Итоги театрального сезона 2012/2013 (2-я часть).

Jul 14, 2013 00:41

.
Начало здесь - http://lev-semerkin.livejournal.com/536261.html

Тенденция-2. «Утром в газете, вечером в куплете».

Вторая тенденция еще более заметна, чем первая, ее многие приветствуют, когда подводят итоги сезона, говорят «ну наконец-то!», «Политизация театра» (М.Шимадина), «выплескивание современной социально-политической повестки на сцену» (С.Рощин). А вот мне театральные брызги от этого выплескивания совсем не по душе. Ни в варианте мизантропического стёба-капустника («Идеальный муж» в МХТ), ни в варианте пафосной демагогии («Враг народа» в Маяковке).

В интервью Туминаса есть косвенный ответ на эту тенденцию ( с точной отсылкой к подлинному «театру улиц», любимовской Таганке)

- В этой связи, наверное, особенно приятно, что о ваших спектаклях тепло отзывался Юрий Любимов?

-Когда-то я студентом проходил практику у него в театре и понял, что режиссер, если хочет оставаться современным, должен внимательно следить за новостями, за политическими хитросплетениями, но НЕ делать это темой своих спектаклей. Главное - чувствовать дыхание времени, знать картину дня, тогда и при постановке спектакля сам собой попадешь в больную рану.
( http://www.newizv.ru/culture/2013-07-12/185477-rezhisser-rimas-tuminas.html )

Туминас пишет о ране, а тут политическая чесотка (болотные комары покусали, в фейсбуке расчесали укушенное место) утром в фейсбуке, вечером в театре. Особого вреда от этого нет (если в театре можно поставить телефонную книгу, почему бы там и фейсбук не поставить :), но для главных сцен главных театров страны слишком уж мелкотравчато. Не дыхание времени, не сложность, а примитивный политический междусобойчик («спектакль позволил людям одной крови собраться вместе, как на Болотной, и услышать со сцены то, о чем они давно пишут в своих фейсбуках и твиттерах», еще раз цитирую М.Шимадину http://www.teatral-online.ru/news/9650/ )

«Фейсбук-театр» это такой же муляж социального театра, как «твиттерная революция» муляж социальной революции.
Свои надежды на социальный театр я связываю с Серебренниковым, дыхание времени было в его «Отморозках», поставленных в позапрошлом сезоне, еще до нынешней болотной тенденции, и о людях совсем другой крови. Но в Гоголь-центр собираюсь уже в следующем сезоне.

==

И еще об интервью Туминаса, он анонсирует в следующем сезоне «Бег» Булгакова. Аж дух захватывает, как точно эта пьеса попадает и в дыхание времени, и в его сумрачный вахтанговский ряд от «Троила и Крессиды» до «Евгения Онегина», и по актерам труппы прекрасно расходится.

К.С., театр, Туминас, Таганка

Previous post Next post
Up