Модный индикатор (Визуальные методы СИ)

Apr 05, 2016 19:13


- Барни, ты что, в трениках?!
- Ну и, в трениках, но они от "Armani"!
("Как я встретил вашу маму")  Ранее в своих эссе я уже обращалась к теме моды с теоретической точки зрения (как конструируется моный дискурс и как распространяются модные тенденции, на что указывает метафора социальной эпидемии и каковы элементы структуры моды, о чём вы можете прочитать, например, в очерке "Конструирование модного дискурса": http://lizka-bal.livejournal.com/1265.html). Я не считаю тему исчерпанной, но и не являюсь достаточно компетентной в этой сфере, чтобы продолжать говорить или писать об этом. Что касается эмпирического взгляда на моду, то мне пришлось подключить наблюдательность и дополнительно поискать в Сети, какие тренды владеют умами современной молодёжи Большого Города. Погода подвела, и вместо того, чтобы снимать людей с оголёнными щиколотками или в одежде с короткими рукавами, я отправилась "фотографировать попы" - выбрав в качестве объекта фотонаблюдения людей в спортивной одежде, в частности, в спортивных штанах. Предупреждаю сразу: контент данного поста не является объективно-отстранённым. Если я задеваю чьи-то чувства несдержанностью или нетолерантностью, я прошу за это прощения.
     Итак, в качестве поля наблюдения выступили продовольственный магазин, крупный торгово-развлекательный центр, петербургский метрополитен и главная улица города. Чарльз Пирс, основоположник семиотики, говорил, что порой некоторые вещи, будучи замеченными, становятся впоследствии навязчивыми: так, узнав о моде на спортивную одежду в повседневной жизни и проведя фотоисследование на эту тему, следующие пару дней после него я уже не могла обращать внимание ни на что кроме спортивной одежды. Моё восприятие города буквально преобразился: куда ни пойдёшь, везде треники-футболки-кроссовки, зачастую вперемешку с casual-стилем или классикой, зачастую и вовсе безвкусно, зачастую - ... В общем, мне остаётся только удивляться, насколько смешно и дико выглядят порой люди. Стоит отметить, что несочетаемость (или противоречивать) элементов заключается не только в стилевой эклектичности или безвкусицы - но и неуместности ношения спортивной одежды в центре большого города, а также стилевые различия во внешнем виде девушек и их спутников по променаду по городу.

     Открывает "доску почёта" недавно появившийся в Интернете снимок пресс-секретаря президента в трениках:

Источник: http://www.mk.ru/politics/2016/03/26/peskov-rasskazal-kak-popal-nochyu-na-moyku-v-krasnykh-trenikakh.html

Пойти в соседний продуктовый магазин в домашних штанах - ещё куда ни шло, но вот сочетание кривой юбки со "снегоступами", пожалуй, странное:


Существует даже паблик ВКонтакте "Мода петербургского метро", где высмеиваются необычные, уникальные луки. Мои же попутчики в число жертв этого паблика вряд ли попадут:


Оправдаю девушку слева тем, что она, к примеру, собралась в армию, но вот той, что справа, забывшей надеть штаны (на второй такой же фотографии, которую я из этических соображений - простите, трусы там игриво сверкают своей улыбкой - решила не публиковать), остаётся только посочувствовать:


1. Консультант в магазине - как будто в пижамке (слева). 2. Девушка (справа) сама себя не уважает что ли?


1. Спортсмены тоже любят сладкое (фото слева сверху). 2. Работница сферы услуг (сверху справа):


Надел кроссовки для мобильности - и бегом по распродажам:


Модника от бомжа отличают, к примеру, выражение и цвет лица:


1. Хотя предыдущий критерий отличия, возможно, назван мной ошибочно (см. фото слева). 2. Пачка и "найки", класс... 3. У меня в голове не укладывается: про одетых таким образом людей иногда в шутку говорят: "Семки есть?" - намекая на их происхождение из неблагополучных районов. Почему же тогда такой внешний вид стал так популярен?


1. Мне казалось, что люди, одевающиеся по-разному, имеют различный образ жизни (грубо говоря: кроссовки - ты активен и энергичен; каблуки - ты более медлителен и, возможно, имеешь высокий статус или, как минимум, самооценку). Я ошибалась: девушка на снимке сверху, одетая в классическое пальто и в сапогах (промолчу про джинсы - шахтёрскую одежду), похоже, не испытывает дискомфорта при общении с мужчиной в спортивном чём-то, надетом как будто наизнанку, из-под пятницы суббота, да к тому же коротком). Как в фильме "Щит и меч": "Мы с тобой сегодня одинаково небрежны". 2. Девушка на фотографии внизу при особенно сильных порывах ветра, наверное, взлетает (это пальто - модернизация технологии зонта для полётов):


Бонус для читателей-зрителей: петербургские модники 2016 года:


Итак, настоящий очерк посвящён рассмотрению современных модных течений (время как смена трендов) в одежде, охарактеризовать которые объективно я не смогла, ибо каждый раз, садясь сочинять непредвзятый текст, я начинала хохотать в голос ещё над названием стиля (бабка-стайл, дача-стайл, купчино-стайл, бомж-стайл и тому подобные). Если ранее я могла комплексовать из-за того, что была не в модном дискурсе, то теперь я сознательно противлюсь по-обезьяньи подражать "модникам" и "модницам". Нет уж, увольте. И всё же постараюсь кратко проанализировать это безымянное модное течение.
     Во-первых, носители таких модных индикаторов, как треники, олимпийки, кроссовки и футболки, могут подражать хип-хоп культуре: кумиры молодёжи (члены музыкальных групп зачастую одеваются "спортивно"). Кстати, эта культура, точнее, субкультура зародилась в латиноамериканском и южноафриканском кварталах Нью-Йорка - иными словами, в среде малообеспеченных граждан.
     Во-вторых, культ здорового образа жизни мотивирует людей заниматься спортом или хотя бы создавать образ, имидж занимающихся спортом. Так, люди, гуляющие в центре города в кроссовках, возможно, они только что вышли с тренировки или хотят подчеркнуть свою приверженность к массовому увлечению спортом (если у меня есть кроссовки, значит, я иногда в них бегаю).
     В-третьих, современная спортивная одежда многих людей, вовсе не обязательно связанных с модным дискурсом, привлекает удобством и, возможно, порой утилитаризмом. В дальней дороге наиболее комфортными являются треники - мягкие и свободные; всевозможные толстовки-худи-олимпийки-свитшоты одновременно защищают от холода-ветра-дождя, и прикрывают физические недостатки фигуры (не говоря о том, что некоторые производители брендовй одежды шьют одежду на заказ, по индивидуальным меркам) - и, как следствие, расковывают движения. Кроссовки - а стоит ли вообще говорить об удобстве кроссовок (опуская их некоторые недостатки вроде несочетаемости их с - я буду стоять на своём - юбками и платьями)?
     Неверно будет говорить о доминировании какой-то одной из названных мной причин (наиболее очевидных: понятно, что их гораздо больше): мода, будучи эпидемией, распространяется по разным причинам, по разным каналам и в разных социокультурных полях (как среди слушателей молодёжных музыкальных жанров, так и среди путешественников, дачников, домоседов и многих других; её разделяют и молодёжь, и более взрослые социальные группы). Так или иначе, людей, предпочитающих в одежде спортивный стиль, больше, чем людей, использующих такую одужду по назначению, то есть занимающихся спортом.

повседневность, визуальные методы, тренд, социология, фотография, мода, несерьёзное, социология повседневности, одежда, наблюдение

Previous post Next post
Up