Маркеры полистилистичности культуры большого города (Категоризация; Визуальные методы СИ)

Apr 16, 2016 14:06


 Ранее я писала о современном толковании понятия «социальное неравенство» как о разнообразии стилей жизни (в том числе культурных стилей) и образов жизни. Уже после публикации этого эссе (ознакомиться с текстом "Метафора социального неравенства" можно здесь: http://lizka-bal.livejournal.com/6430.html) мне стало любопытно, толерантен ли наш город (в том числе, его жители) к различным проявлениям этой социальной и культурной полистилистичности. И, если толерантен, то в чём это проявляется? В поисках маркеров социального неравенства в современном понимании, а также маркеров своего рода терпимости и готовности городского пространства и жителей города принять разнообразные стили жизни я отправилась в центр Петербурга - на Невский проспект. В ходе работы я выделила три основные категории городского социального пространства: 1. транспорт, 2. люди и животные, 3. здания. Эти категории подразделяются на субкатегории, которые пересекаются между собой (и, если я пропустила какие-то комбинации этих субкатегорий, это лишь подтвердит факт их разнообразия).

 1. Итак, во-первых, рассмотрю транспорт (категория 1).
  • Транспорт, если категоризировать его по принадлежности, бывает общественным (субкатегория 1.1.1): автобусы и троллейбусы, метро и трамваи (трамвайная линия на Невском проспекте функционировала с 1907 по 1952 год), такси и велосипеды напрокат  (которые совсем скоро вновь появятся). Кроме того, транспорт бывает туристическим (субкатегория 1.1.2): автобусы (одноэтажные и двухэтажные), сигвеи, кареты, небольшие экскурсионные пароходики. Также есть транспорт личный (субкатегория 1.1.3): это автомобили и велосипеды, скейтборды и лонгборды, самокаты и беговелы. Помимо субкатегоризации транспорта по принадлежности, его можно разделять:
  • по количеству колёс (двух-/трёх-/четырёхколёсный (1.2.1, 1.2.2, 1.2.3);
  • по принципу достатка владельцев (для богатых и победнее (1.3.1, 1.3.2), а также по принципу потребления транспорта как товара или услуги с функциональной или демонстративной точек зрения (1.4.1, 1.4.2));
  • по использованию определённых полос для движения (полосы для общественного транспорта (1.5.1), полосы для других видов наземного транспорта (1.5.2) - кстати, я не раз наблюдала, как троллейбусы ездили по полосе для личного транспорта, чему не могу придумать объяснения, - и велодорожки, которых на Неском проспекте нет, то есть он не приспособлен для "велосипедного" стиля жизни (1.5.3)). Важным считаю отметить, что город, во всяком случае, центральная его улица, не приспособлен к передвижению по нему людей с колясками (людей с детьми) и на колясках (инвалидов): только на входе в метро и в паре мест есть подъезды для колясок - и это мне кажется нетолерантным;
  • по наличию парковок (велопарковки - 1.6.1 - и автопарковки - 1.6.2 (платные и бесплатные - 1.6.2.1, 1.6.2.2) - не говоря о том, что в центре города их вообще крайне мало);
  • по типу тротуаров и пешеходных зон (по ширине: узкие и широкие -1.7.1.1, 1.7.1.2 - или по форме плитки: для разных шагов и разных форм обуви ((1.7.2) здесь я имею в виду, что некоторые взрослые люди сохраняют детскую привычку ходить только по плиткам, обходя места их соединения, как "лаву");
  • по наличию ограждений, разделяющих проезжую часть и тротуары (1.8 - а они не всегда есть, что опасно для невнимательных пешеходов и детей);
  • по типу пешеходных переходов (подземные и наземные (1.9.1, 1.9.2); наземные со светофорами с короткими и длинными интервалами (1.9.2.1, 1.9.2.2)).








2. Во-вторых, люди и животные (категория 2). Субкатегоризация людей по принципу культурной полистилисичности возможна с опорой на их стили жизни, которые (эти стили) зависят от национальности и возраста, гендера и профессиональной принадлежности, от принадлежности к той или иной субкультуре или тому или иному кругу общения (скажи мне, кто твой друг, и я скажу, какое место в социальном пространстве ты можешь занимать и какие роли ты должен исполнять):
  • По приверженности к модному дискурсу (субкатегория 2.1) можно выделить людей модных, немодных, антимодных и пр. (субкатегории 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3...); модных - по принадлежности к той или иной субкультуре (хипстеры и элегантные модницы-красотки (уж не знаю, как такой стиль назвать иначе) - 2.1.1.1, 2.1.1.2), спортсмены/хип-хоп модники (или кажущиеся таковыми; прочитать об этом подробней можно в моём эссе "Модный индикатор": http://lizka-bal.livejournal.com/7056.html) и предпочитающие стиль casual (2.1.1.3, 2.1.1.4), яппи и преппи (2.1.1.5, 2.1.1.6), панки и лолиты (2.1.1.7, 2.1.1.8) - и многие другие. Наличие разных людей, маркирующих и демонстрирующих свою принадлежность к тем или иным социальным группам и субкультурам, говорит о том, что город терпимо относится к можному стилевому разнообразию - то есть город толерантен к разным субкультурам и разному внешнему виду людей (есть правда в социальной сети "ВКонтакте" паблик "Мода петербургского метрополитена", где высмеиваются разные нелепые луки, но город всё равно толерантно "выпускает" на свои улицы - в том числе на Невский проспект - таких "модников").
  • По предпочтениям разных групп людей в еде (субкатегория 2.2) общепит можно разделить на следующие субкатегории: гедонистические (как для гурманов, так и для "мажоров") или и аскетические точки общепита (2.2.1.1.1, 2.2.1.1.2, 2.2.1.2); универсальные и для представителей разных субкультур (2.2.2.1, 2.2.2.2), для разных возрастов (кое-где есть детские стульчики и детское меню; в некоторых ресторанах есть детские комнаты или раскраски, чтобы занять самых маленьких посетителей) и кошельков (2.2.3, 2.2.4 - отличие от субкатегории 2.2.1 в том, что там рассматривается демонстративное потребление), для местных жителей и иностранцев (например, маркерами выступают меню на разных языках и англоязычные официанты - 2.2.5.1, 2.2.5.2), для определённого временного приёма пищи (специализирующиеся, например, на ужинах - 2.2.6.1.1, или имеющие в меню бизнес-ланчи (2.2.6.1.2) - то есть удовлетворяющие потребности разных социальных групп, бизнесменов и студентов, туристов и пр.) и точки общепита с универсальным меню (2.2.6.2), для курящих и некурящих посетителей (2.2.7.1, 2.2.7.2 - закон о запрете курения в общественных местах почему-то не распространяется на некоторые заведения), рассчитанные на разную скорость стилей жизни (на бегу или сидя, размеренно, спокойно - 2.2.8.1, 2.2.8.2), "сытные" кафе и рестораны или "сладкие" (2.2.9.1, 2.2.9.2), мужские и женские (2.2.10.1, 2.2.10.2). Иными словами, общепит в центре города рассчитан на удовлетворение биологических, социальных и гедонистических потребностей в еде разных социальных групп.
  • По выбору развлечений (2.3): экскурсии пешие, автобусные, на теплоходиках по рекам и каналам и каретные (2.3.1.1, 2.3.1.2, 2.3.1.3, 2.3.1.4), кино и театры (2.3.2, 2.3.3), выставки и музеи (2.3.4, 2.3.5), салоны красоты и тату-салоны (2.3.6, 2.3.7), магазины и кофейни (и другие точки общепита - см.2.2 и 2.4), выступления уличных музыкантов и услуги художников-портретистов (2.3.8, 2.3.9), прогулки по крышам и фотографирование (2.3.10, 2.3.11). В процессе исследования я не встретила памятники или достопримечательности, таблички на которых предназначались бы для слепых (надписи с пупырышками) - так, можно сказать, что сфера развлечений на главной магистрали Петербурга рассчитана не на все социальные группы.
  • По наличию для разных людей магазинов (2.4) можно выделить: магазины сувениров (для неограниченных в средствах и для тех, кто поскромнее - 2.4.1.1.1, 2.4.1.1.2) и одежды (они также могут разделяться на магазины мужской, женской, детской одежды - 2.4.1.2.1, 2.4.1.2.2, 2.4.1.2.3 - а такде по принципу предметов одежды и сезонности), продовольственные и книжные магазины (2.4.1.3,  2.4.1.4) парфюмерные магазины и аптеки (2.4.1.5, 2.4.1.6), отдельно от продуктовых магазины чая и кофе и кондитерские магазины (2.4.1.7, 2.4.1.8), уличные торговые точки-палатки-стенды и художественные лавки (2.4.1.9, 2.4.1.10); для иностранцев и для местных жителей (2.4.2.1, 2.4.2.2).
  • По критерию размещения туристов (2.5): есть отели гедонистические и аскетические, поскромнее (2.5.1.1, 2.5.1.2), хостелы и апартаменты, котрые можно арендовать на ночь (2.5.2, 2.5.3).
  • По рекламе, которая тоже может быть субкатегоризирована по направленности на разные целевые аудитории (2.6): социальная и коммерческая (2.6.1, 2.6.2). Коммерческая реклама рассчитана на представителей разного пола и возраста (2.6.2.1, 2.6.2.2 - детские игрушки и подарки, интимная продукция и медицинские товары); на людей, имеющих разный уровень дохода/социально-экономический статус, и на носителей разных языков (2.6.2.3, 2.6.2.4 - эта субкатегория может пересекаться с национальной принадлежностью, с категорией "местные жители или иностранцы"); на представителей разных стилей жизни (вегетарианцев и спортсменов, хипстеров и туристов - 2.6.2.5.1, 2.6.2.5.2, 2.6.2.5.3, 2.6.2.5.4). Реклама может быть легальной и нелегальной (2.6.3.1; реклама интимных услуг и несанкционированные гражданские инициативы - 2.6.3.2.1, 2.6.3.2.2). Рекламу можно разделить по объекту: например, реклама экскурсий (2.6.4) для русских и для иностранцев (2.6.4.1.1, 2.6.4.1.2), для романтиков (опять же, экскурсии по крышам и на корабликах, а также, к примеру, прогулки по местам Достоевского и городские тематические квесты) и для консервативных потребителей сферы культуры (2.6.4.2.1, 2.6.4.2.2).
  • Что касается людей с животными, то на Невском проспекте крайне мало "зелёных островков" и специально предназначенных мусорных пакетов (поэтому люди практически не выгуливают крупных собак; преимущественно собак, то есть собачек переносят на руках или в сумках); ну и, разумеется, общественные места маркированы табличками, запрещающими проход с домашними животными.





















3. Наконец, здания (категория 3):
  • Жилые и нежилые (3.1.1, 3.1.2);
  • частные, государственные и коммерческие (3.2.1, 3.2.2, 3.2.3);
  • доступные и закрытые (3.3.1, 3.3.2), защита физического пространства с помощью шлагбаумов, домофонов, ворот и решёток);
  • достопримечательности (сюда входят не только здания, но и памятники и другие элементы городского пространства - 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3)
  • отдельно выделяю субкатегорию "церкви" (3.5), которые могут рассматриваться и функционально, и в качестве достопримечательностей, и как коммерческие предприятия, и как фон для фотографирования (3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4);

 Дальнейшая субкатегоризация будет повторять предыдущие категории и пересекаться с ними, потому предлагаю перейти к выводам (но сначала - фоторяд):






Итак, подытоживая всё вышесказанное, могу сказать, что город - строившийся Петром как многонациональный и многоязыковой, разнообразный культурно и духовно, социально и экономически - продолжает принимать представителей разных стилей жизни и стилей потребления; он рассчитан на разные социальные группы и на разное обращение людей с городом и друг с другом. Несмотря на то, что пространство центра города, а именно Невского проспекта, имеет некоторые недостатки (отсутствие велодорожек или специализированных подъездов для детский и инвалидных колясок, не всегда есть заграждения между проезжей частью и тротуаром; мало "зелёных" островков, которые и вовсе закрываются в апреле на просушку; не предусмотрены  и  места для выгула собак) - в целом Петербург является городом с полистилистичной культурой. Он строился толерантным и, на мой взгляд, продолжает им быть.

культура, визуальные методы, стиль жизни, социальное неравенство, транспорт, социология, реклама, общепит, толерантность, мода, социология повседневности, люди, повседневные практики

Previous post Next post
Up