Олег КАШИН: Дестабилизация сверху. Пенсионная реформа как приглашение к протестам

Jun 18, 2018 12:00

Реальные участники будущей борьбы вокруг пенсионной реформы находятся во власти


Прямо на наших глазах, в считанные дни жизнь нарисовала удивительную иллюстрацию к словосочетанию «человеческий фактор». Понятно, что его надо учитывать всегда - за всеми станками, штурвалами, компьютерами, за чем угодно, стоят и сидят живые люди, у людей нервы, нервы могут сдать, человек все может испортить, об этом написаны сотни книг, ничего нового. Но чтобы так наглядно и ярко - все-таки очень редкий случай, который, кажется, даже сравнить не с чем. Вот сидят в министерствах, в институтах, в Кремле и, видимо, у Кудрина умные люди - экономисты, финансисты, социологи, пиарщики. Сидят, готовят пенсионную реформу, просчитывают, что положено, анализируют риски, рисуют таблицы, графики. Все придумали, все готово, можно начинать.
И в решающий момент срабатывает человеческий фактор. Один конкретный живой человек, посвятивший 18 лет выстраиванию своего образа в таком духе, чтобы все думали, что от этого человека в стране зависит буквально все, вдруг хочет, чтобы именно эту - очевидно, заведомо непопулярную и социально опасную, - реформу ни в коем случае никто не ассоциировал с этим человеком, с Владимиром Путиным.
На «прямой линии» был явно заготовленный заранее вопрос о пенсионном возрасте, тут бы Путину и сказать, что да, будем повышать, но вместо этого он ответил, что «какие меры будут предложены правительством для решения этой ключевой задачи, мы должны узнать в самое ближайшее время»; «мы должны узнать» - то есть и он, Путин, не знает, что придумали в правительстве, это его официальная позиция - не знать. И спустя неделю, когда Дмитрий Медведев объявит о проекте реформы, Дмитрий Песков скажет, что Путин не участвует в обсуждении реформы, все вопросы к правительству. Оказывается, принцип «их там нет» Путин может использовать и по отношению к самому себе - меня там нет (хотя всем понятно, что есть).
И поскольку во власти все замыкается на Путина, его нежелание ассоциироваться с пенсионной реформой становится главным ее свойством, то есть буквально - главная новость не в том, что повышают пенсионный возраст, а в том, что Путин не нашел в себе сил взять на себя за это ответственность. Анонимная, спрятанная за аватаром Дмитрия Медведева реформа делается значительно более рискованным предприятием, чем если бы Путин на «прямой линии» спокойно сказал - мол, да, повышаем возраст, иначе нельзя. Набор аргументов в пользу реформы, тиражируемый ее защитниками (идеальным в этом смысле стоит назвать сюжет в программе Дмитрия Киселева - «Бодрый шаг, идеальная осанка. И это - в девяносто один год! Старейший преподаватель ставропольского ДОСААФ Дмитрий Скоробогач спешит на занятие»), мог бы даже звучать убедительно, если бы к вопросам о деньгах и о людях не добавился в последний момент вопрос о Путине, ответа на который ни в каких методичках нет.
Субботнюю утечку в «Ведомостях» о том, что в зависимости от возможных протестов реформа может быть смягчена, стоит воспринимать вполне серьезно; культура работы с анонимными источниками во власти в серьезной прессе сложилась давно, и если в «Ведомостях» написано «собеседник, близкий к администрации президента», то имя собеседника знает и редактор, и Кремль, который не возражает против того, чтобы этот собеседник, не называя своего имени, рассказывал газете о том, что думают в Кремле. И утечка о «минимизации негативной реакции» - признак неуверенности в себе уже всей власти, потому что вертикаль так и устроена, что если Путин растерян, то плывет и шатается вообще все. Ожидание массового недовольства можно считать причиной этой неуверенности в себе, а можно - следствием, потому что уже сейчас именно поведение власти маркировало реформу как спорную (а не массовые протесты по ее поводу, которых еще вообще не было).
Это можно назвать дестабилизацией сверху, когда повод для протестов преподносится самой властью. Но вопрос - кому преподносится. Публичных политических сил, для которых пенсионная реформа могла бы стать подарком, в стране нет. Культура социального протеста в путинской России сложилась давно, и в ее основе - консенсусное представление о том, что если не выдвигать политических требований, но быть при этом настойчивыми, то власть может вступить в диалог и пойти на какие-то уступки. Этот принцип мифологизирован и подкрепляется практикой в лучшем случае в половине громких сюжетов, но так или иначе - дальнобойщики с «Платоном», реновация, подмосковные свалки этой весной, вечные проблемы обманутых дольщиков - никогда не было такого, чтобы московским оппозиционерам (условно - бывшей Болотной) удалось встроиться в социальный протест и возглавить его. На страже аполитичного социального протеста стоят прежде всего сами протестующие, которые искренне верят, что становиться перед властью на колени и просить будет эффективнее, чем политизировать и обострять. Эталонной в этом смысле историей уже почти полтора десятилетия остается монетизация льгот, когда после нескольких месяцев протестов власть, как считается, пошла на уступки и смягчила реформу до того предела, чтобы протесты прекратились. В митингах льготников не участвовала «несистемная оппозиция» того времени, зато во многих случаях были основания подозревать местные власти в лояльном или хотя бы нейтральном отношении к протестующим - открыто спорить с федеральным центром губернаторы тогда уже не могли, незадолго до монетизации были отменены губернаторские выборы, и народное недовольство было, помимо прочего, новой по тем временам формой обратной связи между регионами и Москвой и инструментом торга внутри вертикали. И хотя вертикаль-2018 понятным образом отличается от вертикали-2005, потребность в торге с центром и в давлении на центр есть и сейчас у любого губернатора, даже если он максимально верный Кремлю молодой технократ новейшего поколения. Понятные возможности открываются и перед нелюбителями Дмитрия Медведева в федеральной власти - было бы странно, если бы они не воспользовались этой почти вслух объявленной новой уязвимостью правительства. Дестабилизация сверху, спровоцированная неуверенностью Путина, открывает возможности для борьбы прежде всего внутри системы, и все реальные участники будущей публичной борьбы вокруг пенсионной реформы находятся во власти.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 18.06.2018
https://republic.ru/posts/91232
Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
ПЕНСИИ: Реформа или крах (май 2018)
https://loxovo.livejournal.com/8282222.html
ПЕНСИОННАЯ "РЕФОРМА" - Россиян ждет крупнейшее после 90-х "изъятие" денег
https://loxovo.livejournal.com/8282402.html
Экономист Евгений ГОНТМАХЕР о пенсионной "реформе"
https://loxovo.livejournal.com/8282844.html
ПЕНСИОННАЯ "РЕФОРМА" - Кирилл МАРТЫНОВ: Карманы, полные печали
https://loxovo.livejournal.com/8282935.html
ПЕНСИОННАЯ "РЕФОРМА" - Борис ВИШНЕВСКИЙ: Два года на дожитие
https://loxovo.livejournal.com/8283358.html
Антон ТАБАХ - Опасный возраст: почему правительство не решило пенсионную проблему
https://loxovo.livejournal.com/8283553.html
Борис МАКАРЕНКО - Решение и реакция: какой будет политическая цена пенсионной реформы
https://loxovo.livejournal.com/8283866.html
ПЕНСИОННАЯ "РЕФОРМА" - Леонид ГОЗМАН: Пенсионная трусость
https://loxovo.livejournal.com/8284218.html

деньги, власть, настроения, Кашин, пенсии, решение, протест, ответственность, пенсионеры, пенсионный возраст, Путин, правительство

Previous post Next post
Up