Ранее я писала о современном толковании понятия «социальное неравенство» как о разнообразии стилей жизни (в том числе культурных стилей) и образов жизни. Уже после публикации этого эссе (ознакомиться с текстом "Метафора социального неравенства" можно здесь:
http://lizka-bal.livejournal.com/6430.html) мне стало любопытно, толерантен ли наш город (в том числе, его жители) к различным проявлениям этой социальной и культурной полистилистичности. И, если толерантен, то в чём это проявляется? В поисках маркеров социального неравенства в современном понимании, а также маркеров своего рода терпимости и готовности городского пространства и жителей города принять разнообразные стили жизни я отправилась в центр Петербурга - на Невский проспект. В ходе работы я выделила три основные категории городского социального пространства: 1. транспорт, 2. люди и животные, 3. здания. Эти категории подразделяются на субкатегории, которые пересекаются между собой (и, если я пропустила какие-то комбинации этих субкатегорий, это лишь подтвердит факт их разнообразия).
1. Итак, во-первых, рассмотрю транспорт (категория 1).
- Транспорт, если категоризировать его по принадлежности, бывает общественным (субкатегория 1.1.1): автобусы и троллейбусы, метро и трамваи (трамвайная линия на Невском проспекте функционировала с 1907 по 1952 год), такси и велосипеды напрокат (которые совсем скоро вновь появятся). Кроме того, транспорт бывает туристическим (субкатегория 1.1.2): автобусы (одноэтажные и двухэтажные), сигвеи, кареты, небольшие экскурсионные пароходики. Также есть транспорт личный (субкатегория 1.1.3): это автомобили и велосипеды, скейтборды и лонгборды, самокаты и беговелы. Помимо субкатегоризации транспорта по принадлежности, его можно разделять:
- по количеству колёс (двух-/трёх-/четырёхколёсный (1.2.1, 1.2.2, 1.2.3);
- по принципу достатка владельцев (для богатых и победнее (1.3.1, 1.3.2), а также по принципу потребления транспорта как товара или услуги с функциональной или демонстративной точек зрения (1.4.1, 1.4.2));
- по использованию определённых полос для движения (полосы для общественного транспорта (1.5.1), полосы для других видов наземного транспорта (1.5.2) - кстати, я не раз наблюдала, как троллейбусы ездили по полосе для личного транспорта, чему не могу придумать объяснения, - и велодорожки, которых на Неском проспекте нет, то есть он не приспособлен для "велосипедного" стиля жизни (1.5.3)). Важным считаю отметить, что город, во всяком случае, центральная его улица, не приспособлен к передвижению по нему людей с колясками (людей с детьми) и на колясках (инвалидов): только на входе в метро и в паре мест есть подъезды для колясок - и это мне кажется нетолерантным;
- по наличию парковок (велопарковки - 1.6.1 - и автопарковки - 1.6.2 (платные и бесплатные - 1.6.2.1, 1.6.2.2) - не говоря о том, что в центре города их вообще крайне мало);
- по типу тротуаров и пешеходных зон (по ширине: узкие и широкие -1.7.1.1, 1.7.1.2 - или по форме плитки: для разных шагов и разных форм обуви ((1.7.2) здесь я имею в виду, что некоторые взрослые люди сохраняют детскую привычку ходить только по плиткам, обходя места их соединения, как "лаву");
- по наличию ограждений, разделяющих проезжую часть и тротуары (1.8 - а они не всегда есть, что опасно для невнимательных пешеходов и детей);
- по типу пешеходных переходов (подземные и наземные (1.9.1, 1.9.2); наземные со светофорами с короткими и длинными интервалами (1.9.2.1, 1.9.2.2)).
2. Во-вторых, люди и животные (категория 2). Субкатегоризация людей по принципу культурной полистилисичности возможна с опорой на их стили жизни, которые (эти стили) зависят от национальности и возраста, гендера и профессиональной принадлежности, от принадлежности к той или иной субкультуре или тому или иному кругу общения (скажи мне, кто твой друг, и я скажу, какое место в социальном пространстве ты можешь занимать и какие роли ты должен исполнять):
- По приверженности к модному дискурсу (субкатегория 2.1) можно выделить людей модных, немодных, антимодных и пр. (субкатегории 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3...); модных - по принадлежности к той или иной субкультуре (хипстеры и элегантные модницы-красотки (уж не знаю, как такой стиль назвать иначе) - 2.1.1.1, 2.1.1.2), спортсмены/хип-хоп модники (или кажущиеся таковыми; прочитать об этом подробней можно в моём эссе "Модный индикатор": http://lizka-bal.livejournal.com/7056.html) и предпочитающие стиль casual (2.1.1.3, 2.1.1.4), яппи и преппи (2.1.1.5, 2.1.1.6), панки и лолиты (2.1.1.7, 2.1.1.8) - и многие другие. Наличие разных людей, маркирующих и демонстрирующих свою принадлежность к тем или иным социальным группам и субкультурам, говорит о том, что город терпимо относится к можному стилевому разнообразию - то есть город толерантен к разным субкультурам и разному внешнему виду людей (есть правда в социальной сети "ВКонтакте" паблик "Мода петербургского метрополитена", где высмеиваются разные нелепые луки, но город всё равно толерантно "выпускает" на свои улицы - в том числе на Невский проспект - таких "модников").
- По предпочтениям разных групп людей в еде (субкатегория 2.2) общепит можно разделить на следующие субкатегории: гедонистические (как для гурманов, так и для "мажоров") или и аскетические точки общепита (2.2.1.1.1, 2.2.1.1.2, 2.2.1.2); универсальные и для представителей разных субкультур (2.2.2.1, 2.2.2.2), для разных возрастов (кое-где есть детские стульчики и детское меню; в некоторых ресторанах есть детские комнаты или раскраски, чтобы занять самых маленьких посетителей) и кошельков (2.2.3, 2.2.4 - отличие от субкатегории 2.2.1 в том, что там рассматривается демонстративное потребление), для местных жителей и иностранцев (например, маркерами выступают меню на разных языках и англоязычные официанты - 2.2.5.1, 2.2.5.2), для определённого временного приёма пищи (специализирующиеся, например, на ужинах - 2.2.6.1.1, или имеющие в меню бизнес-ланчи (2.2.6.1.2) - то есть удовлетворяющие потребности разных социальных групп, бизнесменов и студентов, туристов и пр.) и точки общепита с универсальным меню (2.2.6.2), для курящих и некурящих посетителей (2.2.7.1, 2.2.7.2 - закон о запрете курения в общественных местах почему-то не распространяется на некоторые заведения), рассчитанные на разную скорость стилей жизни (на бегу или сидя, размеренно, спокойно - 2.2.8.1, 2.2.8.2), "сытные" кафе и рестораны или "сладкие" (2.2.9.1, 2.2.9.2), мужские и женские (2.2.10.1, 2.2.10.2). Иными словами, общепит в центре города рассчитан на удовлетворение биологических, социальных и гедонистических потребностей в еде разных социальных групп.
- По выбору развлечений (2.3): экскурсии пешие, автобусные, на теплоходиках по рекам и каналам и каретные (2.3.1.1, 2.3.1.2, 2.3.1.3, 2.3.1.4), кино и театры (2.3.2, 2.3.3), выставки и музеи (2.3.4, 2.3.5), салоны красоты и тату-салоны (2.3.6, 2.3.7), магазины и кофейни (и другие точки общепита - см.2.2 и 2.4), выступления уличных музыкантов и услуги художников-портретистов (2.3.8, 2.3.9), прогулки по крышам и фотографирование (2.3.10, 2.3.11). В процессе исследования я не встретила памятники или достопримечательности, таблички на которых предназначались бы для слепых (надписи с пупырышками) - так, можно сказать, что сфера развлечений на главной магистрали Петербурга рассчитана не на все социальные группы.
- По наличию для разных людей магазинов (2.4) можно выделить: магазины сувениров (для неограниченных в средствах и для тех, кто поскромнее - 2.4.1.1.1, 2.4.1.1.2) и одежды (они также могут разделяться на магазины мужской, женской, детской одежды - 2.4.1.2.1, 2.4.1.2.2, 2.4.1.2.3 - а такде по принципу предметов одежды и сезонности), продовольственные и книжные магазины (2.4.1.3, 2.4.1.4) парфюмерные магазины и аптеки (2.4.1.5, 2.4.1.6), отдельно от продуктовых магазины чая и кофе и кондитерские магазины (2.4.1.7, 2.4.1.8), уличные торговые точки-палатки-стенды и художественные лавки (2.4.1.9, 2.4.1.10); для иностранцев и для местных жителей (2.4.2.1, 2.4.2.2).
- По критерию размещения туристов (2.5): есть отели гедонистические и аскетические, поскромнее (2.5.1.1, 2.5.1.2), хостелы и апартаменты, котрые можно арендовать на ночь (2.5.2, 2.5.3).
- По рекламе, которая тоже может быть субкатегоризирована по направленности на разные целевые аудитории (2.6): социальная и коммерческая (2.6.1, 2.6.2). Коммерческая реклама рассчитана на представителей разного пола и возраста (2.6.2.1, 2.6.2.2 - детские игрушки и подарки, интимная продукция и медицинские товары); на людей, имеющих разный уровень дохода/социально-экономический статус, и на носителей разных языков (2.6.2.3, 2.6.2.4 - эта субкатегория может пересекаться с национальной принадлежностью, с категорией "местные жители или иностранцы"); на представителей разных стилей жизни (вегетарианцев и спортсменов, хипстеров и туристов - 2.6.2.5.1, 2.6.2.5.2, 2.6.2.5.3, 2.6.2.5.4). Реклама может быть легальной и нелегальной (2.6.3.1; реклама интимных услуг и несанкционированные гражданские инициативы - 2.6.3.2.1, 2.6.3.2.2). Рекламу можно разделить по объекту: например, реклама экскурсий (2.6.4) для русских и для иностранцев (2.6.4.1.1, 2.6.4.1.2), для романтиков (опять же, экскурсии по крышам и на корабликах, а также, к примеру, прогулки по местам Достоевского и городские тематические квесты) и для консервативных потребителей сферы культуры (2.6.4.2.1, 2.6.4.2.2).
- Что касается людей с животными, то на Невском проспекте крайне мало "зелёных островков" и специально предназначенных мусорных пакетов (поэтому люди практически не выгуливают крупных собак; преимущественно собак, то есть собачек переносят на руках или в сумках); ну и, разумеется, общественные места маркированы табличками, запрещающими проход с домашними животными.
3. Наконец, здания (категория 3):
- Жилые и нежилые (3.1.1, 3.1.2);
- частные, государственные и коммерческие (3.2.1, 3.2.2, 3.2.3);
- доступные и закрытые (3.3.1, 3.3.2), защита физического пространства с помощью шлагбаумов, домофонов, ворот и решёток);
- достопримечательности (сюда входят не только здания, но и памятники и другие элементы городского пространства - 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3)
- отдельно выделяю субкатегорию "церкви" (3.5), которые могут рассматриваться и функционально, и в качестве достопримечательностей, и как коммерческие предприятия, и как фон для фотографирования (3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4);
Дальнейшая субкатегоризация будет повторять предыдущие категории и пересекаться с ними, потому предлагаю перейти к выводам (но сначала - фоторяд):
Итак, подытоживая всё вышесказанное, могу сказать, что город - строившийся Петром как многонациональный и многоязыковой, разнообразный культурно и духовно, социально и экономически - продолжает принимать представителей разных стилей жизни и стилей потребления; он рассчитан на разные социальные группы и на разное обращение людей с городом и друг с другом. Несмотря на то, что пространство центра города, а именно Невского проспекта, имеет некоторые недостатки (отсутствие велодорожек или специализированных подъездов для детский и инвалидных колясок, не всегда есть заграждения между проезжей частью и тротуаром; мало "зелёных" островков, которые и вовсе закрываются в апреле на просушку; не предусмотрены и места для выгула собак) - в целом Петербург является городом с полистилистичной культурой. Он строился толерантным и, на мой взгляд, продолжает им быть.