Об одном опыте "глубокого бурения" в литературоведении

Apr 29, 2021 16:45

Вспомним последние перед смертью слова Горького: "Конец романа - конец героя - конец автора". В них он вместил емкий смысл: конец работы над романом "Жизнь Клима Самгина", конец главного героя романа, конец своей собственной жизни.
А теперь сопоставим это с тем, чем ознаменовался конец жизненного пути Мастера - завершением им своего романа о Иешуа и ( Read more... )

аналитика, антисоветский, М. Булгаков, М. Горький, перестроечный дискурс, информационная война, спецслужбы, литературоведение, идентификация, исследование, исторический нарратив

Leave a comment

Comments 9

lj_frank_bot April 29 2021, 13:46:46 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Литература.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


(The comment has been removed)

arhipolemos May 15 2021, 16:40:06 UTC
Если ограничиться чтением аннотации, то, да. А если почитать книгу, то, по крайней мере, интересное инфо к размышлению. И в любом случае, очень убедительно развенчивается расхожая версия прототипов, а также идеи и месседжей "М&М".

Reply

(The comment has been removed)

arhipolemos May 15 2021, 17:29:25 UTC
В заключительных словах я в том смысле и заметил, что роман сам провоцирует к "нанесению дряни", - разумеется, в более глубоком смысле, нежели "самодеятельность".
Что же до "колхозности", я бы не тратил время на что-то низкопошибное. Для меня критерий - методологическая основанность и продуманность исследования. А что действительно недостойно внимания, это чисто эксперто-центричная "авторитетность" и прочие "рукопожатности".
Я и с этим автором, в конечных выводах, не согласен, но то, что "на входе" и в процессе исследования (именно методологическая составляющая), делает его достойным внимания.

Reply


(The comment has been removed)

arhipolemos May 15 2021, 16:53:07 UTC
В книге тоже на это обращается внимание. В том и суть, если совсем коротко, что Булгаков, выразив в образе "мастера" отречение от идеалов, находил прообраз именно в лице Горького и его творческого пути, на котором писатель поступал вопреки тому, что мыслил, пусть и "несвоевременно".

Reply


cambria_1919 May 15 2021, 16:47:41 UTC
Не думаю, что для Булгакова был важен Горький.

Вся его история эгоцентрична.
Её основные вехи:

1. Киев, 1919 год.
2. Пишет об этом роман ("Белая гвардия")
3. Пишет роман о том, как его роман ставят как пьесу в театре ("Театральный роман")
4. Пишет роман о том, как писатель написал свой главный роман, как его разругали и что из этого вышло ("Мастер и Маргарита")

Reply

arhipolemos May 15 2021, 17:15:03 UTC
Да, эгоцентричен, неврастеничен и т.д. и т.п. И я, разумеется, не согласен с автором исследования, представляющим Булгакова "всего в белом - посреди предательства идеалов". Но, что интересно, сами предложенные в исследовании версии прототипов, идеи и месседжей "М&М" вполне непротиворечиво вписываются в булгаковский эгоцентризм.
И главное, очень убедительно показано, что ассоциировать себя с образом "мастера" Булгаков не стал бы, - хоть из "верности идеалам", хоть из эгоцентризма.

Reply


Leave a comment

Up