В школьные годы я был, к сожалению или к счастью, типичным подростком - меня интересовали футбол, секс, наркотики и рок-н-ролл, а уж никак не история Израиля. Даже исторический факультет в университете и охватившая меня в те годы страсть к путешествиям не развили во мне, увы, интереса к истории собственной страны - я бредил Италией и Микеланджело, Петербургом Достоевского, Дублином Джойса - чем угодно, но только не осушавшими болота пионерами, которые своим потом и кровью построили мне прекрасную страну. Даже в последние годы, уже забираясь в каждый уголок Израиля я почему-то никогда не задумывался - а откуда, собственно, все начиналось?? И вот, наконец, пришло время исправить это досадное упущение. Этот пост посвящен первым еврейским поселениям на территории Эрец-Исраэль - Менахамии, Дгании Алеф и Бет, а также всем Кинеретам - Мошаве, Хацеру и Квуце.
Начнем мы с Менахамии
Менахамия - первое еврейское поселение (мошав) в Иорданской долине. Оно было основано в 1901 году после объедения Абудии и Мильхамии. Сначала здесь поселилось пять семей, потом переехало 12 семей из Мильхамии, а потом еще восемь семей из Зихрон Яакова -
http://lorien22.livejournal.com/276224.html. В 1921 году поселение переименовали из Мильхамии в Менахамию, в честь Менахема Самюэля, отца Герберта Самюэля. Здесь разводили кур, однако они часто болели, поэтому здоровых птиц использовали как наседок, чтобы в рационе были яйца. А если хотели поесть мяса - кушали голубей, которых здесь тоже разводили. А вот и голубятня тех времен.
Рядом с голубятней мы видим Дом первопроходцев и Музей "Дом-Врача", названный в честь Макса Гилиота - аптекаря по образованию, который по совместительству стал и врачом, и акушером и психологом. Раз в неделю, в счастливые времена холеры и тифа, Макс объезжал округу раз в неделю на осле или лошади, и обслуживал как жителей Менахамии, так и арабов в деревнях вокруг. Сам дом был построен в 1902 году, и использовался в качестве поликлиники. Были в нем и жилые комнаты для медперсонала. В 1985 году здесь открыли музей, который рассказывают как историю поселения, медицинскую историю округа и показывает различные медицинские экспонаты тех лет. К сожалению, это единственный, как мне показалось, отреставрированный старинный дом в Менахамии. Все остальные дома на "Улице основателей" выглядят очень плохо.
Это дом семьи Ротштейн, построенный примерно в те же годы. Шалом Ротштейн был одним из пяти "первых пионеров", поселившихся в Менахамии. Дом в ужасном состоянии, к нему даже практически невозможно подобраться.
Женщина в Музее Дома-Врача мне долго рассказывала, что сейчас они как раз "реставрируют" все дома, и что к Песаху все будет приведено в надлежащий вид, но очевидно она имела ввиду Песах лет так через десять, так как мне не совсем понятно, как именно они намерены починить этот дом за оставшуюся неделю, и, как говорил Яир, откуда возьмутся деньги. Но в общем понадеемся, что когда-нибудь улицу действительно приведут в поярдок, и она будет не менее красивой, чем Улица Основателей в Мошаве Кинерет, о которой я расскажу чуть позднее. А вот еще один из старых домов на Мейясдим в Менахамии - состояние чуть получше, чем у дома Ротштейнов, но не намного.
Есть на улице и типа здания мэрии
Изначально это был жилой дом. В 1952 году в нем расселили местных чиновнегов, а здание расширили под муниципальные нужды, и надстроили второй этаж, который, как утверждает табличка на доме, "охраняет" исторический первый этаж) Ну, хуле.
Больше я в Менахамии ничего интересного не обнаружил, поэтому едем дальше - в Хацер Кинерет
Ферма Кинерет или Хацер Кинерет - комплекс на въезде в Мошаву Кинерет (а есть еще и Квуцат Кинерет, чтобы вы не расслаблялись) - был основан в 1908 Всемирной сионистской организацией году по предложению ее директора, д-ра Артура Рупина - одного из основателей Тель-Авива, и Рехавии - первого еврейского квартала в столице Израиля. О печальной истории его дома в Иерусалиме можно прочитать здесь -
http://lorien22.livejournal.com/244611.html, а мы продолжим.
Название, кстати, ей дал не кто иной как Шмуэль Йосеф Агнон. В 1909 году сюда приехала "святая троица" - Бен-Цион Исраэли, Ноах Нафтульский и Меир Ротберг - основатели группы Кинерет, и начали проводить на местности сельскохозяйственные работы, используя "Моторный дом" (Бейт ха-Мотор") в качестве источника для орошения. Я вообще-то планировал рассказать об этом доме чуть позднее, но раз уж пошла такая пьянка.
Это здание, или, как его называли ранее "Институт" для выкачивания воды из Иордана, был построен в 1910 году - первый в своем роде. Именно здесь и жила святая троица, используя воду для выращивания овощей, ваты и пшеницы. Именно отсюда и началась эпоха орошения в сельском хозяйстве (да простят меня разбирающиеся в теме). Это место беспрерывно служило для выкачивания воды до 1928 года - а потом колодец был заброшен. Бейт ха-Мотор отреставрировали в 1988 году, а в 1994 году здесь открыли музей.
А мы возвращаемся в Хацер Кинерет. В том же 1910 году Рупин решил разделить ферму и отдал территорию Ум-Джуни другим поселенцам. На этой территории потом была создана первая квуца (группа) - Дгания. В 1913 году ферму передали квуце Бен-Циона Исраэли. В ней состояло девять человек, и со временем они стали Квуцат Кинерет, которая переехала на постоянное место жительство неподалеку в 1929 году. К сожалению туда я не заехал, решив, что в Квуце ничего интересного нет, и, как часто бывает, ошибся - там есть как минимум три интересных дома, в одном из которых в том числе жила Наоми Шемер. Однако опять-таки не отвлекаемся.
Несколько лет ферма процветала, здесь жили и действовали А.Д. Гордон, Берл Каценельсон и Залман Шазар, работала поэтесса Рахель и другие. В 1919 году была предпринята попытка создать на ферме одну большую квуцу под названием "Группа Шестидесяти" - с целью объединить членов группы Хацера Кинерет с рабочими, которые возделывали землю за пределами фермы. Однако как известно, сколько евреев, столько и мнений, и все они между собой что-то не поделили. Начался кризис и депресняк, и в 1921 году большинство членов квуцы покинуло Хацер, и основали первый кибуц - Эйн Харод (который в итоге тоже разделился на два - Эйн Харод Меухад и Эйн Харод Ихуд). В 1922 году к поселенцам Кинерета присоединилась новая квуца из Вильнюса, и ферма немного ожила. Позднее в Хацер приезжали все новые группы поселенцев, которые со временем основали кибуцы Афиким, Эйн Гев и Мааган.
Когда-то здесь был хан, который потом стал чатью комплекса. В наши дни здесь мини-музейчик, в котором рассказывается о первых поселенцах и их жизни на ферме.
К сожалению, в наши дни место выглядит заброшенным почти как Менахамия. Всюду ведутся какие-то строительные работы (в надежде по реставрации), все в лесах и развалинах, а в исторических комнатах хранятся стройматериалы, инструменты и всякие банки из под красок. Можно подумать, что здесь не главный исторический комплекс современного Израиля, а какой-то склад-сарай.
Женщина, ответственная за комплекс сунула мне в руки какой-то блокнот, в котором якобы "все написано", и сказала - гуляй в свое удовольствие. Потом порадовала меня заявлением, что поскольку сегодня на территории Хацер Кинерета проходит мероприятие, денего за посещение "Провала" она с меня не возьмет. На мой вопрос, а за что, собственно, берут деньги, мне было сказано, ну как же, мол, ты вошел в комнаты (была открыта одна комната, в которой был хан), тебе дали блокнот - это же много. На попытки взять брошурку, мне сказали нельзя, бюджет закончился. В общем странно. Надеюсь гиды здесь знают свое дело. В Мерхавии, например, это очень добавило -
http://lorien22.livejournal.com/277381.html. На этой веселой ноте мы покинем Хацер Кинерет, и в Мошаву Кинерет, а точнее на Улицу Основателей.
Как можно догадаться по вывеске, Мошава Кинерет была основана в 1908 году. Сначала здесь жили крестьяне, но четыре года спустя улицу заселили пионеры Второй алии.
Этот дом построен в 1911 году и изначально служил поликлиникой. Здесь оказывали медицинскую помощь жителям мошавы, фермы (Хацер Кинерет) и жителям первых поселений в Иорданской долине. В наши дни здесь располагается музей, который так и называется - Музей Кинерет.
Напротив располагается Бейт ха-Моаца ха-Мекомит, дом, в котором располагался местный совет. Был построен в 1912 году. Изначально служил школой и детским садом. В сороковых годах прошлого века здесь был служил складом для оружия, жилым домом военного начальника и телефонным центром. В наши дни здесь располагаются офисы местного совета и приемная для гостей, в которой проходят различные конференции и лекции в память первых жителей поселения.
К сожалению и здесь не все дома отреставрированы. Есть, например, такие здания.
Табличка на следующем доме гласит: семья Коэн. Я так и не понял, живет ли тут семья Коэн в наши дни, или это фамилия первооснователей, которые жили в этом доме тогда. То же самое касается всех остальных табличек.
Дом семьи Абрамсон
Красивый дом напротив. На фоне - озеро Кинерет и все дела. Пасторально, однако.
Дом семьи Израэли
На крыльце соседнего дома - семьи Вайсенберг - восседал его жилец и совершал молитвенный обряд. Был весьма сосредоточен и никакого внимания на толпы туристов и фотографа в образе вашего покорного слуги не обращал.
Еще один красивый дом. Когда-то здесь был амбар семьи Блинков, которая вела тут свое хозяйство. В доме, начиная с 1911 года работали и жили уже упомянутый Каценельсон и Йосеф Трумпельдор. Здесь так же был подпольный склад оружия и проводились учения солдат. В наши дни здесь расположен музей, в которым выставлены орудия труда той эпохи.
Следующий дом - самый известный в мошаве, Бейт Трейдель. Построен в 1912 году за пределами стены, окружавшей улицу. В 1929 году в ходе арабских погромов служил своего рода крепостью и оборонным постом, и в нем прятались все женщины и дети. Бейт Трейдель послужил источником вдохновления для поэта Яакова Фихмана, написавшего про него песню "Легенда".
На этой прекрасной ноте мы прощаемся с Мошавой Кинерет и отправляемся в не менее (а может и более) знаменитый кибуц (или квуцу) - Дгания Алеф.
Дгания Алеф была основана в 1910 году, и считается в наши дни "Эм ха Кибуцим", "Матерью" всех кибуцев в Эрец-Исраэль - это несмотря на тот факт, что она не была кибуцом а была квуца). Название было выбрано в честь пяти злаков (злак на иврите "дган"), выращиваемых в регионе. На фото мы видим первый дом и столовую, оба имеют свою историю.
Первый дом в Дгании был построен в 1912 году в стороне от сельскозяйтсвенного двора в европейском стиле. На каждом этаже четыре комнаты (без сортира - как я недавно писал, первый сортир внутри дома построили в Бейт Фанберг в Хадере -
http://lorien22.livejournal.com/281858.html), и центральный зал посредине. В каждой комнате ккто-то жил (в том числе уже упомянутые А.Д. Гордон и поэтесса Рахель). В ходе Первой Мировой войны турки отняли дом для немецких пилотов, которые делали вылеты из аэропорта, расположенного в Цемахе. Оригинальные жители в то время ютились в сарае или в хибарке, построенной в сельскохозяйственном дворе.
Дом был отреставрирован в 1980 году и в наши дни служит дирекции кибуца. А теперь немного про столовую (на фото ниже слева)
Оригинальная столовая была построена в то же время, что и первый дом - в 1912 году, однако это менее интересно. В 1936 году здание перестроил знаменитый архитектор Рихард Кауфман (тот самый, который спланировал квартал Рехавия в Иерусалиме под вдохновлением философской идеи "город-сад") и оно стало одним из символом Интернационального стиля в Израиле. В 1986 году здесь открылся музей. Идем дальше
Водная башня (такую я потом обнаружил почти в каждом кибуце). Построена в 1936 году (отреставрирована в 2007). В ходе погромов 1936-1939 году, на крыше башни был установлен обозревательный пост, с целью следить за забором вокруг кибуца, а также подавать сигналы в соседние поселения при помощи азбуки Морзе. В ходе Войны за независимость с башни наблюдали за сирийским военными машинами, уезжавшие с Голанских высот.
Этот дом тоже был построен в 1912 году и служил складом для зерна и по совместительству библиотекой. Его также экспроприировали турки для немецких летчиков. В шестидесятых годах здесь сортировали и обрабатывали розы на продажу. А теперь мы войдем на территорию Хацер ха-Ришоним, "двора первопроходцев".
В 1911-1912 годах здесь было построено двухэтажное здание с помещениями для проживания, столовая, кухня и склады, пока жители кибуца обитали в Ум Джани, в двух километрах к юго-востоку от кибуца. За строительством следили Йегошуа Ханкин и уже упомянутый Артур Рупин. Двор был построен по европейской модели в едином архитектурном стиле - стены из базальтового камня, а крыши из марсельских веток (что-то подобное я наблюдал и в ужасной Тверии -
http://lorien22.livejournal.com/273299.html. Ужасной не из-за архитектуры, она как раз там в меру уникальная, а из-за дикой заброшенности и неуюта). В первые годы во дворе было все - коровник, конюшня, курятник, мастерские, склады, а в центре была голубятня.
В ходе Войны за независимость голубятню разрушили, а на ее месте построили убежище. Очевидно нынешнюю будку восстановили при реставрации двора, осуществленного в 1972-1985 годы. В наши дни здесь располагается общественный и культурный центр, рассказывающий историю Матери Кибуцев.
Про Дганию Алеф можно рассказывать еще долго, но хорошего понемногу. Покажу еще лишь местную скульптуру а-ля "истуканы Острова Пасхи"
И переедем потихоньку в соседний кибуц с одноименным названием Дгания Бет
Дгания Бет была основана в 1920 году. Перед нами своего рода главная площадь кибуца, с двумя центральными домами - Большой южный дом (слева) и Большой северный дом (справа).
Большой северный дом - это первый жилой дом из камня в Эрец-Исраэль. Построен в 1923 году. В нем было двенадцать однокомнатных квартир, в которые входили с узкого балкона, построенного на фасаде здания. Первые жители дома были основатели кибуца Дгания Бет. Одну квартиру на первом этаже выделили холостякам и под детский сад. У здания уникальная форма - перевернутые треугольники оснований балконов создают ощущение "улья", а их углы специально выделены и направлены к крыше - для красоты. Вдобавок вечерами все сидели вместе на крыше, что создавало некоторую духовною атмосферу общности и коллективизма, очень распространенного, так сказать, в те социалистические годы. В наши дни "ульи" и общие дворы вряд-ли соотвествуют духу развитого индивидуализма, и их можно встретить разве что в ультрарелигиозном квартале Рамот Гимель в Иерусалиме), но есть над чем задуматься. А мы перейдем к Большому южному дому.
Строительство Большого южного дома началось в 1925 году, а уже в следующем году его заселили. Поскольку муниципалитет потребовал сократить расходы на строительство дома, его построили в отличном от соседа стиле. Передние балконы не поддерживались колоннами, верхние остались без крыши, и вообще покрытие дома было решено отложить для лучших времен (которые, похоже, так и не наступили). В первые годы жизни кибуца "площадь" перед зданием использовали для общественных собраний и народных митингов - тоже очень в духе тех лет)
В наши дни на "площади" расположили современное искусство в стиле Тумаркина -
http://lorien22.livejournal.com/260603.html. Не вписывается совсем, ИМХО.
Еще из монументальных зданий - Дом культуры
Это здание было построено гораздо позднее - в 1942 году, и названо в честь Шломо Каплана, одного из первых жителей Дгании Бет. Дом Культуры построили сами жители, используя его как библиотеку, клуб, зал заседаний, и для различных кружков. По праздникам он также служил синагогой, а двор у подножия дома служил для вечеринок, спектаклей, культурных мероприятий и даже показа кинофильмов. В пятидесятые годы дом расширили, и здесь появилась музыкальная консерватория.
Здание напротив - старая столовая. Это - первая из столовых в поселениях Керен ха-Йесод, построена в 1930 году. На ее открытии присутствовали Хаим Вейцман и его жена (про их дом и могилу, я писал в посте про Институт Аялон - подземный завод, спасший Израиль -
http://lorien22.livejournal.com/268011.html), и неутомиммый Артур Рупин). Столовую спроектировал Фриц Корнберг (по имени легко можно догадаться, откуда он родом), здесь было установлено первое радио и в столовой праздновали национальные праздники. Здание сгорело в ходе Войны за Независимость, однако было отстроено и служило жителям кибуца до конца 1956 года. К сожалению до наших дней его так и не отреставрировали, как и водную башню
Как и водный бассейн, построенный в 1923 году, после того, как жителям Дгании Бет надоело возить воду в бочках из Иордана.
Есть у нас Дгания Алеф и Дгания Бет. А в Дгании Бет есть коровник Алеф и коровник Бет)
В 1924-1925 годах был построен первый коровник в европейском стиле с толстыми стенами и дворами с востока. В коровнике Алеф было 92 коровы (и восемь главных). Когда построили коровник Бет, в нем разместили еще 30 коров. В 1934 году, с прибытием репатриантом из Европы, часть коров "выселили", чтобы расселить в помещении людей. В наши дни здесь расположена шоколадница Галита, отделение которой есть и неподалеку от Иерусалима, в кибуце Цуба -
http://lorien22.livejournal.com/242543.html.
Честно говоря в начале я как-то этим кибуцем не проникся, но сейчас посмотрел еще раз фотографии - и вроде красиво) В общем на этот раз пожалуй хватит, но продолжение обязательно будет)