Разрушенный север Израиля - мошав Шавей Цион и арабская деревня Икрит

Dec 22, 2015 11:24

Переезжаем из Иудейской равнины и центра страны на север Израиля. Эта поездка получилась какой-то совсем приключенческой в стиле "Индиана Джонс" нервно курит в углу. Заброшенные и разрушенные поселения с полурасхищенными мозаиками, многочисленные свастики, запертые на забор дома религии Бахаи, скрытые в центре города мозаики в жилых домах, до которых не добраться, и разрушенная арабская деревня на пустынном холме, от которой осталось ровно одно здание - гибрид цервки и памяти давно канувших в лету времен.








Начнем мы с мошава Шавей Цион, куда я отправился с целью посмотреть их замечательную мозаику



Мозаика и в самом деле прекрасная



Хотя некоторое ее детали визуально вряд-ли радуют глаз евреям с хорошей генетической памятью



По большему, счету, как я уже не раз упоминал - http://lorien22.livejournal.com/294027.html, свастика - очень распространненый меандр тех времен. Встречается как и в церквях римской и византийской эпох, так и в еврейских синагогах - http://lorien22.livejournal.com/292816.html. Гитлер ничего нового не придумал.



Но конечно такого количества оных я еще нигде не встречал. Одна, максимум две - http://lorien22.livejournal.com/308509.html - еще куда ни шло, но целый громадный пол...



Этот мозаичный пол в Шавей Цион украшал когда-то церковь византийской эпохи (IV век). А сама церковь была частью большой византийского поселения под названием Nea Come.



К моему огромному сожалению, мозаика находится в ужасном состоянии, с оторванными кусками, которые валяются повсюду.



Вот вторая часть этой потрясающей мозаики. Обратите внимание на обломанные куски слева



У меня просто нет слов. Сердце болит и душа разрывается.



Неужели никому не жалко такую красоту??




Отдельные узоры






Как вы видите, вся мозаика треснувшая, и разломанная. Части можно просто поднять и унести... Ужас.



Вторая часть мозаики



Тоже вся в трещинах и дырках




И от нее можно унести кусок при желании. Вам какой - слева или справа?



Даже ворон ухватил себе кусок



Дальше - еще хуже



Эта часть мозаики не только вся в трещинах и обломках, но еще и поросла всякими сорняками.



По сравнению с этим мозаика в Ашкелоне, которая в свое время ужаснула меня своей заброшенностью и неухоженностью - http://lorien22.livejournal.com/296738.html - это просто пик реставрации






Тут уже не то что душа болит, а просто плакать хочется. Уже ведь нашли, выкопали, немного оборудовали - почему не следить? Ограждение поставили, так его, разумеется, на следующий день сломали (это помоему первый раз, когда я голосую за забор, причем такой, к которому склонны, люди, избравшие меандры на мозаике своим символом - чтобы не подобрались). Уж лучше бы обратно закопали, как в Хурват Мадрас - http://lorien22.livejournal.com/277788.html



Казалось бы хуже уже некуда, но дальше - еще ужасней.



И нет, это не горизонт завален - это мозаичный пол так окосел со временем.



И в этой части можно выбрать себе кусок побольше - на сувенир




Ну а что не в обломках - дорушают сорняки



Очень жаль, ведь и эта часть мозаики не менее красивая, чем остальные



Даже кресты не мешают




Почему-то все это очень напоминало начало "Падения дома Ашеров", одного из моих самых любимых рассказов



Сам мошав Шавей Цион только усилил во мне чувство безотрадности от "неприглядного уродства", следов разрушения и неприветливости.



Заброшенная гостиница Дельфин (надеюсь, не эта часто вспоминалась товарищу Харуки в "Дэнс Дэнс Дэнс"), в последней стадии развала. Какая-то женщина положила прямо на тротуар ребенка, повернутая голова которого отсылала прямиком к кошмарам из "Трейнспоттинга".



Археологический парк возле "гостиницы". Перед вами - весь парк



Единственный более или менее приличный дом в мошаве, Бейт Йегошуа. Построен в 1962 году писателем и поэтом Леопольдом Марксом в честь своего сына Йегошуа, погибшем в ходе Войны за Независимость Израиля.



В наши дни служит местным музеем и "домом культуры". Культуры, очевидно, типично израильской - на лужайке возле здания кучи мусора. Очевидно кто-то делал пикник, но убрать за собой не удосужился. Я немного прибрал, чтобы сделать кадр, но потом пожалел - надо было оставить все как есть.



Дом в Шавей Цион в самом центре мошава. Почему-то разрушенный и нежилой. Детский домик рядом вообще доставляет.



Еще одна особенность мошава Шавей Цион - всюду бегают какие-то бесприсхозные собаки.



Рядом самое красивое отреставрированное здание в мошаве. Разумеется это синагога.



Синагога была построена в 1940 году репатриантами из немецкой общины Рексинген, в том же стиле, как была у них в Германии - очевидно под стать свастикам на мозаике.



Восстановленая избушка (Цриф ха-Ришоним) 1938 года. Мошав Цион был одним из поселений, возведенных в рамках Хума-у-Мигдаль (Стена и Башня). Об этой теме я рассказывал, когда посещал музей Хума-у-Мигдаль в Ханите - http://lorien22.livejournal.com/286047.html - в годы британского правления в подмандатной Палестине евреям запрещали строить новые поселения. Однако сохранившееся с времен османского владычества законодательство позволяло сохранять сооружения, над которыми есть крыша, вокруг есть стена, а внутри - башня. Строить все это надо было за одну ночь, иначе британские солдаты приходили и разрушали. Так и была построена эта избушка. А вот, собственно, и башня.



Прямо к башне пристроен дом, который почему-то называют "первым" (Ха-Биньян ха-Ришон), хотя построен он был в 1940 году - на два году позже "избушки".



Служил штабом Хаганы, что мне тоже не совсем понятно - гораздо логичней было построить башню до арабского восстания 1936-1939 годов, или во время оного, чем после него. Хотя я думаю сооружение еще не раз пригодилась в последующих вооруженных конфликтах.




В общем если вы хотите узнать как НЕ должен выглядеть мошав и успеть взглянуть на мозаику - советую поторопиться. У меня есть подозрение, что максимум через год-два от нее вообще ничего не останется. А я отправляюсь дальше - к любопытному зданию под названием Бейт ха-Колонель.



Тут мне повезло меньше - дом, знаменитый тем, что когда-то в нем проживал Бахаулла, проповедник, пророк и основатель религии Бахаи, был напрочь огражден от навязчивых туристов. Но может это и к лучшему. Однако обо всем по порядку.

Бейт ха-Колонель был построен в тридцатые годы XIX века одним из богачей Акко, по слухам самим губернатором Ахмедом Башой Эль-Джеззаром. Одна из особенностей дома - акведук родника Гаатон, ведущий воду в Акко проходил прямо во дворе усадьбы. Бахаулле дом сдали в 80-е годы, после того как пару лет продержали в тюрьме в Аккской крепости, а потом еще несколько лет в «домашнем заключении» в Старом городе. После того как Бахауллу выпустили на свободу, его последователи сняли эту усадьбу возлее Мазраа, и тут пророк жил два года.
Потом он переехал в Бахаджи, где и умер в 1892 году.

В тридцатые годы прошлого века дом арендовал британский полковник (на английском колонель - оттуда и название) Макнил, который прожил здесь со своей женой Лилиан до конца сороковых годов. Любопытная история заключается в том, что Лилиан, прикованная к инвалидному стулу, со временем стала последователем веры Бахаи, даже не подозревая, что основатель этой религии жил до нее в этом доме. Кроме этого, Лилиан вела переписку со своей подругой Мери, которая со временем вышла замуж за короля Румынии. Со временем Лилиан так повлияла на нее, что королева Румынии также изменила свою религию и стала Бахайкой.

С началом беспорядков Макнил стал посредником между солдатами Хаганы в Нагарии и жителями Мазраа, и в результате переговоров в его доме был подписан пакт о ненападении между сторонами. Лилиан в итоге умерла в 1949 году и похоронена в Хайфе. Макнил вернулся в Великобританию.



Увы, это единственный кадр, который я мог сделать. Это вам не бахайские храмы в Акко - http://lorien22.livejournal.com/285545.html или Хайфе, относительно открытые для посетителей. Дальше мне повезло даже еще меньше - я отправился в Нагарию искать мозаичный пол древней синагоги, но, увы безуспешно. Ходят слухи, что эта мозаика находится вообще в каком-то частном доме, она ограждена, и даже если и знаешь где это чудо, то как минимум надо перелазить через заграждения и забираться на частную территорию. Не то чтобы это меня остановило, но понять где мозаика, мне так и не удалось. Не солоно хлебавши я отправился в Икрит.



Икрит - арабская деревня в Западной Галилее, жители которой (христиане) были выселены в ходе Войны за Независимость в 1948 году. 31 октября ЦАХАЛ вошел в деревню без боя в рамках операции Хирам. Через неделю жителей деревни попросили «очистить помещение», пообещав позволить им вернуться максимум через две недели. Пока что жителей Икрита (616 человек) перевезли в деревню Рама. Спустя какое-то время они начались требовать, чтобы ЦАХАЛ выполнил свое обещание и позволил им вернуться, но не тут то было.



В 1951 году жители Икрита и Барама - http://lorien22.livejournal.com/268754.html - еще одной деревни, с которой разобрались таким же образом, подали иск в БАГАЦ, который обязал правительство Израиля вернуть людей в их дома. Однако ЦАХАЛ решил вопрос по-своему, и просто сравнял деревню с землей.



Вот эта церковь на холме - единственное, что здесь сохранилось. Ни одного дома, ни даже намека на таковой. Вроде как где-то рядом находится местное кладбище, но я его не обнаружил. Чем-то мне все-это напомило Маалул - http://lorien22.livejournal.com/302715.html - где тоже кроме церквей ничего не осталось, а в лесу гордо заседает ЦАХАЛ.



Как мы видим, прямо к церкви пристроено какое-то корыто, заменяющее жилое помещение. Церковь упорно отстраивают и реставрируют, и вроде как готовят к открытию. Местный араб, с которым я пытался общаться, особой дружелюбности не выказал, и все мои вопросы сводил к тому, что деревня существует уже 200 лет, и никуда он отсюда не уйдет. Попытки убедить его, что мне лично он абсолютно не мешает, к успеху не привели.



Вход в церковь. Высеченные в камне символы очень любопытные.



Я все хочу написать про иерусалимские символы, высеченные в камне, но никак руки не дойдут. Однако вернемся к нашим делам - в 1962 году часть жителей Икрита получили компенсацию от государства в размере 4000-5000 лир, и переехали жить в Хайфу и Таршиху - http://lorien22.livejournal.com/270200.html. Остальные жители раз за разом пытались вести переговоры с различными правительствами Израиля, но, разумеется, без особого успеха. В 1992 году Рабин назначил министра юстиции Давида Либая во главе комиссии с целью расследовать инцидент в Икрите. Либай предоставил свои выводы в 1995 году (три года расследовали то, что известно было уже 50 лет. Израиль он иногда такой Израиль). В итоге предложили проект, в рамках которого жителям двух деревень частично вернут земли, и даже спонсируют реставрацию домов. Однако Рабина, как известно, убили, а его «наследники» рекомендациям комиссии следовать не спешат. Ну а мы войдем в церковь.



Жители Икрита упорно сохраняют связь с землей. Хоронят своих умерших на кладбище в Икрите и молятся в церкви. На сегодняшний день насчитывается 1600 потомков оригинальных 616 жителей деревни, изгнанных в 1948 году. В основном они живут в Хайфе, Раме и Кфар-Ясифе.



Еще немного символов



Когда я перестал быть "активным" журналистом, и перевел, так сказать, формат тревэл-блога, я решил по мере возможности избегать политики. Тем более, что о ситуации вокруг Икрита я знаю не так много, а остальные похоже еще меньше - сколько я не искал в интернете, я не нашел практически никакой информации, и ни одного поста об этой деревне. Однако ситуация странная. Может быть наши боятся создать прецедент, я не знаю, но такая упорная борьба за пустой холм... мне это не понятно. Ладно бы здесь построили уже другое поселение, или эта территория имела стратегическое значение... а так холм как холм. Ну будет здесь еще одна из сотен арабских деревень, кому от этого хуже или лучше? Очевидно я идеалист.



В общем вот такое вот очередное северное приключение. Надеюсь вам было интересно. До новых встреч в эфире)

Мозаики, Север Израиля, Церкви, Путешествия

Previous post Next post
Up