*
"ВОЛКИ И ОВЦЫ", К.Богомолов, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, Москва, 2009г. (10)
Постановка Богомолова по Островскому - наследница захаровского «Мудреца», сатирического со здоровой (здоровенной) долей цинизма; «Леса» МХТ, где Серебренников нашел героя нашего времени; и обезжиренного райкинского
«Доходного места».
В традицию остро-современных (и по форме и по содержанию) постановок пьес Островского режиссер добавил сильное игровое начало. Он оттолкнулся от слов Лыняева («Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы») и дополнил двухчленную модель общества еще и «собаками» (почти как в “Animals” Pink Floyd - Dogs, Pigs, Sheep), а на «волков» наслал сверху еще и «беркута» (в облике Беркутова-Угрюмова есть нечто от сильной хищной птицы).
Островского очистили от человеколюбия, отряхнули от почвы, персонажей разоблачили в прямом и переносном смысле и конфликт предстал в обнаженном и обобщенном виде. Конфликт оторвался от исторического времени/места (костюмы и музыка сдвинуты лет на 50 вперед) и спикировал прямо в сегодняшнюю ситуацию (вплоть до буквального вторжения «питерских», вторжения динамичного западного начала в срединную гумилевскую Русь/Орду, что подчеркнуто назначением Розы Хайруллиной на роль Мурзавецкой и Ильяса Тамеева на роль Павлина).
Положительный герой
Похоже, что симпатии режиссера были на стороне «собак» (очень лихо придуманная и лихо сыгранная пара, в роли собаки-Мурзавецкого - Куличков, в роли собаки Мурзавецкого по кличке Тамерлан - Сексте). В финальном кадре спектакля «собака» воет на луну, точная рифма к финалу «Мудреца» в Ленкоме.
Впрочем, возможно, что его симпатии были на стороне Лыняева - самого объемного из персонажей (объемного больше в переносном смысле, не только в прямом). Персонаж, которого играет Ильин, интересен тем, что выпадает из «зоопарка», в клетку с «овцами» не умещается, жаль что в финале его туда все-таки запихивают и тем упрощают. В последней сцене можно было и иронии подпустить, достаточно было одного хитрого взгляда, игра в паре Лыняев-Глафира не может так внезапно закончиться.
А вот мои симпатии безоговорочно на стороне Беркутова. Вот таков положительный герой нашего времени, надежда и опора. За ним сила, он победит. Не Глумов-Раков из «Мудреца», не Чичиков-Певцов из «Мистификации», не варвар и еретик Абдулова - этих Россия затянет в болото, переварит и выплюнет. Не птенчики (мелкотравчатый Буланов-Чурсин и обаятельный Лопахин-Шагин), которые только примериваются, осваивают правила игры, пристраиваются к зрелым дамам. Беркутов герой взрослый, он уже ни к кому не пристраивается, он навязывает свои правила (Меропе Давыдовне и прочим местным "волкам"), он приходит всерьез и надолго.
А если оттолкнуться от формулы Гоголя, что положительным героем «Ревизора» является смех, то здесь положительным героем следует считать театр и персонально режиссера Богомолова, который предстал взрослым и сильным мастером. Он сам как беркут спикировал на пьесу Островского, навязал ей свои правила (и немецкая музыка, и садо-мазо-секс, и игра со стульями-окладами и стульями-хомутами оказались уместны).
Все ожидания и авансы выданные после
«Отцов и детей» режиссер полностью оправдал и даже современная пьеса ему не понадобилась, если современные драматурги не пишут хороших пьес, всегда можно обратиться к Островскому.
=======
UPD:
отклик Жана и обсуждение -
http://jeanix.livejournal.com/92715.html