенном участке № 35-37 в разное время он возвел два смежных трехэтажных фасадных здания, а позади них - такие же два флигеля, причем фасады флигелей оказались едва ли не красивее лицевых сооружений (правда, надстройка советского времени несколько подпортила впечатление). На одном из флигелей до сих пор можно разглядеть большую букву «М» - инициал домовладельца. Все эти корпуса использовались как доходное жилье, но часть помещений здесь занимало Окружное пробирное управление, которое принимало разные изделия и материалы на испытание и клеймение.
"Парадный" вид с улицы Пушкинской
Фасады флигелей оказались едва ли не красивее лицевых сооружений
Отделка фасадов не лишена помпезности и вычурности
Маскарон над входом во флигель
Продолжение. часть 2 источник: "Корифей рынка недвижимости" (Текст ЗИНОВИЙ МОГАР)
"Власть денег" (
http://www.vd.net.ua/journals/articles-1328?arch=1)