Метафора социального неравенства (Визуальные методы СИ)

Mar 24, 2016 23:47

 Недавно при подготовке к докладу по проблемам социологии повседневности я наткнулась на интересную мысль о трансформации смысла, вкладываемого в понятие «социальное неравенство». Если ранее социальное неравенство подразумевало наличие некоторого иерархического порядка в профессиональном или культурном, политическом или экономическом смысле, то сегодня оно воспринимается чаще как инаковость и непохожесть, плюрализация и индивидуализация стилей жизни, образов жизни. Иллюстрацией нового смысла, вкладываемого в рассматриваемое мной понятие, может выступить простой, то есть кажущийся естественным стереотип «другому повезло больше» или «я несправедливо обделён». Иными словами, мы так часто сравниваем себя с другими (сама грешна, каюсь), что социальное действие, охарактеризованное Вебером как ориентированное на других и учитывающее ожидания других, современный мне капитализм извратил до неузнаваемости. Сегодня всякое действие, особенно социальное, направлено не просто на другого, а на угоду другому из собственных эгоистических побуждений (зачастую мы из кожи вон лезем, чтобы «заслужить» внимание и похвалу), на стремление «дотянуться» до другого (что проявляется в случаях неудержимого фанатизма от харизматических, например, медийных персон), догнать и перегнать другого (примером могут служить позёрство и неадекватное тиражирование собственной значительности). Несмотря на предполагаемую социальность социальных действий, современная культура апеллирует к индивидуализму и позитивному эгоизму. Как следствие те, кому недоступны навязываемые капиталистические ценности вроде символического dolce far niente и потребления времени, демонстративного потребления и обладания определёнными внешними физическими параметрами, обречены на зависть. Однако если раньше социальное неравенство было связано с институционализированным иерархическим порядком (то есть с экономическим и зачастую с социальным статусом индивидов и социальных групп - внутри которых завидовать вообще было бессмысленно и неэффективно, тем более по-христиански греховно), то сегодня неравенство в обществе характеризуется различиями в бесконечном множестве конфигураций социальных и культурных, экономических и политических факторов. Кстати, если говорить о неэффективности зависти ранее, то напрашивается вывод о возможности зависти быть полезной сегодня: для некоторых она порой выступает стимулом к действию, к внешнему развитию. Я понимаю, что мои суждения субъективны и гиперболизированы, и потому я просто перейду к визуализации социального неравенства.
 В данном примере различия в типах птичьих «заведений общепита» метафорически иллюстрируют социальное неравенство: одни не ограничивают себя в собственных гедонистических потребностях, другие предпочитают места поскромней.



Последующая категоризация понятия «социальное неравенство» позволит охарактеризовать его более полно:
· Система отношений или иерархичность отношений;
 · Борьба за равенство или индивидуализация жизненных стилей;
 · Рост или распад ценностей науки, морали и искусства;
 · Институциональный порядок или иррационализация;
 · Социальное неравенство в культуре или политике;
 · Идеология, доктринальное оформление;
 · Доступность горизонтальной и вертикальной мобильности.
 Наконец, проиллюстрирую социальное неравенство (в новом и в старом понимании) подборкой-коллажем фотографий, характеризующих различия в стилях жизни людей, которым принадлежат опубликованные вещи:
1.



2.



3.



4. Конечно, здесь неравенство (в значении непохожести) различие кроется в отношении к чистоте :)



5.



7.


Итак, мораль: если прежде в классовом обществе социальное неравенство преодолеть было трудно или даже невозможно, то теперь, вероятно, - бессмысленно в силу плюрализации общественной жизни.

неравенство, повседневность, метафора, стиль жизни, социология, фотография, исследование, коллаж

Previous post Next post
Up