Обратный транзит в России: недоразвитый нео-тоталитаризм или авторитарный пост-модернизм? (начало)

Oct 21, 2015 00:15

В ходе экспертной дискуссии, организованной Фондом «Либеральная миссия», ведущие политологи, социологи и журналисты пытались определить новое качество российского политического режима и траекторию его эволюции в последние два года, рассмотреть характеристики режима в сравнительной перспективе и в контексте эволюции понимания типологии авторитарных режимов современной политологией. Является ли новое качество российского политического режима свидетельством движения к нео-тоталитаризму или лишь новой стадией эволюции ренто-ориентированного авторитаризма?
Участники:
Татьяна ВОРОЖЕЙКИНА, независимый исследователь; Лев ГУДКОВ, директор Левада-Центра; Алексей ЗАХАРОВ, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ; Игорь КЛЯМКИН, вице-президент  Фонда "Либеральная миссия"; Дмитрий ОРЕШКИН, ведущий научный сотрудник Института географии РАН; Эмиль ПАИН, профессор кафедры государственной и муниципальной службы Факультета социальных наук  НИУ ВШЭ; Георгий САТАРОВ, президент Фонда ИНДЕМ; Максим ТРУДОЛЮБОВ, редактор-обозреватель газеты "Ведомости"; Екатерина ШУЛЬМАН, доцент Института общественных наук РАНХиГС; Евгений ЯСИН, научный руководитель НИУ ВШЭ, президент Фонда "Либеральная миссия"
Ведущий:
Кирилл Рогов, политолог


Кирилл РОГОВ:
Предмет нашего разговора - обсуждение нового качества политического режима в России. Очевидно, что после аннексии Крыма и войны на Украине мы имеем дело с неким другим режимом. Мне даже кажется, что события февраля-марта 2014 г. можно охарактеризовать как своего рода переворот: принятое в узком кругу решение по Крыму кардинально изменило и внешнеполитические, и внутриполитические балансы, резко понизив вес одних элит и увеличив вес других, бесповоротно отрезало определенные возможности, определило новую траекторию эволюции для позднепутинской России. Впрочем, изменение качества и природы режима началось, видимо, раньше, с 2012 г., с того кризиса, которым было ознаменовано возвращение В.Путина в президентское кресло, и события 2014 г. следует рассматривать как последствие этого кризиса.
Каковы сущностные характеристики этого нового (если он новый) режима или каковы направления его эволюции? Где мы можем расположить его в сравнительной перспективе среди известных нам типов авторитарных режимов? Авторитарные режимы - одно из самых модных сегодня направлений в сравнительной политологии, и кажется, опыт России 2000-2010х гг. добавит нечто новое в общую теорию авторитаризма. Мы наблюдаем историю своего рода «обратного транзита», и интерес сегодня для политолога состоит в том, как далеко мы продвинемся назад по этому пути и насколько устойчивыми окажутся успехи этого политического регресса?
Характер российского политического режима второй половины 2000-х гг. в целом вполне укладывался в рамки концепции "конкурентных, или электоральных авторитаризмов" - режимов, в которых несменяемость власти обеспечивается средствами минимального насилия на фоне относительной популярности режима среди населения. Этот тип легитимации опирался на экономические успехи и не всеобъемлющий контроль СМИ и политической активности. С 2012 г. расширяются как репрессивные практики режима, так и пространство его контроля над масс-медиа и разными аспектами общественной жизни. Принципиально новую роль начинает играть государственная пропаганда. Разрыв с западными ценностями постепенно превращается в идеологическую доктрину или что-то на нее похожее.
Для обсуждения характера и качества происходящих изменений я бы предложил, во-первых, базовую оппозицию тоталитарных и авторитарных режимов, которая была разработана в политологии еще во второй половине прошлого века Хуаном Линцем. Долгое время казалось, что тоталитарная парадигма навсегда осталась в XX веке, но сейчас есть ощущение, что в том или ином виде эта проблематика возвращается в политическую повестку. Насколько можно использовать какие-то понятия концепции тоталитаризма для описания эволюции сегодняшних вариантов авторитарных режимов?
Это не единственная перспектива. Хотелось бы в целом оценить нынешнюю политическую эволюцию в контексте тех типологий недемократических режимов, которые сегодня существуют. Можно использовать, мне кажется, такую важную для многих режимов дихотомию, как «внешняя открытость - закрытость». Например, есть ряд авторитарных режимов, где закрытость является одной из ключевых черт: Куба, Корея, в какой-то степени Иран. Есть режимы идеократические и менее идеократические - это тоже разные способы легитимации недемократического правления. Есть постсоветские авторитарные режимы, которые держатся на своеобразной постсоветской легитимности (здесь часто используют термин нео-патримониализм). Вокруг этих оппозиций мы можем построить наше обсуждение.


Лев ГУДКОВ:
Я думаю, что мы имеем дело с рецидивом тоталитаризма. Это еще не окончательная форма, но нарастают тенденции, которые находятся пока в стадии развития. Эти тенденции не есть нечто принципиально новое, а скорее реанимация и продолжение старого. Поскольку часть тоталитарных институтов оказалась вполне живой, а других образцов и институциональных практик не появилось, в ситуации кризиса легитимности и некоторых экономических проблем идет заимствование, реанимация старых практик и идей в несколько другой композиции.
Концепция «авторитаризма» описывает скорее управленческий сектор и стиль управления, а также технологии господства, чем институциональную систему, и как понятие кажется крайне неопределенным. Тоталитаризм - это более жесткая конструкция.
Что мы имеем в качестве признаков? Во-первых, это сращивание партии и государства: полное подчинение партийной системы государственному аппарату (в нашем случае - Администрации президента). За счет этого достигается полный контроль над кадровыми перемещениями и соответственно управление социальными процессами. Второе - персоналистская система господства. Крайняя централизация принятия решений и, соответственно, легитимности. Третье - всевластие секретной политической полиции, которая действует вне правового пространства. Соответственно, она наделена экстраординарными полномочиями и решает очень много проблем от экономических до управленческих, кадровых, военных и прочее. Еще один признак - это подчинение экономики политическим целям и, соответственно, усиление государственного контроля над экономикой.
Относительно террора - еще одного признака тоталитарного режима. Как мне представляется, это важный, но вторичный, производный признак тоталитаризма. Масштабный террор нужен в отношении сравнительно неграмотного населения. Напомню, что во времена «большого террора» грамотность населения в среднем едва достигала трех классов, поэтому идеологическая проработка была бессмысленна - люди не понимали тонкостей марксизма. Сегодня, при очень высоком уровне грамотности появляются совершенно другие технологии манипулирования общественным мнением в условиях фактической монополии Кремля над информационным пространством. Соответственно, необходимость репрессий, направленных на дисциплинирование и устрашение населения, снижается.
То, что меня смущало раньше, это отсутствие у нынешнего политического режима идеологии. Однако как раз в последнее время масса элементов в этой сфере, которые до того были разрознены, сложились в систему. И теперь вполне можно говорить о наличии идеологии как системы легитимации власти, интеграции населения, охватывающей области и внутренней, и внешней политики. Это - идеология «русского мира» или «разделенной нации», идеология государственного патриотизма, все более и более определяющая деятельность других институтов от системы образования и до суда, политической полиции, экономики и прочее.
То, что эта идеология не носит эсхатологического характера, как другие тоталитарные идеологии, не так важно. В основе всех тоталитарных идеологий лежит некое очень архаическое представление (почвы, расового превосходства, какая-то утопия общинности - религиозной или племенной), реализуемое современными технологическими средствами. В этом смысле обращение к такой архаической идее, как племенной патриотизм или вера в единство происхождения, замещающие классовую борьбу или нечто подобное, как основа политического единства - функционально вполне заменяемые вещи.
Продвижение в направлении тоталитарных институтов обусловлено сильнейшей фрагментацией общества, его дезориентированностью, уничтожением или подавлением любых гражданских посредников. Общество было и так достаточно атомизировано, но сегодня властью предприняты специальные усилия для того, чтобы его структуру предельно примитизировать.
Еще одна причина - очень высокий уровень тревожности и фрустрированности. Это не боязнь политических репрессий, а общий устойчивый страх перед нестабильностью, дезорганизованностью общества, потерей старых институтов. Этот страх формирует спрос на лидера, на патерналистское государство, что и ведет к нынешнему мобилизационному состоянию. И тот уровень одобрения и поддержки, который демонстрируют сегодня опросы, свидетельствует о некоем новом состоянии единомыслия. Насколько оно устойчиво - это другое дело.
Алексей ЗАХАРОВ:
Мне кажется, что в основе идеологии практически всех недемократических режимов, и даже некоторых демократических, лежит учение о существовании внешнего врага, который аксиоматически пытается навредить стране, покуситься на ее территориальную целостность и суверенитет. Некоторым вспомогательным представлением является тезис об игре с нулевой суммой, т.е. наличии в любой ситуации проигравшего и выигравшего.
В идеологии для внутреннего пользования есть несколько очень важных черт. Первый - это отсутствие такой категории, как ценности. Вторая «черепаха», на которой стоит внутренняя идеология, - это учение о том, что демократические институты принципиально не могут работать, по крайней мере, в нашей стране, потому что российский народ не способен этими институтами пользоваться.
Одна из наиболее распространенных классификаций авторитарных режимов выделяет монархии, военные диктатуры, персоналистские и однопартийные режимы. Я согласен с тем, что нынешний российский режим является персоналистским. Есть свидетельства того, что Путин, в частности, сам принимал решение о том, что Крым должен быть именно частью России.
Но главная черта нынешнего режима состоит в том, что лидер пробыл у власти уже 15 лет и, по всей видимости, пробудет еще три года, и еще 6 лет. Если мы посмотрим на статистику стран, где лидер пробыл у власти 24 года или больше (данные по всем странам с 1945 года), то из них всего в 9 случаях это закончилось добровольным уходом лидера (в том числе успешной операцией «преемник», когда полностью недемократическим путем была передана власть, либо уходом по состоянию здоровья), 15 случаев закончились естественной смертью лидера и еще 12 - в результате насильственной смены власти. Еще 8 таких лидеров до сих пор у власти[*]. Исходя из этой статистики мы можем предполагать, что, если не произойдет революции или переворота, то с вероятностью более 50% Путин умрет на своем президентском посту. Поскольку отец Владимира Путина прожил 88 лет, а мать 87 лет, нас, возможно, ждет еще около 25 лет его власти.
Какие особенности у российского режима? Конечно, он является весьма инновационным в плане управления общественным мнением, контроля над СМИ. Это проявляется и в том, как он пытается решить и успешно решает проблему интернета, и в том, как он, используя минимум политического насилия, поддерживает статус-кво.
Один из основных инструментов режима - это борьба с институтом репутации. Это кран от бочонка, который находится в руках Путина: он может налить стакан репутации, и тогда вы будете уважаемый человек. При этом другие источники репутации не приветствуются. И я считаю, что фонд Дмитрия Зимина «Династия», например, пострадал в первую очередь потому, что это был альтернативный маленький бочонок, из которого экспертное сообщество наливало репутацию в маленькие стаканчики. Из-за этого отчасти пострадала Российская академия наук, потому что это был независимый орган. Согласно этой логике, мне кажется, был принят и закон об иностранных агентах: это тоже борьба с чьими-то неподконтрольными репутациями.
Пожалуй, я согласен с тем, что режим движется в сторону тоталитарного. Мы видим некоторые проявления этого: например, человека где-то сажают за то, что он написал стихи про Украину. В моем понимании тоталитарный режим - это режим, который решает за людей, что им можно думать, а что нет. Но при этом мы знаем, что бывают тоталитарные режимы намного более жесткие.


Дмитрий ОРЕШКИН:
Можно согласиться, что есть признаки нарастающего тоталитаризма, если толковать этот термин широко. Но в целом я бы определил существующий в России политический режим скорее как гибридный. Мы видим целую серию гибридов: гибридная война - то ли она есть, то ли нет, гибридная державность, гибридный тоталитаризм.
Какие сущностные черты важны? Советский стиль жизни, когда слова и образы важнее эмпирики. Виртуальный «подъем с колен» важнее падения доходов на фоне роста цен, снижения уровня и качества жизни, реальной свободы передвижения. На повестке снова «духовная» компенсация материальных провалов. В том числе - реального размывания государственных институтов. Теряют смысл выборы как практический механизм влияния на власть. А зачем на нее влиять, если она и так идет единственно верным путем - от победы к победе? Независимый суд - зачем он, если есть мудрое и справедливое начальство? Парламент все больше походит на Верховный Совет СССР. Системные политические партии - на нерушимый блок коммунистов и беспартийных.
Ключевой тезис - идеократичность государства. Это любимый термин А.Г.Дугина. Смысл одних режимов состоит в обслуживании граждан. Смысл других - в достижении некоей великой идейной цели, ради которой граждане могут и должны потерпеть. Идеал может быть марксистским, исламистским, нацистским, фашистским (государство-корпорация), чучхеистским, джамахирийским - каким угодно. В теоретически завершенном виде идеократический режим должен опираться на внечеловеческие факторы: основополагающая Идея низводится или прямиком от Аллаха, или вытекает из объективных законов классовой борьбы (истмат), или, как у Дугина, из столь же объективного геополитического противостояния талассократии (атлантизма) и теллурократии (евразийства).
Таким образом лидеры идеократии освобождаются от личной ответственности - они всего лишь скромные выразители воли провидения или объективного исторического закона. Но, с другой стороны, любая критика в их адрес, не говоря о попытках отстранить от власти, сразу приравнивается к ереси, предательству и преступлению против народа и Родины.
Поскольку на самом деле все идеи конструируются на земле, в функциональном смысле идеократия подразумевает наличие некоторой группы профессиональных носителей истины (сакральных жрецов-эзотериков), которые одни ведают, что идейно, а что нет, и ведут за собой профанное население единственно верным путем. С помощью сурового, но необходимого аппарата принуждения - как же иначе. Понятно, ни о какой демократии в совершенном идеократическом государстве не может быть и речи - когда это пастырь советовался с паствой? Не может быть речи и об ошибке в выборе пути - ибо только носители истины могут судить, насколько они продвинулись к великой цели. Не населению же это решать.
У Сталина была почти совершенная идеократия. У Путина - гибридная. Во время переписи населения 2000 г., заполняя графу «род занятий», он указал услуги населению. Шутка. Через 15 лет, аккуратно воссоздав аппарат почти тотального идеологического и политического принуждения, он превратился в эксклюзивного защитника народа от агрессии США. Интересно, как непринужденно КГБ, 30 лет назад преследовавший православие как разрушительную альтернативу единственно верной коммунистической идее («опиум для народа»), переквалифицировался в аппарат защиты и поддержки православных духовных скреп, сакральных истоков, национального кода и пр. Им неважно, какую идею обслуживать. Важно, чтобы она оправдывала и объясняла их несменяемое пребывание у власти. Так в КНДР легко поменяли устаревшую идею марксизма на более удобную идею чучхэ, оставив без изменения главное: структуру удержания власти и привилегий в руках сакрально-эзотерической династии Кимов и близких к ним силовиков.
В структурном и философском отношении это возврат к первобытному синкретизму, когда государство де факто все меньше нуждается в органах, разделяющих сферы компетенции, а язык - в терминах, описывающих это разделение. Картинка мира упрощается: наверху есть лик власти (царь, вождь, национальный лидер), внизу есть лик народа (трудящиеся массы, племя, народ). Все промежуточное - преходяще, зыбко и необязательно. Что такое губернатор, сенатор, судья, министр? Термины тоже опускаются к родо-племенному уровню. В пределе: братья и сестры, братские народы, Родина-мать, отец народов, «мы» и «они». До этого Россия еще не дошла, но четкое правовое понятие «президент» уже сменилось расплывчатым «национальным лидером».
Отсюда несколько реальных разворотов. Географически - разворот к Азии, с Запада на Восток. Особая цивилизация, евразийцы. На самом деле, это продолжение советского тренда, реконструкция султаната: закрывается столица, которая была «окном в Европу», открывается допетровская столица в Москве. Реставрируется «железный занавес» на западном фланге, информационные рогатки, цензура. В эволюционном смысле - разворот к светлому прошлому. Сталинские это образцы или, наоборот, монархические - не суть важно. И те, и другие предельно мифологизированы, вульгаризированы. Так т. Сталин, в зависимости от обстоятельств, позиционировал себя то как борца с кровавым царизмом, то как продолжателя дела Ивана Грозного, Петра, Александра Невского и Кутузова. И никаких противоречий!
Естественно, это ведет к нарастающему отставанию и самоизоляции. Элита терпит, потому что лучше потерять многое, чем все. Население погружается в когнитивный диссонанс: победами полон телевизор, а жить становится все трудней. В перспективе обострение конфликта между группами (и территориями), чьи интересы и приоритеты связаны с европейскими ценностями (Москва, крупнейшие города, Калининградская область) и консервативными азиатскими региональными субкультурами. Власть - это видно по электоральной статистике - все откровенней опирается на азиатский стиль. Чеченская модель «выборов» одобряется и расширяется, европейская модель сжимается и подвергается осаде в урбанизированных очагах сопротивления.
Режим идет вниз, но дна, чтобы оттолкнуться, нет. Легальные механизмы смены или модификации режима через выборы и законную политическую конкуренцию уничтожены. Значит, его смена произойдет в результате либо заговора разочарованных элит, либо вспышки неконтролируемого насилия, связанного с внутренними или внешними конфликтами.


Максим ТРУДОЛЮБОВ:
Я вернусь к классификации авторитарных режимов Барбары Геддес, которая уже была упомянута. База данных, разделяющая режимы на военные, однопартийные, персоналистские, показывает, что военные режимы живут меньше всех, быстрее заканчиваются и с большей вероятностью приводят потом к (плюралистической? демократической?) политической системе. Однопартийные режимы живут дольше всех, и чаще ведут к конкурентной политической системе. Персоналистские режимы реже всего заканчиваются хорошо, они заканчиваются либо «вперед ногами» (смертью лидера), либо конфликтом, связанным с нерешенностью проблемы преемничества. Это самое слабое место таких режимов - отсутствие институциональной схемы передачи власти. И тогда это становится уже творчеством масс.
Я склонен думать, что у нас персоналистский режим. Он движется отчасти в сторону тоталитарного режима, но я не очень представляю себе такое приближение, потому что для тоталитарного режима нужны очень большие ресурсы, очень существенная мобилизация, которую с большим трудом можно представить в современных обществах. Трудно себе представить такие проекты, как строительство «Магнитки», сегодня. Но необходима мобилизация такого порядка, чтобы прийти к настоящему тоталитарному режиму.
Существенное обстоятельство в наших условиях - это наличие большого количества интересов, которые не совпадают с государственными. Тоталитаризм - это «ничего за пределами государства». Но у нас за пределами государства находится очень многое. Сегодня элита прекрасно играет на стороне государства, на стороне Кремля, потому что это ей выгодно. И до сегодняшнего момента не было таких ситуаций, когда этим игрокам было по-настоящему нужно играть в какую-то другую игру.
Важно и то, что значительная часть интересов зафиксирована не только в России. Оффшорный характер экономики важен, любой большой актив имеет два типа гарантий - внутри и вне. Внутри - это некий неформальный набор гарантий за счет личных отношений и связей, который характерен для персоналистских режимов. А за пределами страны - это формальные гарантии собственности. Это существенное обстоятельство, которое держит режим, и полная изоляция будет означать очень глубокие изменения. Потому что исчезновение внешних формальных гарантий создаст гигантский спрос на справедливость, на некоторые механизмы разрешения конфликтов. В идеале это должно привести к появлению внутри страны суда, институтов разрешения конфликтов.
Попытки решить этот вопрос с помощью амнистии пока не дают результатов. Бизнес практически не реагирует на предложение переводить активы в Россию. Так что мне кажется, что сегодня существенным фактором является то, что Россия находится между двумя модернизациями - между западной и, условно говоря, азиатской, и пока не движется ни в ту, ни в другую сторону.
Брюс Буэно де Мескита в своем знаменитом «Руководстве для диктаторов» исходит из того, что логика удержания власти требует перераспределения активов в пользу наиболее лояльного круга. Собственно основная игра - это работа с приближенными, формирование круга победителей. Если говорить о российской ситуации, то, вероятно, внутри правящей группы существует расхождение между двумя стратагемами. Можно стараться расширять пирог, который делится, или не расширять пирог, а просто делить то, что есть. Первая позиция - это идеи Грефа и Кудрина о новой волне реформ. Для этого нужно улучшить инвестиционный климат, создать экономические зоны и т.д. - по списку Назарбаева. Но Путин этого не понимает или считает опасным. Из этих двух направлений больше шансов победить у тех, кто за передел. Путин вряд ли способен согласиться на реформы, и в любом случае это не будут настоящие институциональные реформы. Эта развилка будет усиливать давление внутри системы, выбор в пользу передела будет вести к увеличению конфликтов и будет подвергаться постоянным испытаниям способность лично Путина решать эти конфликты.
Георгий САТАРОВ:
На мой взгляд, тенденции последних двух лет - это просто ускорение тех тенденций в эволюции политического режима, которые начались больше 10 лет назад. Такое ускорение связано с тем, что вдруг начали рушиться какие-то механизмы устойчивости режима. Модель, которая в результате формируется - это то, что в институциональной теории называется модель рентной экономики (rent seeking economy), модель централизованного регулирования доступа к ренте (в 2000-е гг. появилось немало работ на эту тему). В 2000-е гг. объем ренты в России начал резко расти, и довольно быстро начала развиваться система политического обеспечения присвоения ренты и регулирования этого присвоения. Норт, Валлис и Вейнгаст характеризовали путинскую Россию как естественное государство с режимом ограниченного доступа[†].
Теперь главный вопрос - это противоречие между сформировавшимся политико-экономическим режимом, который предельно заточен на ренту, и двумя другими факторами: начавшимся сокращением ренты, с одной стороны, и институциональной деградацией, с другой. В рамках режима отсутствуют всяческие механизмы компенсации этих проблем. Это противоречие не разрешимо и для режима абсолютно разрушительно.
При этом мне кажется, вопреки сказанному выше, что никакой идеологии у нынешнего политического режима нет. В тех тоталитарных режимах, которые мы знаем, идеологическая миссия шла с самого верха - либо от лидера режима, либо от ближайших к нему людей. В данном случае лидеру и его ближайшему окружению идеология в принципе чужда. По крайней мере, до сих пор они считали, что информационного насилия с вбрасываемыми мифами или диверсиями в отношении либеральной идеологии вполне достаточно. Идеология здесь была не существенна, и влияние этой идеологии на массовое сознание - это типичный социологический миф, что можно подтвердить на социологических данных. Существенный фактор здесь - это агрессивность пропаганды.
При этом рост рейтинга, цифр поддержки - это не проявление поддержки, а инфляции поддержки. Дело в том, что Путин никогда не был персоналистским лидером, на мой взгляд. Это миф, что он умеет хорошо разрешать конфликты. Когда к нему приходили представители двух группировок, он им говорил, идите и договаривайтесь, а потом приходите. Вот его способ разрешения конфликта. Представления, что он внутренний регулятор всего и вся, очень сильно преувеличены, точно так же, как преувеличены его управленческие функции. Его главная функция внутри договора элит - обеспечить поддержку режима с помощью своего рейтинга, личной популярности. Здесь не Путин хозяин, а вот эта бюрократия, которую он защищает: своим рейтингом он гарантирует стабильность режима. Элите это было понятно, и они об этом открыто говорили еще в 2003-2004 гг. И это началось с самого начала: он устраивал шоу во всей стране и во всем мире. Он символическая защита режима.
Итак, у Путина - две функции. Первая - это защита интересов бюрократии за пределами страны. И это сейчас полностью обрушено. Вторая функция - защита бюрократии внутри страны. И здесь, с одной стороны, поддержка есть, но элиты чувствуют, что проблемы нарастают. В результате, возникает механизм инфляции: для того, чтобы демонстрировать, что он им нужен, Путин должен увеличивать вот эту самую цифру поддержки. Отсюда возникают все эти 85% или 89%.
Путин появился как следствие альянса между частью силовиков и либералов. Это был внутренней договор такого либерального рывка в условиях ограничения демократии. Такова была идеология первого президентства, которая потерпела фиаско. И я думаю, что мы увидим сигналы, исходящие от недовольной части правящей коалиции, которая должна компенсировать возникший дефицит. Мы уже видим в публичной сфере вброс сигналов своим. Они будут помогать оппозиции участвовать в выборах и получать более или менее нормальный результат. Сегодня их ограничивает больше всего отсутствие сильной и достаточно консолидированной оппозиции.



Татьяна ВОРОЖЕЙКИНА:
Хотя между тоталитаризмом и авторитаризмом, конечно, не существует жесткой грани, существуют режимы, которые можно характеризовать как промежуточные. С этой оговоркой я все-таки считаю путинский режим авторитарным.
В своей классической работе Хуан Линц (испанец по происхождению и американский политолог) подробно обсуждает различие между авторитаризмом и тоталитаризмом. Для того и другого характерна несменяемость власти на выборах. В этом смысле термины «гибридный режим», «электоральный авторитаризм» мне кажутся излишними, потому что для многих авторитарных режимов были характерны и выборы, и имитация конкуренции. Второе - это та или иная степень ограничения свобод и контроль над СМИ. Третье - репрессии. Опять-таки та или иная степень официальных и еще больше экстра-официальных репрессий была характерна для многих латиноамериканских режимов.
Почему нынешний российский режим, на мой взгляд, не тоталитарный. Как и Ханна Арендт, я считаю, что тоталитарных режимов было два с половиной. Советский, нацистский и на половину итальянский, который не был вполне тоталитарным, если говорить о таком признаке как степень всеохватности контроля. В России контроль, хотя и обеспечивается террором и идеологией, совершенно не носит тотального характера (во всяком случае - за пределами Чечни).
Кроме того, с моей точки зрения, основной характеристикой тоталитарного режима является мобилизация. Режим Муссолини был мобилизационным, но в весьма карикатурном виде, что спасло тысячи жизней. Нынешний российский режим, несмотря на «русский мир», до сих пор ориентирован на пассивную поддержку. Если мы посмотрим на то, как обходится режим с этим «русским миром», то становится очевидно, что ему не нужны активисты, пассионарные носители этой идеи. Он их отстраняет и устраняет. Ему по-прежнему нужно общество телезрителей. Это отнюдь не мобилизационная модель.
Еще одна важная черта: идеология нынешнего российского режима не всеохватна. Я хочу сослаться на последние тексты Дениса Волкова и исследования «Левада-центра», показывающие, что 50% населения вообще ничем не интересуется. Им это все до лампочки, у них огород, свадьбы детей, стройка и т. д. Кроме того, я хотела заметить, что те черты, которые Л.Д.Гудков привел в качестве признаков движения к тоталитаризму: сращение партии с государством, персоналистская система господства, всевластие политической полиции - в Латинской Америке были свойственны авторитарным режимам.
Таким образом, в целом я считаю, что это режим авторитарный, находящийся в стадии ужесточения. Становление авторитарного режима в России началось в начале 2000-х гг., в 2013-2014 гг. обозначили переход от электоральной легитимации к легитимации военной (это термин Николая Петрова), который был связан с кризисом легитимности в связи с сокращением базы поддержки режима примерно на треть в начале 2010-х гг.
Еще одна сущностная характеристика режима - это хищнический авторитаризм. Контроль над экономикой захватили выходцы из репрессивных структур. Но они не могут эффективно управлять бизнесом. Они могут только грабить бюджет, "крышевать", "отжимать" и т.д. Такой хищнический (predatory) авторитаризм, который основан на единстве власти и собственности, где отсутствует правовая защита собственности, рано или поздно ведет к свертыванию конкурентного рынка. Cама логика его политического развития ведет к экономической стагнации.
Опасность тоталитарной эволюции режима, о которой говорил Л.Д.Гудков, существует. Но главным препятствием для возвращения к тоталитаризму является та западная модель потребления, которая утвердилась в России в последние 20 лет и которая, на мой взгляд, несовместима с возвращением к тоталитаризму. Я напомню, что становление тоталитарной системы в Советском Союзе было связано с уничтожением существующей модели потребления в результате гражданской войны и социальной катастрофы. Я не вижу, как ее можно разрушить сейчас без массовых репрессий.
Однако для репрессий нужен репрессивный аппарат. Опыт Латинской Америки говорит, что репрессивные структуры эффективны только тогда, когда у них нет собственных экономических интересов. Когда у них появляются предприятия и контроль над экономикой, они становятся мало эффективны по своей основной специальности. Вместе с тем, в нацистской Германии существовал рынок и сохранялась старая модель потребления, несмотря на кризис 1920-х гг. и жесткое государственное регулирование. Но это было всего 12 лет, и в условиях войны.
Все тоталитарные и большинство авторитарных режимов латиноамериканского типа являлись продуктами внутренних кризисов индустриальной системы. То, с чем мы сталкиваемся сейчас, это постиндустриальная система или ее подобие в условиях «сырьевой модели». Я соглашусь с тем, что есть элементы тоталитаризма: тотальная пропаганда, подчинение этой пропаганде массового сознания. Более того, очевидно, что главный мобилизующий фактор этой пропаганды - это ущемленное имперское чувство, комплекс «нашей неосвобожденной территории» и внешняя агрессия как компенсатор чувства национальной неполноценности.

Окончание:
http://loxovo.livejournal.com/6947142.html

общество, система, крах, Орешкин, тоталитаризм, деградация, Трудолюбов, враги, трансформация, архаика, информация, мобилизация, Эмиль Паин, эволюция, элита, аналитика, Путин, власть, Рогов, имидж, рента, идеология, политологи, контроль, гибридный, режим, институты, Сатаров, Гудков, легитимность, сценарии, авторитаризм

Previous post Next post
Up