*
"ЗОЛОТАЯ КАРЕТА", А.Дунаев, ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ, Москва, 1969г. (6)
Первая постановка Дунаева в театре на Малой Бронной и, насколько я знаю, первый спектакль театра, сохраненный на пленке, телеверсия была сделана в 1971 году. В 1972 году телевидение показало спектакль Эфроса «Платон Кречет», две постановки по старым советским пьесам, когда-то первым экраном шедшим во МХАТе, срифмовались.
На таком советском материале Дунаев выиграл у Эфроса
, сказалось то, что пьеса Леонова значительно сильнее и интереснее пьесы Корнейчука.
В «Платоне Кречете» Эфроса занимал образ интеллигента-подвижника со скрипкой (Н.Волков), противостоящего начальству-карьеристам-бюрократам (Л.Броневой), но пьеса выглядит слишком схематично, не хватает драматических ресурсов для полноценного раскрытия темы.
«Золотая карета» доверху заполнена символическими образами и метафорами и отделка очень своеобразная, вычурная, негладкая (язык косноязычный-афористичный, похож на платоновский). Дунаев поставил ее как обычное произведение соцреализма, что называется, «режиссер умер в актерах» - вполне бытовая постановка с хорошим актерскими работами, но персонажи «нормализованы», их особенности не подчеркиваются (скажем, болезнь полковника можно было сильнее подать) и никаких режиссерских метафор нет. На поверхности - реализм, однако все символы сохранены на втором плане.
В маленький русский городок приехало несколько гостей (и все одновременно, что и делает встречу символической) - академик-геолог (Кудрявцев) с сыном-асистентом (Спивак), контуженный полковник-танкист (Тенин) и артист оригинального жанра-факир (Броневой).
Встреча после войны - наступило время осмыслить произошедшее, свести накопившиеся за время войны счеты. Герои пьесы представляют срез общества - социальный, и не только - отцы и дети, мужчины и женщины, герои и трусы, артист, ученый, солдат, «начальство» и «простые», труженики и обыватели. Война не только разводит, но и объединяет общим делом и общим горем.
Командует городком женщина (Сухаревская) - академик был когда-то в нее влюблен, но она вышла замуж за другого и теперь у нее дочь (Салтыковская), в которую (это, видимо, наследственное) сразу же влюбляется сын академика.
Академик с сыном не отрицательные герои, как бывало в кондовых советских пьесах. Они не воевали, потому что занимались важным для страны делом (прямым текстом не говорится каким, но вероятно искали уран). Факир - ветеран сцены, типичный пройдоха и балабол, вдруг вспоминает, как погибли в Киеве его дочь и внучка.
Главный отрицательный персонаж на сцене не появляется, но именно он соединяет сюжетные линии. Это он когда-то увел девушку у академика, это по его душу приехал полковник, он убежал с войны, а теперь вышел в начальство - стал директором спичечной фабрики, но с огнем его спички не дружат, плохо горят, что очень символично. Кстати, жену-начальницу он собирается бросить (в такие времена мужчины на вес золота, легко можно найти жену помоложе, да и должность повыше).
Пьеса Леонова суровая, остроконфликтная и совершенно без бодрячества (разумеется никакой чернухи, но и никакой светлухи тоже) - городок сильно разрушен, кругом нищета, отчаяние. Оба воевавших героя мужчины, вернулись калеками (один слепой, другой контуженный).
Слепой солдат (Сайфуллин) живет тем, что играет на аккордеоне на праздниках в деревнях (возвращаются с войны солдаты, встречи пьянки-гулянки, топот сапог слышен в первой сцене), а ведь перед войной он дружил с дочкой начальницы и хотел поступить в университет, стать астрономом.
Завязка однозначна - война разводит героев и подлецов, поляризует, но вот дальше развитие конфликта выводит его из простой черно-белой плоскости. Появляется мотив «возвращения к мирной жизни» сначала требовательный (верность-неверность тех, кто ждал - мотив очень важный в литературе конца 40-х, опять Платонова можно вспомнить - знаменитый рассказ «Возвращение»/«Семья Иванова» тоже символический). Полковник приезжает чтобы «мстить», чтобы вывести труса на чистую воду, он живет прошлым, а в конце пьесы меняется, оттаивает и поворачивается в будущее. Надо уметь выходить из войны.
Помимо всего прочего, война приводит к заметному доминированию мужского начала, в пьесе написанной в 1946 году заметен «мужской шовинизм», женщины расчетливы и эгоистичны, или приземлены (показательная пара - отец и мачеха слепого гармониста - Ширшов и Дмитриева), или ждут «принца в золотой карете» и в результате делают неправильный выбор и потом горько раскаиваются. Но ошибки старшего поколения ничему не учат младшее. В финале герои пьесы разъезжаются в разные стороны. Дочь спичечного директора принимает приглашение сына академика (вот он, ее принц в золотой карете). Слепой гармонист не требует от нее верности, он видит другой огонь, он все-таки будет учится - вместе с полковником они уезжают из города, образуя символическую пару, словно из сказок - «слепой несет на плечах хромого».