Мазкерет Батья - белорусский поселок в центре Израиля

Nov 10, 2014 16:38

Отвлечемся на время от Великобритании и Албании, и вернемся в любимый Израиль. В прошлые выходные мы искали чем бы себя занять в центре страны, и в итоге решили поехать в институт Аялон в Реховоте - один из самых любопытных музеев, в которых мне довелось побывать, вдобавок расположенный под землей. Однако о нем будет в следующий раз. До музея мы заехали в поселок Мазкерет Батья - первый поселок в Эрец-Исраэль, основанный бароном Ротшильдом еще в 1883 году. Именно о нем я и хочу рассказать.



Мазкерет-Батья выгодно отличается от, например, того же Зихрон-Яакова своей туристической неприлизанностью. В этом поселке чувствуется жизнь даже когда на улицах пустынно.



Прелестные домики начала XX века



Попоробуем вкратце рассказать историю поселка. В 1881 году в России загасили императора Александра Второго. В народе как всегда решили, что во всем виноваты евреи, и начались погромы. Сами евреи тоже как всегда вдруг поняли, что спокойной жизни у них никогда не будет, и надо валить нафиг. В общем все как обычно. Образовалось движение "Ховевей Цион" ("Любители Сиона - к слову, так называется одна из самых красивых улиц в Иерусалиме - http://lorien22.livejournal.com/243721.html), одним из лидеров которого был раввин Шмуэль Моаливер или Могилевер, поскольку он был из Могилева. Любители Сиона верили, что счастье они обретут только на земле обетованной, и вот Моаливер-Могилевер пошел к барону Ротшильду, и попросил его подсобить, или, как говорят на современном языке - подкинуть бабла. Ротшильд согласился, но выдвинул условие, что евреи, которые переедут в новый поселок будут уметь обрабатывать землю, и добывать себе пропитание собственным трудом. Могилевер приехал в белорусскую деревню Павловка (или Павлово - споры об этом, как и об имени раввина, не разрешились) набрал 11 семей (10 мужчин нужно для миньяна, а путь для тех времен очень неблизкий - мало ли кто-нибудь склеит ласты по дороге, лучше перестраховаться), и отправился в Эрец-Исраэль.



(Типичный домик в Мазкерет-Батье)

После долгих странствий и мыканий - переселенцам показывают много разных земель, но им не нравится земля-песок - они в итоге находят подходящую для них почву у арабской деревни Акир, покупают 2660 дунамов земли, и, 7 ноября 1883 года основывают поселок под названием Экрон. Оттоманское правительство не разрешает еврейским семьям строить частные дома, поэтому они просят разрешение на сторительство хлева, коровников и курятников, а свои жилища строят на втором этаже. Эти "дома" называются казармами.



Одна из первых четырех казарм в поселке - казарма семьи Левин. Строили их из камней под названием Куркар, которые добывали на каменоломне в Гадере. Стена первого этажа построена по Багдадской системе, а второй этаж - в форме деревянных арок. Крышу покрывали глиной и специальными марсельскими ветвями. Это здание отреставрировали в 2005 году. А вот и дом семьи Левин. Его построили намного позже, в 1902 году.



Еще одна из казарм, в которой располагалась аптека.



Аптека служила также поликлиникой. Аптекарь, который в сущности, лечил всех жителей поселка, жил на втором этаже. Врач приезжал в Мазкерет-Батью в лучшем случае раз в неделю, а когда начались трения жителей поселка с чиновниками барона, то и того реже. Врач и аптекарь также лечили жителей окрестных поселков и арабов.



Уже в 1883 году поселенцы начинают копать колодец под названием Антилиус. Его глубина составляла 30 метров, а воду вычерпывали при помощи двух антилий. Антилии - это много-много деревянных коробок, соединенных железной цепью. Механизм приводили в действие животные.



Позднее в поселке выкопали новый колодец, где воду качали уже автоматически при помощи насоса, и этот колодец забросили, он опустел и забился. Все сооружения, связанные с колодцем были разрушены, и даже место его нахождения забыто. В 1994 году Антильский колодец был обнаружен, и отреставрирован. Вот так он выглядит сегодня.



В наши дни за колодец несет отвественность Музеон ха-Мошава, Музей Поселка Мазкерет-Батья. Сам музей располагается вот в этом доме.



Располагается музей в Бейт ха-Пкидут - одном из двух первых общественных зданий в поселке (вообще это немного смешно - в Мазкерет-Батье все "одно из" - одиз из четырех первых домов, один из восьми первых домов, один из первых двух общественных домов - мы в итоге даже стали подшучивать над этим, учитывая, что в поселке всего домов сто, то каждый из них явно "один из"...). Здание построили в 1885 году, и в нем заседали чиновники барона Ротшильда. Потом оно служило как Бейт ха-Ваад (то есть тут заседала специальное собрание жителей города), зданием регионального совета, полицейской станцией, банком, почтовым отделением, и зданием, где заседала комиссия по аграрным вопросам. В общем, это здание служило всем. Вторым "из двух" общественных зданий была старая синагога, которая, увы, до наших дней не дожила. Зато следующая дожила, и еще как.



В 1925 году Ротшильд приезжает в Мазкерет-Батью в последний раз - он уже отходит от дел, и хочет еще раз посмотреть на свое любимое детище - первый созданный им поселок, который он любил настолько, что его даже назвал его в честь своей матери Бетти (оттуда и второе имя - Мазкерет-Батья - "в память о Батьи". Поселенцы, кстати, не были согласны с этим именем, и долгие годы продолжали называть поселок по его оригинальному названию - Экрон). И вот барон решает сделать поселенцам в Мазкерет-Батье еще один подарок и построить им новую синагогу взамен пострадавшей в землетрясении. Он приглашает архитектора Пинкаса Хита, который и проектирует это роскошное здание, строительство которого завершилось в 1927 году.



Построена синагога в эклектическом стиле - "собирательном", то есть в ней сочетаются как западные, так и восточные элементы. Находится она на перекрестке улиц Ротшильд и Могилевер. Одна названа, соотвественно, в честь барона, вторая - в честь раввина, двух основателей поселка. Сразу за синагогой располагается дом-музей раввина Могилевера.



В сам музей мы не попали - суббота все-таки, но в сущности я не особо огорчился - смотреть на могилы раввином знаете-ли, удовольствие сомнительное при всем уважении к самому раввину, и к тому факту, что он практически мой земляк (я из Минска). Не попали мы и в Музеон ха-Мошава - он был закрыт на переучет шницелей. Зато рядом нашли прикольную голубятню и телефонную будку времен Британского мандата.



Таких будок я недавно видел в Англии невиданное количество, но здесь она смотрится красиво, хотя понятно, что никакой практической функции во времена смартфонов у нее быть не может.



Сразу видно, что поселок сельскохозяйственный - всюду выращивают разные продукты, например баклажаны.



Мне теперь самому не верится, но до приезда в Израиль я вообще не ел баклажанов, и долгие годы здесь также не мог никак к ним привыкнуть, а теперь это мое любимое блюдо - я могу есть баклажаны в любом виде и в любом количестве. А Овад - это вообще святое (для тех кто в теме). Грядки охраняют пугала)



Или странные железные скульптуры



Есть в поселке и некоторе количество современных зданий. Я так и не решил, в тему они, или нет.



Кое-где жизнь похоже осовременилась. Есть даже почтовые ящики американского типа)



И современные философские советы а-ля нью-эйдж



Но в основном все-таки домики типично-одноэтажные, начала прошлого века



Еще один красивый домик той эпохи



Мне понравились резные скульпутры во дворике



Вообще каменных домов в Мазкерет-Батье немало. Вот например еще один. В нем располагается галерея, мимо которой трудно пройти, не залюбовавшись.



Еще один дом-казарма. Я увы более интересовался двориком, поэтому не сфотографировал его полностью. На втором этаже располагается кафе с оргинальным названием "Казарма"))



Один из четырех-первых (без этого никуда в Мазкерет-Батье не уйти) домов поселка. Построен в 1883 году. Проживала в нем семья Мордехая Неймана.



Есть в поселке и своя гостиница типа B&B (Bed & Breakfast)



Еще немного типичных домиков



И нетипичных. Дом-НЛО



Прогуляемся немного по Мазкерет-Батье. Благо здесь красиво.



Машинка времен строительства синагоги. Очень вписывается в пейзаж)



Заходим за синагогу. С этого ракурса она, ктстаи, выглядит как типичная церковь



К сожалению дальше смотреть особо нечего - как говорит моя спутница, "край географии". Какие-то унылые граффити



И странный культурный центр Мазкерет Батья-Калгари, рядом с которым есть еще более странный указатель в этот город в Канаде и два вообще неизвестных направления.



Я вообще после радостей последней войны - http://lorien22.livejournal.com/257608.html, аккуратно названной нашим доблестным правительством операцией Цук Эйтан, подумывал о том, не свалить ли мне в Канаду. Но чо-то этот знак меня окончательно разубедил. И далековато как-то, и никто от погромов там меня не страховал в сущности. Обидно потом будет обратно ехать. А пока подойдем к главному дому в поселке - Бейт мешек ха-Барон, который построил сам Ротшильд.



Убейте меня не пойму, почему на доме написано Мифаль ха-Паис - неужели нельзя хоть что-то не изуродовать? Кстати подобный "Мифаль ха-Паис" я видел и в Вильгельме - поселении темплеров, тоже расположенном в центре Израиля - http://lorien22.livejournal.com/259511.html. Однако возвращаюсь к дому - барон был чуваком властным, а его чиновники вообще раздувались от собственной важности, и это вызвало немало трений между ним и его представителями, и жителями поселка. Было два так называемых "бунта", в ходе которых жители Мазкерет-Батьи отстаивали свое право сами высаживать рощи, сублюдать субботний год и прочее. В итоге Ротшильд перекрыл им кран - в буквальном смысле этого слова (закрыл колодец), и отобрал орудия труда, которые и сложил в этом доме. В наши дни здесь на втором этаже располагается художественная галерея.



Вообще-то галерея открыта раз в месяц - первую субботу каждого месяца. Однако поскольку мы были именно в этот день, можно сказать, что нам "повезло", и музей был открыт.



Здесь проходит выставка Исраэля Леви - художника, одного из первых жителей Мазкерет-Батьи, который едва ли не строил этот поселок вместе с Ротшильдом. Тема его художеств - картины, полностью сделанные из газетных вырезок.



Держит галерею дочь Исраэля Леви, которая, конечно в восторге от работ отца. Я ее понимаю, конечно, но восторга, увы, в основном не разделяю.



Есть конечно неплохие экземпляры



Да и по рисункам видно, что человек талантлив



Но в основном конечно это не то. Дочка все жаловалась, что творения ее отца не берут в главные музеи страны. Я конечно в наших главных музеях много дерьма видел гораздо хуже Исраэля Леви, особенно что касается израильского искусства, но в данном случае я с кураторами, увы, согласен. Что хорошо для маленькой домашней галереи не всегда хорошо для больших музеев.



Думаю можно рассматривать творчество Исраэли в некой совокупности с историей поселка, частью которой он безусловно является. Поэтому даже предоставлю фотопортрет.



В общем если заключить, то Мазкерет-Батья - один из самых уютных, красивых и удобных поселков, которых мне довелось посетить в центре страны. Здесь вполне можно остановиться на несколько часов, приятно погулять и поехать дальше. Именно это мы и сделали и отправились в подземный институт Аялон, единственное место в Израиле, где производили пули. В итоге именно эти пули помогли наших солдатам выиграть войну за Независимость Израиля в 1948 году - благо других пуль не было. Но обо всем этом - в следующий раз.

Галереи, История, Центр Израиля, Архитектура, Путешествия, Исследуем страну, Израиль, Выставки

Previous post Next post
Up