Итоги театрального сезона 2012-2013.

Jul 13, 2013 18:58

.
Сезон закончен (ну или почти закончен) пора итоги подводить (премьеры, гастроли, опера, драма, актеры, режиссеры), но в этот раз начну с двух тенденций сезона (одна положительная и одна отрицательная), потому что есть хороший повод. Прочитал сегодня (по ссылкам из ЖЖ и фейсбука, спасибо блогоприятелям) два интервью руководителей двух лучших московских театров последних лет - Урина и Туминаса.

Тенденция-1. Кадры решают всё.

Владимир Урин находится в Лондоне пока еще в прежнем качестве (МАМТ привез «Копеллию») и дал интервью БиБиСи о новом назначении (директором Большого театра).
Вот этот его ответ мне очень понравился (ключевую фразу выделил заглавными буквами):

Би-би-си: Художественная политика Большого театра… Вы будете оказывать на неё воздействие?

В. У.: Должен вам сказать, что я не буду оказывать на неё воздействие, Я БУДУ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯТЬ. Я генеральный директор, человек, который определяет эту политику. Другой разговор, что я, конечно, буду её делать с теми, кто будет осуществлять эту творческую политику, то есть я буду её делать с главным режиссёром театра, с художественным руководителем оперы, с художественным руководителем балета.
( http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2013/07/130712_urin_bolshoy_interview.shtml )

По-моему это самая верная, самая здоровая модель управления государственным театром в России - кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Под театром я в данном случае понимаю не конкретный театр, а весь театр, все государственные театры. Государство управляет театром, определяет художественную политику совместно с теми, кто ее будет осуществлять (с художественными руководителями театров), точно также как Большой театр (состоящий из оперы и балета) управляется директором, который определяет политику совместно с руководителями оперы и балета.

Последние лет 25, после краха советской системы управления, государство почти полностью устранилось от управления театром ( о том, чтобы определять художественную политику даже и не заикалось). Государство платило деньги (не очень большие) и не считало возможным спрашивать результат (или не понимало, как это делать), пустило всё на самотек, театры сами как-то определяли свою политику в основном по принципу «под лежачий камень вода не течет». На самом деле подобный консерватизм это даже хорошо, он спасает театр в период безвременья и смуты, но все имеет свою оборотную сторону и свой предел - худруки старели (см. ЖЖ-сериал про консервативный театр http://lev-semerkin.livejournal.com/219211.html ), художественные направления размывались, температура усреднялась (все больше театров становились ни холодны, ни горячи, а теплы).

И вот в последние годы стала заметна новая тенденция (в сезоне 2012-2013 проявилась очень сильно) - государство вернулось в культурную политику, пока только в кадровую, но это уже что-то.
Собственно, само назначение Урина это лучший пример такого возвращения.
Можно вспомнить и другие назначения последнего времени - Карбаускиса, Могучего в самые прославленные академические театры (а также Серебренникова, Меньшикова, Юхананова и Клима в неакадемические).
И первые результаты уже появились. Результаты разные, в театре им.Маяковского положительные, в театре им.Ермоловой отрицательные, про остальных не знаю. Стопроцентного попадания в яблочко не бывает, но дело стронулось с мертвой точки. Уже есть что обсуждать.

=====

И еще несколько слов эмоций по поводу интервью Урина - ужаснуло, насколько же БиБиСи оказалось "не в теме". Скандальные очипятки («Капелия», Герцмава) - видно, что они не курсе ни московской культурной жизни, ни лондонской (и Герзмава и «Коппелия» в июльской лондонской театральной афише).

Могучий, К.С., театр, Карбаускис, Туминас

Previous post Next post
Up