На мой день рожденья младший сын Лёва сделал настоящий пад-тай с креветками, а до этого сварил отличный апельсиновый джем. И ещё недавно он попросил найти ему секцию, где учат нырять с вышки. И я подумал, что в нынешних лёвиных увлечениях почти нет ничего такого, что он мог бы подхватить у ближайшего окружения, то есть у родителей или одноклассников. Увлечения эти приходят из особого образовательного инструмента, который называется YouTube.
"Когда Ева с Лёвой начали выпрашивать мультики, я стал составлять список «хорошего» детского кино, которое надо им показать. А потом обнаружилось, что мои младшие с не меньшим интересом смотрят практичные ролики-пособия в жанре how-to, которыми увлекается старший сын. Почему же я думал только о киношных сказках? Шаблон из собственного детства у телевизора. У нас не было YouTube, где можно просто спросить «как сделать квадрокоптер».
Это я написал в книжке "
Сядьте на пол" четыре года назад. А значит, сам я познакомился с влиянием этого нового образовательного инструмента на детей ещё раньше - лет восемь назад, когда ролики в жанре DIY стал смотреть мой старший: он учился по ним кататься на лонгборде, а также устраивать химические эксперименты. Сейчас он уже свои ролики снимает.
Но сила ментальной инерции велика: я до сих пор отношусь к YouTube с подозрением. До сих пор пытаюсь подсовывать детям книжки (которые они не читают). Хотя сам давно понимаю, что прямое обучение на видеороликах в жанре "делай как я!", с явным интересом и наглядным результатом - это работает гораздо лучше, чем зубрёжка выхолощенных книжных "знаний", включая больные фантазии художественной литературы.
Кстати, прекрасный пример:
реальность опровергла "Повелителя мух". Описанная в этой книге ситуация спустя несколько лет случилась на самом деле: группа пацанов оказалась на необитаемом острове, где они прожили больше года. Но вот сюрприз - оставшиеся без взрослых пацаны создали дружную коммуну, где не было никакого насилия и сумасшествия, как хотелось бы нубелевскому моралисту Голдингу (а заодно и копировщику Сергею Михалкову, который после выхода русского перевода "Повелителя мух" быстренько состряпал свой "Праздник непослушания").
Между прочим, именно такие ролики - "как выжить в лесу с одной зажигалкой" - особенно популярны у моих пацанов. Но это грубое обобщение. Как они на самом деле выбирают себе видео-пособия, я до сих пор не понимаю. Почему Киту нужны были взрывчатые смеси и квадрокоптеры, а Лёве - прыжки в воду и кулинария? Родителю конечно хочется контролировать воспитание. Ну хрен с ними с книгами, пойдём в YouTube. Но там же должны быть какие-то правила навигации, какие-то "более правильные" ролики. Или наоборот, запретные зоны... А вдруг там Гамельнский Крысолов насвистит нехорошего?
Увы, никакого руководства у меня до сих пор нет. Тешу себя тем, что я показал детям достаточно "правил жизни" до того, как они попали в Интернет. Да и момент их попадания туда я максимально оттягивал, чтобы те самые "правила жизни" закрепились в голове. И сейчас стараюсь ограничивать их пребывание в свободном Интернете парой-тройкой часов в день. Вот и всё моё руководство по YouTube.
Это конечно не успокаивает, и я периодически подрываюсь корректировать их навигацию своими ссылками. Вот у Лёвы случилась мода на супер-героев, все эти пауки-мстители - и я подбросил ему передачу "
Удивительные люди", где собираются люди-счётчики, синестеты, амбидекстеры, слепые-эхолокаторы, обладатели невероятной визуальной памяти и другие герои Оливера Сакса. Смотрим вместе с удовольствием. И конечно, не в пассиве - это типичное прямое обучение, провоцирующее живой интерес: "а могу ли я такое сделать?"
Про результаты напишу как-нибудь попозже, чтоб не сглазить. Но это лишь один успешный пример. А по большому счёту, каждый из детей всё равно идёт своей дорогой, и я давно уже не указатель на этих дорогах. Видимо, это нормальное явление, хотя привыкнуть к этой мысли всё-таки трудно.
PS.
Всё сказанное не имеет никакого отношения к школьному "дистанционному образованию". Более того, переход школы в Zoom лишний раз доказал, что это вообще не та дорога. В школе учат не тому, что нужно - а тому, что удобнее стандартизировать, удобнее оформлять как отчёт о проделанной работе. Вполне закономерно, что идеальный вариант такого "машинного обучения" должен вообще исключать... физическое присутствие.
А вы заметили, как долго школа сопротивлялась этому разоблачению? Новости о подключении школ к Интернету стали появляться примерно в 2005 году, но все они закончились ничем, даже в столицах. Школа все эти годы делала вид, что Интернета не существует. Дети давно чатятся и раздают друг другу вайфай для игр на уроках, но сами уроки - только на бумаге. Никаких предметов типа информационной безопасности. Максимум прогресса - вечно падающие "электронные дневники".
И вдруг за пару недель всё перевернулось. Интернет был признан существующим, причём сразу у всех. А физическое присутствие в школе оказалось ненужным. Но ведь тут с разгону можно пойти и дальше: для морфологического разбора слов, решения квадратных уравнений и прочих школьных абстракций не требуется ни видео, ни аудио, ни учитель вообще. Достаточно книжки из прошлого века.
Правда, нужен ещё ответ на вопрос "а нафига мне это". И если человек отвечает "потому что мне интересно", то скорее всего он сам найдёт и нужную книжку, и сайт, и обучающий ролик. Да, можно помочь ему с навигацией, с открытием новых сфер и занятий. Но едва ли можно научить человека тому, что ему совсем не интересно и не нужно. Хотя имитировать важность такого обучения можно долгие годы. Любопытно посмотреть, как школа будет восстанавливать миф о своей нужности после пандемии. Мне кажется, это будет непросто.
Click to view