Грани многогранника: это всё о ней (Визуальные методы СИ)

Apr 02, 2016 13:29

Настоящее эссе посвящено самому близкому мне человеку, являющемуся одновременно моим другом, шопинг-консультантом и моделью для фотоэкспериментов, персональной "википедией" и справочником по грамматике русского языка, литературным корректором и советником, советчиком по растениеводству и психологом, компаньоном по распитию кофе и поеданию мороженого (в особенности по ночам). Думаю, дальше перечислять необязательно, но уже очевидно, что один человек одновременно способен исполнять бесконечное множество ролей. Конечно, для меня главной ролью в репертуаре этого человека выступает роль мамы. Целью визуального исследования было зафиксировать такие моменты повседневной жизни моей мамы, которые характеризуют её как личность, то есть представят её в разных социальных ролях, разных ипостасях.
Я хотела привнести в это исследование что-то своё, чтобы фотографии не выглядели отстранённо-обезличенными (и потому, возможно, они неумышленно получились чересчур субъективными). Говорят, что глаза - это зеркало души; я же считаю, что руки - зеркало личности человека. По состоянию рук (ухоженности или неопрятности, нежности или силе), по жестикуляции (а жесты как знаки являются неотъемлемой частью невербальной коммуникации) можно охарактеризовать того или иного человека как работящего или ленивого, аккуратного или безалаберного, ласкового или грубого. Поэтому фокус моего исследования (в частности, фотокамеры) был направлен именно на руки моей мамы, которые позволят читателям данного эссе и зрителям поста сформировать представление о моей маме. Кое-какие снимки будут сопровождаться комментариями об их контексте.
     1. Знакомьтесь: моя мама. На работе Елена Владимировна. Для родственников и друзей семьи - Лена. В детстве мы каждое лето проводили на даче, где друзья моей сестры называли нашу маму Тётьленой, а сейчас правом так её называть обладает только муж моей сестры. На этой фотографии моя мама прикрывает лицо и рот рукой - она так делает, если во время разговора неосознанно пытается отстраниться от собеседника или если хочет подпереть голову:
   


2. Работа. Моя мама - учитель русского языка и литературы. Она очень любит свою работу, которая давно стала её стилем жизни: даже на каникулах она проводит время за работой, проверяет тетради дома и на даче (чем иногда раздражает папу), возит детей на эксурсии и водит в театр, путешествует с ними и всячески поддерживает любые их творческие начинания, поддерживает их в активных видах деятельности (посещает выступления и соревнования своих школьников) - иными словами, заинтересована в развитии своих учеников.
     Дорога на работу:
   

Подготовка учебного пространства (классного кабинета) к работе:
   

Подготовка к работе. Под окном маминого кабинета висит флаг Санкт-Петербурга, который мама каждое утро по особому распоряжению администрации гимназии должна поправлять:
   

Жестикулирование на уроке. Во-первых, некоторые школьники преимущественно воспринимают информацию, поступающую визуально (и потому мамины жесты привлекают их внимание). Во-вторых, физическая активность на уроке полезна для здоровья (особенно для неподвижных и сидячих должностей). Наконец, в-третьих, моя мама столько двигается во время учебных занятий, что по исходящей её энергии (а мама не только размахивает руками, но и подпрыгивает, пританцовывает и пр.) заметно, как она увлечена процессом - и эта энергия "заражает" и заряжает самих школьников.
   



Маме сдают тетради на проверку:
   

Мама проверяет тетради. Здесь не видно, но она делает это дома:
   

Снова проверяет тетради:
   

Машина-корректор: всегда и везде, при любых обстоятельствах. Однажды мама ехала на метро в другой конец города и, поскольку у неё не было с собой книги, она заняла своё время проверкой школьных сочинений.
   

3. Быт и досуговые практики.
     Утро женщины начинается с приведения себя в порядок, нанесения макияжа, выбора одежды (как следствие, с выбора стратегий коммуникации и саморепрезентации) - то же можно сказать и о моей маме:
   







Здесь мама открывает дверь папе, который пришёл вечером с работы:
   

Дачный быт: утро начинается с ритуала по передвижению бегунка на календаре. Наверху справа мама чистит луковицы цветов к посадке. Валенки - атрибут дачной жизни и незаменимая вещь в холодное время года (я проверяла!):
   

Так как исследование было проведено в начале весны, когда в дачном доме ещё холодно, удалось сделать несколько непостановочных кадров того, как мама топит камин:
   

По случаю исследования мама решила сварить куриный суп (шучу, конечно: для хозяйки не нужен повод вкусно накормить домочадцев!):
   

По диете Дюкана этот день был белковым, поэтому как раз с супом (см. выше) у мамы был "пролёт":
   

Поход за продуктами:
   

Мама заботливо гладит папину рубашку; папина благодарность:
   

Мамин кот Херес очень общительный, он всегда встречает всех, кто приходит домой, развлекает нас своими разговорами (очень умный кот) и всегда знает, к кому "подлизаться", чтобы быть накормленным. На нижней фотографии не очень понятно, но "дрессированный" кот трогательно стоит на заних лапах, чтобы получить лакомство:
   

В нашей семье особое отношение к книгам и к чтению. На день рождения мама заказала коллекционное интерактивное издание сказки "Алиса в Стране Чудес" с комментариями, которое она изучает на данной фотографии:
   

Наконец, досуговые практики моей мамы включают вышивание крестиком, которым мама занимается втихаря от папы:
   

Итак, эта работа была посвящена конструированию образа моей мамы в разных её ипостасях - в роли учителя и корректора, матери и жены, заботливой хозяйки кота и хозяйки вообще (в городской квартите и на даче), читателя и следящего за своей внешностью человека, дежурного по камину и ответственного за порядок флага.
     Попробую проинтерпретировать собранные фотографии, насколько хватит наблюдательности и социологического воображения. Объект исследования, то есть моя мама:
     1. Может испытывать дискомфорт в общении с некоторыми людьми (поскольку в разговоре некоторые жесты "отстраняют" её от собеседника). Но открытость и свобода жестов в учебном процессе говорят о ней как о способной забыть об этом дискомфорте.
     2. Раздел фотографий, посвящённых работе моей мамы, характеризует её как неравнодушного человека, заинтересованного в воспитании, социализации и образовании молодого поколения. Мама ответственна и трудолюбива: даже если она выходит из дома на работу с опозданием, то к уроку она приходит вовремя (или приезжает); в начале трудового дня она приводит в порядок рабочее пространство, то есть она любит чистоту (даже бюст Пушкина протирает от пыли едеждневно - а я фиксировала именно каждодневные фоновые практики, - как и расправляет флаг, но, в отличие от него, делает это не по обязательству); занимается проверкой тетрадей даже дома и на даче. Активное непрерывное жестикулирование во время урока позволяют сконструировать портрет человека эмоционального, энергичного, открытого (в смысле - не закомплексованного или забывающего о своём стеснении в педагогическом процессе - о чём было сказано выше). От нервозности-"трясучки" никто не защищён: при проверке тетрадей мама может посасывать или покусывать ручку, "почёсывать темечко" (см. чтение книги в разделе "быт"), постукивать пальцем или концом ручки по столу (технике не удалось не размазать это при фиксации). Мама пишет шариковой ручкой - потому что они дешевле или потому что не растекаются (то есть потому что мама экономна или аккуратна в работе) - точный, однозначный вывод сделать не могу. Выше было сказано, что при сидячей работе необходима физическая разрядка; при отсутствии такой разрядки мама, чтобы не затекали спина или шея, подпирает голову кулаком вместо того, чтобы на минуту отвлечься от дела и размять своё тело, подвигаться (то есть, опять же, мама, пока не сделает дело, не начнёт заниматься другими делами).
     3. Что касается быта, то, во-первых, мама следит за своей внешностью (она не просто красит глаза, но и использует косметические средства по уходу за кожей; ходит на маникюр, причём предпочитает нейтральные оттенки и скромный дизайн ногтей и использует в работе маркерную доску, от которой не портятся ногти, как это было раньше в работе с меловыми досками; следит за опрятностью одежды: гладит, чистит валиком кошачью шерсть). Во-вторых, мама не стесняется публики (в кадре "сверкала" её пятка, был представлен процесс нанесения макияжа, когда любая женщина уязвима (не дай бог отвлечь человека, рисующего брови или сушащего ногти!); зафиксированы были некоторые моменты маминой жизни - вроде ковыряния ножницами ногтей или того же самого намазывания кремом пятки - которые брезгливым людям могут показаться неприятными и недостойными публикации). В-третьих, мама правша; она носит различные украшения на руках, то есть неосознанно или сознательно привлекает внимание к своим рукам; часы на руке свидетельствуют о её желании быть пунктуальной и о её женственности (перламутровый циферблат и белый ремешок). Мама не брезгует бытовыми обязанностями и ритуалами, работой грязной (земельные работы), требующей физических усилий (носит дрова и продукты из магазина) и временных затрат (готовит еду). В-четвёртых, мама заботлива как по отношению к домочадцам, так и по отношению к её домашнему животному (в обоих случаях её забота встречает соответствующую благодарность). Наконец, в-пятых, несмотря на социальность стиля жизни (ввиду работы педагогом), важное место в мамином дне занимают внутриличностные (то есть индивидуальные) досуговые практики вроде чтения и творчества (вышивание).
     Кроме того, от себя добавлю, что, во-первых, мама любит фотографироваться и заинтересована в отображении своей жизни в моём исследовании ничуть не меньше, чем я (в течение одного из дней, когда я остановилась дома у родителей, мама постоянно звала меня зафиксировать, как она делает что бы то ни было в быту). За что ей большая благодарность! Во-вторых, в ходе наблюдения я убедилась в том, что жесты человека очень информативны, ёмки и могут выступать характеристикой личности человека.
     А что о вас могут рассказать ваши руки - руки виртуоза пусть в малом, но важном для него деле?

работа, коммуникация, перформанс, повседневность, визуальные методы, стиль жизни, социология, быт, это всё о ней, руки, социальная роль, социология повседневности, исследование, мама, наблюдение

Previous post Next post
Up