Женщина, которой повезло

Jan 20, 2014 01:42

«ФРОНТОВИЧКА», пьеса Анны Батуриной
Постановка - Николай Коляда, Коляда-театр, Екатеринбург
Премьера - 31 марта 2010



Когда в антракте продумывала свой будущий отклик, то сначала пришло название «Груба жизнь». Позже - «Живые души»: в противоположность «Мёртвым…». К финалу все эти противопоставления смыло. Даже не успев толком разобраться, в чём тут дело, я обрыдалась на этом спектакле. А название посту дала по позднесоветскому фильму о пятерых женщинах-снайпершах, которым повезло уцелеть на войне и вернуться домой.

В фильме, по очереди рассказывающем пять женских историй, как бы говорилось, что война для этих женщин не окончилась, и простая и ясная, чёрно-белая картинка войны противопоставлялась сложной, временами ханжеской морали мирного времени. Пьеса Анны Батуриной противопоставляет не столько войну и мир (хотя и это есть), сколько мужчин и женщин, мужской мир, мир мужской психологии и - женский.

Спектакль начинается со своего рода музыкальной заставки (вообще характерной для спектаклей Коляды), где молодая женщина в шинели поверх платья и с папироской в руке ставит батманы и прочие балетные па солдатам и нескладным деревенским бабам. Война окончена, и главная героиня - Мария Петровна Небылица, сержант Небылица (Василина Маковцева), балерина на войне и солдатка в мирной жизни - выписывается из части раньше времени по болезни. На войне не убили, родные на Украине погибли, сама чуть не умерла от тифа, ребёнка потеряла, волосы пришлось остричь... Но вот войне конец, и она, полная любви и надежд, едет дожидаться своего жениха, однополчанина Матвея Кравчука (Олег Ягодин) к его матери на Урал. Собственно драматическая часть спектакля начинается сценой расставания счастливых влюблённых, обещающего скорую встречу.



А дальше - облом за обломом. Шашни местных культработников в доме будущей свекрови. Домогательства первого парня на деревне - облезлого и шкодливого номенклатурщика Марка Анатольевича (Сергей Фёдоров), директора Дома культуры имени (почёсывая зад) Розы Люксембург, куда Мария поступает учительницей танцев. Бабья ревность и злоба вцепившейся в него тётки Галины Календарёвой (Светлана Колесова; на фотографии другой состав, но не суть). Письмо с фронта от Матвея о том, что он потерял руку. Возвращение любимого при обеих руках и новой беременной жене - «с ногтями». Переезд из дома в барак, где пьяные мужики проходу не дают… Жизнь, новая, мирная, праздничная, несётся вперёд, торопясь забыть всё плохое. У неё своя мажорная музыка, которая знать ничего не хочет о Марии и таких, как она. Интересно, как советская музыка в спектакле органично дополнена классикой: помимо «Утренней песни» Дунаевского ровно в том же ключе звучит 1-й фортепианный концерт Бетховена. Хоровое начало советского строя выступает здесь силой, несоизмеримо большей частного человека с его интимной, хрупкой внутренней жизнью, поэтому отдельный человек здесь ещё более одинок, чем где-либо. Встреча Марии с «вернувшимся» женихом происходит не с глазу на глаз, не в доме, а на людях, при всём «колхозе». Груба жизнь.



Прошёл ещё год. Год мирной жизни. Народ приоделся, кое-как наладил быт. А наша героиня всё никак не успокоится. Курит как сапожник, с начальством воюет, субботники игнорирует и меняться, похоже, не собирается. Бывшему жениху, опять же, глаза мозолит. Случай сводит обоих снова, но то, в чём Марии почудилось возрождение, опамятование любви, оказалось минутной утехой с кровавым концом. Так даже возвращение любимого встраивается в череду несчастий. Груба жизнь.

Груба, но неостановима, и Мария не унывает. Кишки, вспоротые зазнобой, заштопали, и завербовалась сержант Небылица с другими девчонками на Дальний Восток. Есть в её жизни и ещё одно светлое пятно - любовь мальчика-аккордеониста Алёши Груздева, следующего за ней по пятам. Но дождётся ли она его или сбежит с синеглазым однополчанином Ильёй (Антон Макушин) на прииски, бог весть - финал открыт.

В прошлом году, когда сам факт существования Коляда-театра был для меня открытием, главной новостью в нём стали актёрские работы Олега Ягодина (и само наличие такого артиста в природе); других тоже заметила и оценила, но этот всё перекрыл. В эти гастроли на первый план вышли Василина Маковцева, Светлана Колесова, Антон Макушин и др. Впервые (если не считать - а впрочем, почему бы и не считать? - роль в спектакле «Амиго», посмотренного в записи) сопереживала (не только смеялась и умилялась) герою Сергея Фёдорова. А неявный камертон этого спектакля - Тамара Зимина в роли Нины Васильевны Кравчук, матери Матвея. Константин Итунин в роли Алёши Груздева почти от начала до конца срисован (имхо) с Лариосика Сергея Иванова (он же Кузнечик из фильма «В бой идут одни старики»), и только в самом конце, на последней минуте роли, показалось что-то своё, подлинное… Но как бы там ни было, а в финале я рыдала. И о чём рыдала, не знала, и остановиться не могла. Поклон театру за это!

Фронтовичка, Коляда

Previous post Next post
Up