Переходим к заключительному описанию поездки на север Израиля. В первой части мы побывали в доме-дворце братьев Литвинских в кибуце Гааш, осмотрели музей Ха-Мазгега в кибуце Нахшолим и полазили по крепости крестоносцев Кафарлет на пляже Ха-Боним. Во второй части мы прогулялись по стопам Кисы Воробьянинова и Остапа Бендера в крепости Ла Детруа, убежали от полиции возле крепости крестоносцев в Атлите, посетили там же Лагерь нелегальных иммигрантов, а напоследок заехали в уникальные доисторические пещеры на горе Кармель, недавно признанные ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия. В этот раз мы совершим небольшую прогулку по деревне художников Эйн Ход, после чего под вечер заскочим ненадолго в Зихрон Яаков.
Как всегда совсем немного истории. Когда-то здесь была арабская деревня Эйн Худ, жители которой сбежали отсюда в ходе Войны за Независимость в 1948 году. После окончания войны, арабы построили себе деревню рядом с одноименным названием, а на территорию этой деренви правительство свезло репатриантов из Алжира и Туниса. Через несколько лет они съехали отсюда, и создали поселок Цруфа неподалеку. А в Эйн Ход в 1953 году приехала группа художников во главе с Марселем Янко, и создала тут деревню художников.
А вот и музей самого Марселя Янко
Марсель Янко - архитектор, писатель и художник, один из основоположников течения дадаизм в искусстве - родился в 1895 году в Бухаресте. В 1915 году Янко начал изучать архитектуру в Цюрихе и принимать активное участие в модернистском движении, которое призывало деятелей культуры пересмотреть взгляды на жизнь из-за войны, которая шла в те годы. В итоге Янко и другие члены движения (Хуго Балль, Ханс Арп и Тристан Тцара) основали в 1916 году новое течение в литературе и искусстве. Заседали товарищи в основном в легендарном кабачке Кабаре Вольтер, куда, кстати любил захаживать и Владимир Ильич Ленин (и играть с Тцарой в шахматы). Любопытно, что директор «Кабаре Вольтер» Андриан Нотц и в наши дни активно занимается популяризацией наследия «дадаистов»
В 1921 году Марсель отправился в Париж и попытался убедить своих французских коллег, что дада - это главное направление в искусстве, и всем следует следовать за ним. Французы в ответ заявили, что все это "Каббала" и еврейская мистика, не подходящая для здравомыслящего европейского ума, и Янко не солоно хлебавши вернулся в Бухарест. Там он основал первое в Румыние модернистское движение, издававшее в 1922-1932 годах журнал «Контимпоранул», а также открыл вместе с братом архитектурное бюро, и занимался проектированием домов. В 1938 году Янко впервые побывал в Палестине, а в 1941 году, после первых погромов против евреев в Румынии перебрался в Израиль.
Марсель поселился в Тель-Авиве, устроился на работу архитектором в мэрии города, планировал виллы и национальные парки, а также готовил декорации для созданного в 1944 году театра Камери. Так же Янко был одним из основателей объединения художников «Новые горизонты», в которое входили многие видные художники Израиля того времени, отдававшие предпочтение абстрактному искусству и оказывавшие немалое влияние на его развитие в стране. в 1953 году Янко выступил с инициативой создания деревни художников Эйн-Ход у подножия горы Кармель, спланировал место для будущей деревни и поселился там вместе с организованной им группой художников. Этот проект он назвал "последним действием в духу дада".
Янко удалось убедить армию не разрушать арабскую деревню, а потом убедил главного архитектора всего мира Арье Шарона (почему-то в Израиле это всегда люди с фамилией Шарон) разрешить ему построить здесь деревню художников. Марсель спас старинные арабские дома Эйн Худа, которые послужили потом основанием для новых домов в деревне. Некоторое дома сохранились еще с эпохи средневековья, и мы видим здесь традиционный арабский стиль - арки и полукружия, а также дома из куркара, песчаного камня, популярного в Израиле, который сами арабы стащили из крепости крестоносцев в Атлите Шато Пелерин -
http://lorien22.livejournal.com/276090.html Из этого же песчаного камня, кстати, построено здание музея Ха-Мазгега в Нахшолим -
http://lorien22.livejournal.com/275908.html (как удачно мне удалось вставить линки первой и второй части путешествия - вы не считаете?)) и Бейт мешек ха-Барон в белорусском поселке Мазкерет Батья в центре страны -
http://lorien22.livejournal.com/267002.html. Немало Куркара находится и на пляжах Герцлии, где расположен в том числе "дом на воде" Нисима Кахлона, нашего местного Гауди -
http://lorien22.livejournal.com/275687.html. Не знаю впрочем, использовал ли этот архитектор-самоучка песчаный камень при строительстве своих жилищ... А мы возврашаемсяв Эйн-Ход.
Мне нравится эта скульптура
Наверху виднеется синагога поселка Йемин Орд - вполне себе оригинальная, хоть и современная
Поскольку в Йемин Орд у меня живут друзья грех было не заскочить на огонек. Особенно учитывая вид на окрестности с горы поселка. Впрочем, и в Эйн Ходе вид на море вполне доставляет
Музыканты
Мне также понравились скульпутры Биньямина Леви. Откровенненькие такие (вторая на заглавной фотографии)
Сюрреалистический "Стул мира"
Одна из главных галерей в деревне
Замечательная скульпутра перед входом в галерею
А теперь зайдем внутрь
Здесь есть немало неплохих картин на самом деле. Мне особенно понравилась эта
Ярко выраженная такая русская тематика. Похоже кстати, что "русских" художников в Эйн Ходе полно.
А это уже Пинк Флойдовская тематика) Керамика в галерее тоже вполне неплохая
Есть в Эйн Ходе и свой амфитеатр. Справа - хумусия, если кто интересуется менее духовной составляющей.
У подножия амфитеатра располагается книжный магазин
Книги в нем продают правильные
Но исскусство, рекламирующее магазин, напрягает даже меня, либерально относящегося ко всякого рода модернизму)
Поскольку спор о современном искусстве мы вели уже не раз -
http://lorien22.livejournal.com/225835.html - отправимся дальше, и полюбуемся еще немного красивыми домиками и оригинальными указателями.
Сад "Олли" с современными произведениями искусства
Само здание детского сада (больше напоминающее бомбоужещище) тоже украшено
Даже скамейки здесь - часть выставки. Впрочем не исключаю, что их просто "пометили", чтобы избежать кражи)
Художники не скрывают своих влияний. Надпись на плакате: В Эйн Ходе два типа жителей: одни злятся на Урсулу Малбин, другие злятся вместе с ней. Про Урсулу Малбин и ее замечательный парк скульптур в Хайфе (единственный в мире, где все творения принадлежать женщине) я тоже писал в свое время -
http://lorien22.livejournal.com/189401.html Сама Урсула долгие годы жила в Эйн Ходе (в те времена, когда не жила в Женеве)). Еще чуть-чуть Эйн-Хода - двери
На двери у меня свой пунктик -
http://lorien22.livejournal.com/254325.html, однако не будем в очередной раз зацикливаться на этом. Лучше полюбуемся на филина
И на местного "Железного дровосека"
Пожалуй хватит Эйн Хода. Пообедаем в Дона Роса (замечательный аргентинский ресторан, ценами которого меня неоднократно пугали. Замечу, что цены в нем отнюдь не такие страшные, правда и качество мяса уже не то, что было. Раньше мне рассказывали, что, мол, супер-дорогой ресторан с супер-вкусным мясом. Теперь и цены здесь стандартные, что радует, и мясо вполне стандартное, что не так радует). Напоследок - фотография в стиле современного Эйн Ходовского дадаизма
И отправляемся в Зихрон Яаков
Зихрон Яаков - поселок, основанный в 1882 году евреями из Румынии считается одним из самых красивых и уникальных в своем роде в Израиле. Его называют "райским уголком", сюда якобы съезжаются толпы туристов и так далее, однако мне упорно не удается проникнуться его атмосферой. Сколько я здесь не бываю, Зихрон оставляет у меня какое-то мрачное впечатление "местечковости". Очевидно не мой "райский уголок", увы)
Вроде есть здесь и старинные красивые дома
Да и современные совсем неплохие
А вдохновиться никак не удается. Может быть удручающей атмосфере добавляет тот факт, что поселок уже давно перестал быть оплотом светского населения, и даже главные его улицы перекрывают на субботу.
Вот такой вот религиозный КПП стоит прямо у здания Музея первой алии. Дальше - еще хуже. Кругом синагоги. И еще КПП
И хотя синагога Оэль Яаков очень старая - построена еще в 1886 году самим Ротшильдом (он назвал ее в честь своего отца Яакова, и в честь его же назвали потом сам поселок), как-то она не добавляет. Я в последнее время стал более спокойно относиться к синагогам, особенно к древним, поскольку они вызывают у меня как архитектурный, так и археологический интерес, но к перекрытым в пятницу-субботу улицам я по-прежнему отношусь крайне негативно.
От синагоги Оэль Яаков и начинается главная улица города Ха-Мейясдим - улица Основателей, также известная как "винная дорога", поскольку вдоль нее якобы расположены многочисленные винодельни и магазины, где можно попробовать вино.
Я наверное малость подслеповат стал к своим годам сумрачного леса, поскольку из "многочисленных виноделен" я обнаружил один магазин - Тишби
И одну винодельню
Все было наглухо закрыто - все-таки шесть часов вечера время темное и позднее, и атмосферы это явно не добавляло. Насчет "толп туристов" похоже тоже явное преувеличение - по главной улице ходило несколько типичных американских евреев в кипах, из тех, что в последнее время вызвают у меня дикое раздражение, и все. Голяк. Можете убедиться сами, если мне не верите.
Конечно, некоторая красота тут есть. Как вот эта скульптура рабочего на обеденном перерыве, или здание Бассейнов Биньямина
Бассейн, названный в честь барона Эдмонда де Ротшильда (почему названный Биньямин, если барона звали Эдмонд, я так и не понял), инаугурировали в 1891 году. Здесь использовали новейшие по тем временам технологии, чтобы доставлять по трубам питьевую воду в многочисленные фонтаны поселка (интересно, где они теперь) и в сей бассейн. Восторг был настолько велик, что открытие бассейна даже назвали "новой эпохой Эрец-Исраэль". Выглядит здание очень любопытно - жаль только, что вокруг все обшарпано и ведется вечная стройка а-ля "ремонт"
Бросим взгляд на Мемориал Основателей (андартат Яд ле-Мейясдим)
И покинем это гиблое место - сквозь ворота, на которых таки действительно написано "Дерех ха-Яин" ("Дорога вина")
Не знаю, сколько вина нужно, чтобы смириться с этим поселком, но я, похоже, выпил его яяявно недостаточно. В общем Зихрон Яаков конечно не производит такого унылого впечатления, как, скажем, Тверия -
http://lorien22.livejournal.com/273299.html, Рамле -
http://lorien22.livejournal.com/272784.html или Кирьят-Гат -
http://lorien22.livejournal.com/274244.html, но это города большие и сравнивать вряд-ли можно и нужно. Та же Мазкерет Батья, уже упомянутая, или Рош Пина -
http://lorien22.livejournal.com/274054.html, на мой взгляд выглядят гораздо красивей. Еще Зихрону не добавили мои попытки выехать из него, опять-таки так как все дороги были перекрыты из-за субботы. А уж когда я услышал, что люди якобы продают дома в центре Тель-Авива, добавляют кровных скопленных денег и покупают дом здесь, в Зихрон Яакове, я вообще офигел. очевидно все-же я чего-то не понимаю в этой жизни.
Вот таким был мой очередной северный Уик-Энд. Закончился он на минорной ноте, но это отнюдь не умалило его прелести от посещения других мест. Еще слово об Эйн Ходе - неподалеку, также на севере нашей прекрасной страны находится еще одна деревня художников, Аниам, которая уже давно входит в список тех мест в Израиле, в которые я хочу попасть -
http://lorien22.livejournal.com/239310.html. Так что это далеко не последняя моя вылазка на север, и скоро, надеюсь, я смогу порадовать вас новыми постами о моих приключениях в этой части Израиля)