Пришло время собрать наши версии о современном Раскольникове вместе, и выбрать из них лучшую. Для удобства восприятия я разобрал их по "рубрикам" - от самых популярных до самых экзотических (внутри "рубрик" порядок по хронологии комментирования). Но голосуем мы всё же не за рубрику, а за конкретного автора. Ник-неймы я при этом не указываю, дабы попытаться по максимуму исключить элемент личной пристрастности (мало ли - лицо на юзер-пике не понравилось, или наоборот решил поддержать симпатичного или лично знакомого человека, ну и т.д.). А чтобы не подглядывали, комментарии
в записи с условиями игры на время голосования я тоже скрыл. То есть - голосуем в любом случае ЗА НОМЕР.
Голосование продлится до конца выходных, то есть до полуночи с воскресенья на понедельник; 19-го марта последний день. Эту запись временно делаю прикреплённой, чтобы у голосующих было время на раздумья (если это потребуется), и чтобы в случае чего не рыться по журналу в поисках.
О победителе. После долгих раздумий (вру - думать тут было особо не о чем) я понял, что наградить победителя мне кроме как собой больше нечем. Поэтому автор лучшей по мнению читателей журнала версии получает право дать мне и ещё одно задание в русле "осознанного анахронизма" - разобрать и ещё какого-нибудь классического литературного героя с точки зрения современности. Сам литературный герой - на выбор победителя, даже если мне придётся для этого заново перечитывать или читать впервые указанное произведение. Со своей стороны могу разве что пообещать, что отнесусь к полученному заданию максимально ответственно, и халтурить не стану.
Собственно, вот, как-то так. Сами версии и форма для голосования - под катом.
"Продукт эпохи"
(Самая популярная трактовка, как оказалось. Впрочем, "о времена, о нравы" сказано было далеко не сегодня, и даже не вчера.)
1.
Раскольников: приехал школьник из провинции покорять Москву, поступил в заборостроительный, учится так, что даже оттуда вот-вот отчислят. Наигравшись в GTA, решил стать крутым.
2.Раскольников <...> с позиции современного российского общества может вообще оказаться ленивым, но самодовольным нищебродом, которому претит идея неквалифицированной работы (он же как бы интеллектуал, о судьбах общества размышляет, и тут вдруг "Макдак"), а большее ему не светит, поэтому он, поразмышляв, приходит к выводу о том, что бабка-процентщица "не нужна", и её можно и нужно "выпилить". У Достоевского же важным моментом были все эти жёлтые стены и прочая атмосфера безысходности <...> Сейчас такую атмосферу трудно создать - люди в среднем стали жить куда лучше, и рассказы про "на съёмной хате живу, дошираком питаюсь" ни у кого жалости не вызовут. Мол, поздравляю, лошара, сам виноват, работать надо.
3.Раскольников - это Кабанов.
4.Недоучившийся студент с отвращением к работе - сначала играл бы на компьютере в игрушки, а потом грабанул обменку <...> Поймали и посадили - для фарта слишком начитанный.
5.Студент последних курсов, уверенный что он может открыть стартап и заработать кучу денег за короткий срок. При этом он считает, исходя из общих представлений о том, как делаются дела в среде IT-гигантов, что для технократов этики не существует. Что вслед за воришкой Цукербергом и архивором Гейтсом, он может скупать чужие изобретения и демонстрационные модели, и выдавать их за свои. При этом опыт Стива Джобса научил его, что проблемы у технического гения или бизнесмена в сфере высоких технологий, начинаются при перехвате власти над компанией инвесторами и советом директоров. Поэтому он будет слоняться по разным выставкам, вяло предлагая какую-то свою идею или просто в поисках того, у кого ее можно украсть. Потом найдет себе доверчивого бизнес-ангела, и убьет его символически самоутверждаясь: технарь победил жадного и приземленного бизнесмена.
6.Неудачник, лентяй, романтик, живущий в долг длительное время и к нему не спешат банковские коллекторы, чтоб выбить из него деньгу и поставить его на счетчик. Даже владелец съемного жилья не выгоняет его взашей. Чел реально не хочет работать, у человека нет и никогда не будет своих денег. Живет на иждивении матушки в столице и терзается сомнениями. Удариться в криминал, или нет <...> Альфонс. Который не то что старушку, банкирщицу, любого встречного топором зарубит за пять копеек, и глазом не моргнет.
"Экстремист"
(Вторая по популярности трактовка характера. Вряд ли стоит этому удивляться - тема более чем на слуху.)
7.Раскольников типичный нацбол, решивший изучить свое право "поджигать машины ментов". В итоге на его глазах сгорел молодой лейтенант. Ну а дальше по сюжету все похоже, только следак будет не русский гуманист из тюрьмы народов, а постсоветский мент. Заранее грустно и неинтересно.
8.Родион Раскольников - «золотая молодёжь». Папу-чиновника убили бандиты, так что денег со взяток достало лишь на пару лет учёбы в университете. А тут папа и помер. На образование сестры денег уже нет. Родион успел познакомиться в университете с «идеями», с другой «золотой молодёжью» вроде Удальцова, да не стало средств на взятки преподавателям. Остался в столице. Знает, что Белов-Поткин борец идейный, - а живёт разбоем. Решил себя проверить, да заодно и денег добыть. Вышло бы - создал бы банду лимоновского толка, с газетой, да и тряс бы предпринимателей. Ну и крышевал их. Не хватило парню бессердечия, даруемого простотой воспитания.
9.Раскольников - бедный студент с обостренным чувством справедливости и хрупкой психикой. Хотя если бы подождал немного и не наделал глупостей мог бы хорошо на переводах заработать. Да и вообще найти какие-то возможности в жизни. Кем бы он мог быть сейчас? Сложно сказать. Может наркоманом, может патриотом, который поехал бы на Донбасс и погиб в первом бою за аэропорт, может либерастом, который прибивал бы мошёнку где ни попадя или держал свечку совокупляющимся в храме. А может убил бы программиста.
10.Если бы Достоевский писал в нашей время, Раскольников был бы сперва автором "Лимонки", а сейчас "Спутника и Погрома". И очень сомнительно, что современного Раскольникова постигло бы наказание.
11.Из сегодняшнего дня Раскольников видится потенциальным членом запрещенной в России организации. Ну а что - моментом объяснят, что он не тварь и право имеет.
"Золотая молодёжь"
(Несмотря на то, что словосочетание упоминается в предыдущем варианте, там всё же об экстремисте, если по сути. А тут - именно она, во всей красе.)
12.Соглашусь с комментатором, который причислил РР к современной "золотой молодёжи" <...> В роль современной "старухи" тут хорошо вписался бы наркобарыга, который снабжает современного Раскольникова естественно в долг. Это вполне может быть, расходы "золотой молодёжи" зачастую превышают родительское финансирование; да и сам Раскольников убивал и грабил старуху не от бедности, а по идейным соображениям. В дальнейшем выяснилось, что из Раскольникова хладнокровный убийца так себе, что вполне соответствует и современному тепличному воспитанию в относительно богатой семье. Фантазии о сверхчеловеческой сути аморальности из той же оперы - простой гопник, который по синей дыне режет собутыльника, о таких вещах не задумывается в силу, вернее, в слабость интеллекта.
"Суровый реализм"
(Строго в русле современного криминального мэйнстрима.)
13.Раскольников живет с мамой и сестрой в комнате коммуналки. Мама - пенсионерка, сестра - нянечка в детском саду, доходов хватает только на текущую жизнь, о съеме или ипотеке речи нет. Были надежды, что Родион закончит ВУЗ и найдет приличную работу, но увы. Квартира муниципальная, если убить старуху-соседку, ее комната отойдет семье Раскольниковых и можно будет вздохнуть.
"Нелепая случайность"
(История трогательная, даже сентиментальная, но при этом вполне жизненная, если верить отечественному кино. Автор версии скорей спорит с Достоевским чем препарирует Раскольникова. Но с другой стороны - почему бы и нет.)
14.Раскольников - выходец из семьи провинциальных интеллигентов, выпускник физмат школы в Академгородке, золотая медаль, отличник, любимец школы. Поступил на бюджет в МГУ, на философский. Подрабатывал переводами с английского и медбратом-сиделкой. Сел в тюрьму за убийство, которого не совершал, случайно зайдя в квартиру к полузнакомой старушке, проверить, все ли у той в порядке.
"Минутка юмора"
(Пожалуй, самая экзотическая версия. Но при этом и самая постмодернистская.)
15.Достоевский просто хотел показать, к чему приводит нарушение прав на интеллектуальную собственность. Причина преступления в том, что недобросовестные издатели закрысили гонорар Раскольникова.
***
Poll Раскольников ХХI века