Тверия, часть 2 - Северусская синагога в Хамате, римский театр и бани

Jan 19, 2016 08:53

Поскольку первый визит в Тверию нанес мне непоправимую трамву, в этот раз было принято стратегическое решение - сам город ни в коем случае не смотреть и ногой в него не ступать, ограничившись осмотром археологических древностей и раскопок.






Начнем с Хамат-Тверия



Прямо перед нами - турецкий хамам, построенный в 1780 году из базальтового камня. Получил название Сулейман, в честь царя Соломона. Существует легенда, что Соломон посадил чертей в землю и приказал им греть воду, и именно из-за этого в регионе появились горячие источники, столь популярные среди туристов в наши дни (в состав национального парка входят 17 горячих целебных источников, объединенных названием «Хамей-Тверия»). Внутри хамама также расположен небольшой музей.



Немного развалин. Южные ворота города (VI-VIII век)



Рядом с воротами - арки римской бани. Поскольку к иудаизму она отношения не имеет, раскапывать эту часть комплекса не стали.



Останки древнего жилого квартала



Ну и самое главное - древняя синагога с уникальным мозаичным полом. В 2012 году ее изрядно потрепали вандалы, почище чем в Авдате - http://lorien22.livejournal.com/275269.html, раскрасили синагогу граффити, а часть мозаики разрушили. В 2013 году мозаику отреставрировали, а недавно проводили дополнительные работы - я пытался попасть сюда в марте прошлого года - http://lorien22.livejournal.com/282145.html, но не смог, и в итоге поехал в Дганию. А синагога теперь выглядит как настоящий бункер (что радует, особенно учитывая тот факт, что отношение к древностям в Тверии обычно не самое трепетное, мягко говоря)



Синагог здесь было то-ли три, то-ли четыре. Первая была построена в 230 году, когда в Тверии еще заседал Синедрион, и разрушена в том же веке. Уже в III веке построили новую синагогу. Она сильно пострадала в землетрясении 306 году, но была отстроена и действовала на протяжении всего IV века. Именно с этой, второй синагоги, и сохранился потрясающий мозаичный пол с зодиаком, самый старинный в своем роде в Израиле. Еще одна ее особенность заключается в том, что синагога не симметрична - с востока у нее два нефа, а с запада только один. Эта синагога была разрушена в V веке в ходе очередного землетрясения, и над ней построили еще одну синагогу, с большим залом, разделенным на три, двумя рядами колонн. Его можно лицезреть за "бункером".



В южной части "новой" синагоги была своего рода "выемка", в которой стоял синагогальный ковчег.



Эта поздняя синагога просуществовала до середины VIII века, а потом склеила ласты, очевидно в одном из арабских мирных нашествий. Таким образом я насчитал три синагоги - первая 230 года, вторая III века, и поздняя. Может землетрясение 306 года и перестройка второй синагоги считаются за две? Не знаю. Пока - еще немного останков поздней синагоги, включая колонны и мозаику.



Ну а мы отправляемся в главную синагогу



Ну и наконец сама мозаика!



Главная часть мозаики делится на три части



В нижней части мы видим двух львов и посвящение тем, кто пожертвовал бабло на синагогу.



В середине мы видим изумительный зодиак



Знаки зодиака, голые мужчины (водолей и весы), бог солнца Гелиос посредине - как все это связано с синагогой и еврейской верой? Ответ на этот вопрос остается загадкой. Однако учитывая тот факт, что подобное встречалось и в других синагогах в регионе (потрясающая Бейт-Альфа - http://lorien22.livejournal.com/260909.html - самый яркий пример), и обилие  "доноров" упомянутых на мозаичном полу, остается предположить, что в те времена евреи и "гои" были более близки друг другу, и иудеизм не боялся влиянию снаружи, и даже перенимал некоторое стили и мотивы из греческой, римской и элленистской эпох.



По границам зодиакального круга изображены четыре женщины, символизирующие времена года.



Справа - осень с подобающими эпохе символами (гранат, миндаль, виноград, инжир, лилия и зизифус), слева - лето (зерно и серп для уборки зерновых культур). Посредине хорошо видно голые весы, причем написано מונזים, а не מאזניים



Слева - зима (кувшин с водой), над зимой прекрасный голый водолей, справа - весна (на голове венок из роз, просто розы, и блюдце с цветами, тоже розы).



Ну и верхняя часть, наконец, наша еврейская, со всеми подобащими символами - ковчег, две семисвечные меноры, шофар, махта, и четыре суккотических вида - лулав, этрог, ива и мирт



Кстати очень похожий мозаичный пол находится в синагоге в Сусии - http://lorien22.livejournal.com/281452.html - и еврейская часть, и зодиак.



Сбоку от главной мозаики мы видим геометрические узоры и надпись гласящую "Северус (не Снегг), сын великих патриархов, окончил строительство здания. Да будет благословлен он, и Иоллос, надсмотрщик над работами". В честь Северуса синагогу называют также Северусской.




Однако это еще не все - у мозаики есть еще одна часть



Тут тоже есть разные геометрические узоры, и еще одна надпись на греческом, благословляющая Профотуроса, построившего эту часть синагоги. Кстати, в центре узоров можно разглядеть очередную свастику, как выяснилось, едва ли не любимый мотив наших древних синагог - http://lorien22.livejournal.com/308509.html.




Если попробовать подвести черту, то мозаика в Хамат-Тверия безусловно одна из самых красивых и интересных из всех, что я видел (а видел я их уже немало). Так что если кто-то совершенно случайно здесь еще не был - то заскочите на огонек. В Тверии, заслуживает она того или нет, бывает почти каждый турист, а Хамат, на мой взгляд - главная достопримечательность этого разношерстного, скажем аккуратно, города.



А мы отправляемся в следующий пункт назначения - на поиски римского театра.



Почему на поиски, а не просто к театру? Потому что найти его нелегко. Никаких указателей нет, Waze ведет на какой-то пустырь, а сама местность выглядит абсолютно заброшенной.



Однако в итоге поиски оказались успешными



Находится театр у подножия горы Береники. На самой горе, кстати, обнаружили останки византийской церкви и мечеть VIII века. У Ирода Антипы, построившего Тверию в 20-м году, был здесь дворец, возможно дворец принцессы Береники, о котором упоминает в своих книгах Йосеф Бен Матитьягу (Иосиф Флавий). Церковь была построена в VI веке, возможно на развалинах дворца - громадное сооружение, размером в 1400 кв. метров.



Император Флавий Пётр Савватий Юстиниан, более известный как Юстиниан I, построил здесь стену и две башни, высотой 15 метров, однако все сооружения на горе не пережили великого землетрясения 749 года, о котором я уже упоминал не раз - http://lorien22.livejournal.com/291253.html и не два - http://lorien22.livejournal.com/292816.html. Церковь восстановили в эпоху раннего арабского владычества (VIII век) и она была действующей до знаменитой битвы при Хаттине в 1187 году, после которой "королевство" крестоносцев в Галилее прекратило свое существование.



Еще один любопытный факт - мечеть и церковь находились рядом на горе Береники, и похоже действовали одновременно, служа каждая для своих нужд, без стычек. Были, очевидно, и такие мирные времена. Похожая по стилю мечеть была обнаружена в Дамаске и в иорданской Герасе, где я, увы, еще не был.



Что-то я увлекся горой, на которую даже не поднялся (времени не хватило, но теперь есть причина, надеюсь достаточно хорошая, вернуться в Тверию), и совсем забыл о самом театре.



Как я уже говорил, театр построил Ирод Антипа, и он был неотъемлемой частью города. В 30 метрах к востоку от театра проходила Кардо, главная улица Тверии, в 150 метрах к северо-западу находилась баня, а в 200 метрах к югу - городские ворота. Отмечается, что при этом Тверия была еврейским городом, что еще раз указывает на то, что в те времена ко влиянию снаружи евреи относились более терпеливо.



Сейчас, как мы видим, древний город смотрится не так величественно, но вид по-прежнему впечатляет, даже в состоянии полной заброшенности.



Обнаружила театр археологическая экспедиция Еврейского унивеситета во главе с Изхаром Гиршфельдом, одним из ведущих археологов Израиля. Гиршфельд (кстати родившийся в кибуце Бейт Кешет, про который я писал буквально неделю назад - http://lorien22.livejournal.com/310931.html) раскопал бани в Хамат Гадере - http://lorien22.livejournal.com/282567.html, хурвот Акев и Алек в Рамат ха-Надив, поход к которым я давно планирую совершить, и все никак не выберусь, уже упомянутую синагогу в Эйн Геди, и один из монастырей в Иудейской пустыне (Хирбет Ад-Дир). Кроме этого он исследовал Кумран и иудейскую секту Ессеев, Иродион, Шивту, набатейскую дорогу благовоний, монастыри в иудейской пустыне и монастыри возле Газы.



Находка театра стала сюрпризом, так как про него нигде не упоминается. В Хазаль упоминает "Стадион, а Иосиф Флавий говорит об "Ипподроме" . Театр был построен в три этапа: первый в начале I века включал сцену, орхестру, и 5000-6000 сидячих мест. В середине второго века был перестроен, чтобы служить также амфитеатром. В конце IV века вновь был перестроен, и возле нижних сидячих мест построили трибуну. Театр прослужил до конца V века, после чего был заброшен, и в итоге разрушен все тем же великим землетрясением 749 года. В эпоху аббасидского халифата (IX век) на развалинах театра был построен жилой квартал, который существовал до конца эпохи Фатимидов (XI век). В ходе археологических раскопок остански квартала пришлось снести, чтобы раскопать находящийся под ними театр.



Увы, на этом славная история раскопок заканчивается. Муниципалитет Тверии якобы планирует сделать театр частью археологического парка, но сколько лет этим планам, и будут ли они претворены в жизнь - очевидно знает только тот, кто смотрит на театр сверху. Я нашел в Википедии карту пресловутого "парка" - вот как это должно было выглядеть.



Театр еще выглядит сравнительно неплохо. Сейчас мы с вами отправимся в бани неподалеку. Это вообще песец.



Я вообще обнаружил сооружение совершенно случайно, увидев "крышу" в объективе фотоаппарата, когда снимал театр.



Отсюда все начало напоминать первый визит в Тверию - http://lorien22.livejournal.com/273299.html. Страх, ужас, отвращение, заброшенность, грязь, недоумение - в общем весь набор.



Конечно все это не в первой - подобные радости я уже видел в монастыре Св. Мартирия - http://lorien22.livejournal.com/294027.html, мошаве Шавей Цион - http://lorien22.livejournal.com/310508.html и совсем недавно в Эйн Яэль - http://lorien22.livejournal.com/312350.html, но Тверия, поверьте мне, это радость сама в себе.



Вот так оно выглядит. Как-то затрухлявший матрас, на котором очевидно ночуют бомжи, всюду мусор, пивные бутылки - все как полагается.



Напомнило мне недавнее посещение крепости в Ашдод-Ям - http://lorien22.livejournal.com/309634.html



Мне даже удалось обнаружить табличку. Похоже ей столько же лет, сколько самой бане.



Останки мозаики. Сохранность подобающая.



Только гора Береники продолжает радовать глаз



Прогуляемся еще немного. Рядом с баней должно было быть феодальное поместье, типа богатый дом аристократа (Manor House). Похоже сохранился он примерно как баня.



Самое смешное - пока я не свернул сюда на поиски клада, в этом месте не было никого. Но вслед за мной сразу увязалось несколько групп туристов. Нечто подобное происходило и в Исландии - начинали мы первые, а за нами сразу, очевидно думая, что раз мы туда идем, значит там что-то есть, увязывались то японские, то другие туристы, в непотребных количествах. Ну и ладно. Может кто-нибудь из них напишет в муниципалитет или еще куда про это безобразие.



Знаю, я обещал, что в сам город ни ногой, но в итоге я таки вышел к стене крепости.



Подошел к местной падающей башне (тут это не достопримечательность, а очередной признак запущенности)



Полюбовался на крабов в воде




На церковь и на Кинерет.



Пожалуй это единственное, что внушает оптимизм в Тверии - природа. Сколько здесь не гадят, сколько гор мусора не оставляют, гора Береники и озеро Кинерет по прежнему остаются прекрасными. На этой позитивной ноте и завершим.

Мозаики, Север Израиля, Путешествия, Археология, Исследуем страну, Израиль

Previous post Next post
Up