Студент и Город (Визуальные методы СИ)

Apr 08, 2016 01:13

 Когда в одиннадцатом классе я столкнулась с выбором, что мне делать дальше, сестра, как раз учившаяся на пятом курсе специалитета на факультете социологии, посоветовала мне идти на соцфак, пообещав, что у меня там - то есть уже здесь - будет много друзей (обещание это не сбылось). После того, как я получила диплом о высшем образовании, передо мной вновь встал выбор дальнейших действий; отец тогда сказал: "Бакалавриат - это же что-то вроде техникума," (ничего только, что в СПбГУ!) - иными словами, я продолжила обучение на факультете социологии. Итак, из этого шутчного (отчасти) вступления очевидно, во-первых, чем меня "завлекли" учиться именно здесь, и, во-вторых, кто выступает для меня так называемыми "значимыми другими".
     Этот пост посвящён моей учёбе на факультете социологии и, в частности, рассказу о том, как, будучи обманутой в своих ожиданиях, я нашла себе занятие по душе.  

     На первых двух курсах бакалавриата я общалась с компанией ребят, от которых постепенно стала отдалться в силу разнообразия наших стилей жизни и к четвёртому курсу я стала одна. Это не особенно расстраивало меня: время, которое мои однокурсники проводили в общении друг с другом, я посвятила учёбе и инвестировала в саморазвитие.





 Ещё в школе я участвовала во всех мероприятиях (проектах и конкурсах, благотворительных организациях и кружках) подряд, но , придя в универ, обнаружила, что таких "активных" пруд пруди и что, чтобы кому-то пригодиться, надо обладать действительно необычайными талантами. На первом курсе я участвовала в КВН, посвящённом дню социолога, где познакомилась с Лизой, которая стала впоследствии моим другом; мы даже вместе ездили путешествовать по Европе. Помню, как, когда мы гуляли по Копенгагену, её мама позвонила из Петербурга сообщить новость: Лизе удалось поступить на филогический факультет, - с тех пор, как она перевелась, мы стали всё реже и реже видеться. Я ни в коем случае её не виню, наоборот, очень рада тому, что она занимается тем, что ей действительно приносит удовольствие - в конце концов, у всех есть друзья, которые при каждой встрече говорят, что надо бы почаще встречаться, - а потом пропадают на полгода или год. Кроме того, после того вечера в день социолога я решила отдалиться от самодеятельности и коллективных мероприятий, где все настолько креативны и коммуникативны, что спокойно справляются и без меня.
     Когда мне необходим был перерыв в учёбе и в (простите за громкое пафосное слово) саморазвитии, физический или эмоциональный отдых, - я шла гулять по своему родному и постепенно ставшему столь любимым Петербургу. Заходила во дворы-колодцы, посещала театры, выставки и музеи; стала фотографировать окна и двери, за которыми разворачивается неизвестная мне жизнь; стены и фасады домов, потрёпанные временем, ржавые крыши и интеллигентных котов Петербурга. Я начала писать акварелью мой город, точнее, его оболочку - и записывать истории, которые наполняют эту оболочку содержанием. Эти истории рождались из услышанных обрывков фраз прохожих во время моих прогулок, из наблюдаемых сцен повседневной городской жизни. Некоторые рассказы я публиковала, а некоторые оставляла для себя, на будущее, некоторые и вовсе сохранились лишь в моём воображении.

 Было ли мне одиноко? Я об этом не думала: голова моя была занята мыслями о городе и судьбах его героев, реальных и вымышленных.
 Я видела в кино и сериалах, читала в книгах, что людей притягивают общие схожие интересы или общие бытовые ситуации. Сколько я ни брала докладов к семинарам с одногруппниками, сколько ни пыталась вписаться или встроиться в беседы - в универе я всё ещё сижу одна за партой, а досуг провожу за учебой и чтением; на моих фотографиях и рисунках нет людей, и в рассказах фигурируют преимущественно вымышленные персонажи. Результатом моих "интровертных" досуговых практик стал большой архив эссе и статей, которые порой выступают для меня некоторым напоминанием о том, чему я научилась за эти годы; английский язык, который я за три года изучила с нуля; две научные публикации в сборнике статей, посвещённом педагогике чтения; множество фотографий города, которые не раз пригождались в учёбе; несколько научных конференций. Иными словами, университет ни раз давал мне возможность (порой опосредованно) расширить кругозор и обнаружить то, что мне было доселе неизвестно. Хочу отметить, в частности, что невероятно интересным и познавательным для меня выступил спецкурс по социологии городского пространства, где я впервые посмотрела на свой родной город другими глазами - глазами социолога, глазами туриста, глазами "чужого", глазами ребёнка, глазами взрослого - то есть с точки зрения разных ролей, применив "социологическое воображение".

 Столь же увлекательными спецкурсами выступили спецкурсы по социальным основам рекламирования и по социологии связей с общественностью, по социологии повседневности и по социологии потребления - где я смогла применить и развить свои креативные и творческие способности и навыки (что я очень люблю). Как вы заметили, все три из названных курса были дополнительными, - то есть на факультете социологии каждый может выбрать курс по душе и заниматься тем, что ему интересно. Так, при выборе магистерского профиля я даже не сомневалась, что социология культуры - это для меня. И не ошиблась: я по-прежнему пишу много текстов (и не только по учёбе); гуляю по городу и пишу его акварелью (или смотрю на него через линзу объектива); изучаю культуру и социальные коммуникации, практики и повседневность - иными словами, занимаюсь тем, что мне действително нравится. Иными словами, университет и факультет социологии, в частности, направление социологии культуры позволили мне с лихвой компенсировать общение доступом к знаниям и к развитию (и снова простите за пафос).
     Даже если этот очерк выглядит, как (неумышленная!) жалоба на мою студенческую жизнь, - я всё же рада, что мой образ жизни, сложившийся в силу одновременно объективных и субъективных обстоятельств и закрепившийся и с поступлением в магистратуру, подарил мне Петербург с новой стороны. Кроме того, мой город и университет дают студентам некоторые привилегии вроде льготного посещения музеев и театров - а эта дополнительная возможность для постижения культуры (не только в ракурсе социологии). Итак, если вы хотите учиться - вам сюда: будете знать о культуре и коммуникациях всё. Как минимум в теории.

визуальные методы, знания, социология, реклама, университет, фотография, социология повседневности, наблюдение

Previous post Next post
Up