Пусть расцветают сто многоразовых ракет

Apr 20, 2020 08:39

В 2013 году, когда Маск еще только собирался повторно использовать первую ступень, я сделал пост с расчетом и оценками затрат массы на разные способы посадки. Сейчас, когда повторно используемые ступени уже никого не удивляют, интересно глянуть на то, какие варианты летают и разрабатываются.


Read more... )

облегчение доступа в космос

Leave a comment

Comments 414

alexbreeze April 20 2020, 05:34:32 UTC
"Может быть, ко второй половине века и найдутся оптимальные решения, которые станут стандартом."-я так понимаю новых двигателей эффективней нынешних в разы, нам ждать не приходится. Как и полетов на Марс на своей жизни мы не увидим.

Reply

и полетов на Марс на своей жизни мы не увидим ecort April 20 2020, 06:01:33 UTC
"Запомните этот твит!"©

PS у вас не терминальная ли стадия, часом?

Reply

max_andriyahov April 20 2020, 06:02:44 UTC
Ядерный взыроволет типа "Орион"? Законам физики не противоречит, но - надо ли?

Reply

alexbreeze April 20 2020, 08:19:08 UTC
ну а почему нет? если запускать такое с высокой орбиты дальше луны например?Хотя как я понимаю там тоже совсем не близко было до рабочего прототипа.Но опять таки-нам надо много веса с планеты на орбиту вывести. А запускать цепь ядерных взрывов в атмосфере как то не хочется.

Reply


pilot_pirks April 20 2020, 06:03:23 UTC
СпейсХ сначала тоже хотел тормозить на парашютах и даже тесты были, но оказалось, что ступень не выдерживает перегрузок и сминается. Ракетная посадка выглядит интересной тем, что использует по минимуму дополнительные элементы. С другой стороны для нее требуется специальная двигательная установка. На произвольной ракете этот метод не применить.

Reply

lozga April 20 2020, 06:13:59 UTC
Ракетная посадка - это рули, опоры, запас топлива. Минимум дополнительных элементов - воздушный подхват - тормозной парашют (для больших высот и скоростей) и основной парашют.

Reply

max_andriyahov April 20 2020, 06:26:49 UTC
и вертолет а-ля Ми-12

Reply

jr0 April 20 2020, 20:57:50 UTC
Ага, 25 т на внешней подвеске, но там еще динамика, ступень падает.

Reply


slavatrush April 20 2020, 06:27:45 UTC
Маск красавец конечно. Бюджет попилил, стадо поддакивающих хомячков вырастил. Второй Джобс, не иначе

К слову, многоразовые двигатели мягкой посадки рассматривались при исходном проектировании Спейс Шаттла. И отказались от них тогда именно из-за экономической неэффективности, даже по сравнению с одноразовыми ракетами.

Reply

ze_danilla April 20 2020, 06:34:18 UTC
что еще в 70-х годах прошлого века было признано нецелесообразным?

Reply

slavatrush April 21 2020, 09:48:34 UTC
всё, что не противоречит законам физики
а вы можете и дальше верить, что за последние 50 лет они изменились по воле Маска

Reply

ze_danilla April 21 2020, 10:07:29 UTC
tovarish, какое отношение к физике имеет ваше заявление об "экономической неэффективности"?

Reply


agordian April 20 2020, 06:53:39 UTC
Почему бы не сделать стартовые бустеры чисто атмосферными? Интересно, не просчитывался ли кем-то такой вариант: пара беспилотников на базе чего-то похожего на Ту-160 выносят вторую ступень в стратосферу, где отстыковываются. Минус, навскидку, полтора км/с из требуемых восьми. В отличие от ступеней с крылышками такой беспилотник имел бы серьезный ресурс и гораздо больше возможностей для маневров.

Reply

lozga April 20 2020, 07:15:12 UTC
Если лететь медленно, то выгоды особой нет, а сильно разогнаться сложно. Более подробно можно почитать тут

Reply

agordian April 20 2020, 10:23:29 UTC
Я в общих чертах знаком с концепцией - на уровне любителя, конечно. Меня в ней смущает именно лишнее железо, которое приходится поднимать в воздух, чтобы сымпровизировать воздушный космодром. Как следствие - невозможно набрать приемлемую скорость.

Я о другом говорил. К примеру, четыре конуса первой ступени Союза работают всего, по памяти, порядка 100+ секунд и отделяются в стратосфере. Давайте заменим их на чисто атмосферные двигатели сопоставимой мощности. Ту-160 привел всего лишь как аналог атмосферной машины сопоставимой со всем Союзом массы, и способный разгоняться до 2,5 Махов. Если не делать воздушного старта, а заменить первую ступень на атмосферную и сэкономить на окислителе? Для простоты мысленного эксперимента - пусть одноразовую ступень, без крылышек. С соответствующим изменением траектории старта, естественно.

Ну, или недо-скайлайн - еще один аналог - без возможности переключения движка на внутренний окислитель.

Reply

lozga April 20 2020, 10:38:23 UTC
Не получится. Никак. На момент отделения боковых блоков первой ступени высота больше 40 км и скорость больше 1,7 км/с. "Обычные" атмосферные двигатели в таких условиях работать не умеют.

Reply


Спасибо vsatman888 April 20 2020, 07:13:07 UTC
Интересно..Но для сравнения спсобов, нужно, ИМХО вводить фактор "вероятность" успешного спасения ступени.
Не уверен, что Вертолетный подхват будет иметь тот же % успеха, как Бустер Ф9..
Хотя может я заблуждаюсь и это более простой и надежный..

Но участи в процессе человека смущает...допуски по безопасности пилотов сильно сузят диапазон спасения..

Reply

max_andriyahov April 20 2020, 08:50:32 UTC
Скорее - масса и дальность. Ми-12 смог бы, но он не улетит на 600+ км от берега и не вернется обратно.

Reply

fostral2 April 20 2020, 13:18:07 UTC
подвезти его поближе к подхвату на авианосце, например.
На списанном каком-нибудь, бюджетном

Reply

ze_danilla April 20 2020, 16:54:53 UTC
разработать аналог Ми-12 это пара миллиардов, авианосец примерно столько же

инфраструктура и всё такое...

может лучше делать как Маск?

Reply


Leave a comment

Up