Колядки-2014 № 4, 5, 6. День с Коляда-театром

Jan 20, 2014 23:11

.
Второй год так счастливо складывается, что январские гастроли Коляда-театра в ТЦ «На Страстном» становятся вершиной, «макушкой» московского театрального сезона. После серии осенних фестивалей (Территория, Сезон Станиславского, НЕТ) и перед самым началом весенней серии (Золотая Маска, Твой шанс).

А макушкой самих гастролей Коляды-2014 у меня был вчерашний день, воскресенье - три спектакля подряд (с перерывом на прогулку по крещенскому (уральскому) морозу до блинной и обратно - и мозги проветрил и подкрепился).

«УРОКИ СЕРДЦА», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2012г. (8)

«СКРИПКА, БУБЕН И УТЮГ», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 201?г. (7)

«ФРОНТОВИЧКА», Н. Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2010г. (10)

Очень удачно выстроилась композиция - «день уральской драматургии», ученица-учитель-ученица. Сначала драма про одиноких постсоветских женщин (две одноактные пьесы Ирины Васьковской), потом комическая интермедия - зарисовки Николая Коляды о придорожной закусочной (тоже в двух частях) и в завершении драма Анны Батуриной о советской женщине, женщине тоже одинокой, но совсем по-другому и совсем другой (что называется почувствуйте разницу).
И хоть спектаклей Большой (классической) серии в этом день не было, спектакль «Фронтовичка» нисколько им не уступает - одна из вершинных режиссерских и актерских работ этого театра. Праздник души.

1.
Первый спектакль - вариации на ту же каноническую тему, на тему «Мурлин Мурло». Открытий не было, но сами вариации исполнены очень хорошо. В каждой пьесе по две женщины (в первой сестры во второй мать и дочь) и один мужчина (в первой пьесе он появился на сцене, во второй его ждали, но он не появился). Композиция из трех элементов (так и «БСЭ» построена). Смотрелись одноактовки прекрасно и навели на обобщение, на мысли об остановившемся времени. Ведь сама пьеса «Мурлин Мурло» в 1989 году написана (СССР еще формально существовал, а тема была уже открыта, так и «Вишневый сад» был написан до). Постановка Волчек вышла в 1991-м году. И словно не было этих 20-ти с лишним лет - драматургия в той же точке находится, «героиня нашего времени» находится в том же (нищем и полубезумном) состоянии, бывшие люди после конца страны, перед концом света. Жизнь за это время очень сильно изменилась, далеко вперед ушла, достаточно посмотреть на зрителей в зале, на пейзаж за окном по дороге в театр, но ведь не везде. Остались многочисленные «застойные зоны» (и географические и социальные) переменами почти не затронутые и драматурги их не бросают, держаться за них (с одной стороны плохо, что держатся за привычное, за то на чем уже набили руку, а с другой стороны хорошо что не бросают, кто-то должен об этом помнить и писать, об аутсайдерах, тех самых «униженных и оскорбленных»).
Ну а кроме всего этого социального, есть простые житейские истории (смех, слезы, уроки сердца) - одинаковые, что в хижинах, что в дворцах.

Первую пьесу хорошо разыграли на троих Вершинина, Кравцова и Замураев. Этих актеров не видел раньше в главных ролях, тем приятно убедится, что в этой команде длинная скамейка.

Во второй пьесе на сцену вышли Любовь Ворожцова и Ирина Ермолова и тут уже начался другой театр, устроенный посложнее. Актрисы диаметрально противоположные не только внешне, манера игры совершенно разная. Ворожцова играла можно сказать горизонтально - как в жизни, предельно естественно, иголку не просунешь. Ермолова играла чрезмерно, поперек бытового и психологического, вертикально. Столкновение двух противоположностей сделало этот спектакль, пересечение горизонтали и вертикали в одной точке, точке покоя сделало тихий финал с бесконечным повторением финальной фразы, с мизансценой друг напротив друга за столом и взглядами, которые говорят больше слов.

2.
«Скрипка бубен и утюг» - новая пьеса. В программе гастролей это называлось презентацией, а сыграли самый настоящий спектакль, только без декораций и мизансцен. С любимыми актерами (Ермолова, Маковцева, Зимина, Колесова, Чопчиян, Цвиткис) , в костюмах - уже вполне готовый актерски. Пьеса самоигральная (эффектные драматургические повторы-рифмы), социально-точная, текст вкусный, темы вечные - свадьба (в первой части) и последствия (во второй части). Отлично прозвучало в качестве комической разрядки.

3.
«Фронтовичка» очень правильный спектакль и по линии жизни (это ведь про поколение моих родителей, их братьев и сестер, я их хорошо помню, тут всё очень верно оказалось по тону). И по линии театра - прекрасно сложно срежиссированный и прекрасно исполненный спектакль.

Сценография - березовые чурбачки, киноэкран (на экран иногда лезли посторонние надписи, зрителям надо было бы в этот момент свистеть для полной сходства с атмосферой в киноклубах тех лет :) и вентилятор - ветер.

Актеры - их было много, все хороши, и хор и солисты. Вроде и текста немного, а отличных ролей много - Зимина, Колесова, Федоров, Ягодин, Итунин, Макушин, Замураев.
И Маковцева в заглавной роли, о которой надо сказать отдельно.

Музыка очень точно подобрана, точно соответствует тому времени и трем театральным стихиям спектакля - ностальгической (под песню о главном Дунаевского), драматической (под «трофейную» немецкую классику) и мелодраматической (под немецкую и уже в самом прямом смысле трофейную песню из фильма «Девушка моей мечты»).

Маковцева и играет одной гранью эту самую девушку моей мечты (прическа, платье и танец), но всеми остальными гранями - полную противоположность. Противоположна Марике Рёкк и хрупкость телесная и жесткость характера и судьба (не водевильная), только в одном мелодраматическом месте пересечение («у него нож»). А главное, что есть у фронтовички - победительная воля к жизни: «строить» начальство, учить детей батманам, кружить голову лихому мотоциклисту и мальчику аккомпаниатору, вербоваться на Дальний Восток.
На таких стержневых характерах и держалась жизнь (и победили они и восстановили страну). Искусство, что называется, «в большом долгу» перед такими женскими характерами.

Недавно видел спектакль точно о тех временах, но в другом месте, в Грузии. Слова Габриадзе и к «Фронтовичке» относятся:
«Осень моей весны» - это песня о моей бабушке, воспоминание о послевоенных годах в опустевшем, обнищавшем Кутаиси. То же самое было, наверное, и в Нижнем Новгороде, и в Самаре: голод, холод, керосинки. Было желание жить, любить - то, что, на мой взгляд, отличает наши трудные времена от тех трудных времен. Тогда были в людях «соки жизни», которые не давали им «засохнуть», помогали жить и радоваться жизни.

Лучше всего соки жизни в музыке выражены. Не случайно подобрано именно такое исполнение «Утренней песни» Дунаевского, самое аутентичное по времени/месту (запись 50-х годов народного хора алюминиевого завода города Каменск-Уральский). Это звучание как камертон и под него выстроена картинка со счастливыми лицами хористок и сладкозвучным солистом (Федоров тут особенно хорош и точен, просто картинка в картинке, центр композиции). Именно такую музыку тогда по радио крутили, именно она укрепляла людей (тут моя блогоприятельница написала, что такое «хоровое начало советского строя выступает здесь силой, подавляющей интимное, хрупкое, женское» - http://skaska-skazok.livejournal.com/117524.html, а по-моему подавляет попса, которую сейчас по радио передают, а музыка Дунаевского наоборот хрупкое женское укрепляет). И еще тогда по радио крутили классику и она тоже укрепляла, не давала засохнуть. В Моцарте и Бетховене те же соки жизни, что и в Дунаевском.

К сожалению так и не опознал, какая классическая музыка звучала в спектакле (кроме 9-й симфонии на гармошке), похоже на два фрагмента из фортепианных концертов, из медленной части и из финала. Танцевальная часть похожа на Рондо из концерта Бетховена, но какого точно не смог определить.

«Фронтовичка» это такая «старая песня о главном» о главной военной тайне тех поколений (в "Голой пионерке" про нее забыли, а в "Фронтовичке" помнят).
Если без пафоса, можно вспомнить один тост и сказать так:
Спектакль о том, «благодаря чему мы несмотря ни на что».

Потому такой прекрасный финал, как памятник - мужчина и женщина (Макушин и Маковцева). Финал, открытый навстречу будущему, то есть нам, их детям и внукам.

театр, Коляда

Previous post Next post
Up