Предварительно прошу ознакомиться с марксизмом и основами духовного производства. До сих пор многие социалисты, оперирующие словами «базис», «надстройка» до конца не понимают значения этих слов. К. Маркс и Ф. Энгельс это раскрыли, но «не разжевали» для пролетария. Философский словарь: - Базис - присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Над базисом, своеобразным фундаментом здания, возвышается соответствующая ему надстройка, включающая, во-первых, общественное сознание; во-вторых, идеологические отношения и, в-третьих, закрепляющие их общественные учреждения и организации.
Есть труды советских философов по этой теме. В этой статье исходим с позиций интеллектуального (духовного) производства. В «Основах духовного производства» мной не были выделены базисные органы духовного производства. Восполняю этот пробел.
Частный предприниматель нанимает на работу работника. Устно с ним договаривается о характере работы, времени работы, сдачи произведенной продукции и т.д. Сразу же оговариваются условия оплаты труда, сроки оплаты труда, в чем и сколько выражается материальное вознаграждение и т.д. Работник приходит на работу ежедневно, аккуратно выполняет все, что требовалось, в процессе работы имеется постоянный контакт с работодателем и обмен разного рода носителями, сдает работодателю продукцию, а в конце недели получает полный расчет, согласно договора. Это производственные отношения конкретного работника и работодателя. Здесь конкретный элементарный базис начинается, когда наемный работник юридически становится членом трудового коллектива, хоть из двух человек (хозяин и работник). Должен выполняться закон потребления и выделения при единстве и борьбе противоположностей. На время договора создается орган духовного производства, где лидером является работодатель, он же, как правило, обладатель ПОН, а исполнителем является наемный работник. Спонсорство и команды сверху духовного производства отсутствуют. Внутри производства идет обмен разными количественными носителями, позволяющие получить качественный продукт, в том числе базисные носители. Пусть работник работает со своим инструментом (средствами производства). Тогда в договоре указывается, что работодатель возмещает работнику все убытки и эксплуатацию средств производства, текущие расходы и т.д. Отсюда складываются базисные отношения между работодателем и наемным работником относительно эксплуатации средств производства, с которыми пришел работник, с потребляемыми энергоносителями. С другой стороны, сырье для переработки, (поступающие носители) принадлежат работодателю. И он следит за переработкой сырья. В заключение работ, выделяемые работником носители (продукция переработки), передаются работодателю. Работодатель в свою очередь рассчитывается материальными носителями, в данном договоре деньгами с нанятым работником. Производственные отношения (базис) между работодателем и наемным работником связаны с каждым из этих производственных потоков носителей и имеют свои количественные характеристики и, соответственно, меру. Эти количественные характеристики и мера в материальном производстве проектируются на базис. Грубо говоря, идет интеллектуальная борьба, где одна противоположность защищает свои интересы на собственность, на средства производства и прибавочную стоимость, другая в увеличении материального вознаграждения за труд в претензии на большую долю из прибавочной стоимости. Базисные носители в основном производственного характера информационные, вербальные, визуальные, на материальных носителях и т.д. напрямую связаны с мышлением человека, его сознанием. Уровень сознания, уровень развития производительных сил определяют уровень базиса. Базис (производственные отношения) является основной деятельностью производственного органа духовного производства (или иными словами органа духовного производства при материальном производстве). На основе этого элементарного базиса при конкретном материальном производстве вырабатываются носители, выделяемые в виде информации в окружающие органы духовного производства, в том числе в надстройку. Благодаря ему существует данный уровень материального производства. Проще говоря, орган духовного производства на предприятии, получая носители в виде информации о количественных носителях на материальном производстве, перерабатывает их в единстве и борьбе противоположностей в базисные (противоположности в лице работодателя и наемного работника), и выделяет свои носители в виде информации в окружающие органы духовного производства и внутрь на управление своего материального производства. Вот эти связи, единство и борьба противоположностей внутри производственного органа духовного производства, обмен носителями в производственных отношениях, можно назвать одним из элементарных базисов, о котором говорили классики марксизма. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 13./ Иными словами совокупность элементарных базисов при конкретных предприятиях материального производства в данном регионе, отрасли, государстве дает реальный базис. Данный пример был полюбовного решения возникающих проблем в производственных отношениях. Однако, чаще всего возникают разного рода разногласия после заключения договора, как говорят классики классовая борьба.
Закон единства и борьбы противоположностей в базисе проявляется очень сильно. Предприниматель, скажем, не смог реализовать весь произведенный товар и соответственно не рассчитался вовремя с наемными работниками, нарушив договор. Возникает социальная конфликтная ситуация противоположностей на основе элементарного базиса и начало борьбы между ними. Орган духовного производства, предприятия находится на границе меры, когда носители расчета с работниками количественно возрастают. Работодатель ищет выход из создавшегося положения, способы оплаты за затраченный труд, выходит на переговоры с наемными работниками. Наиболее горячие головы среди наемных работников в этом конфликте могут наносить материальный вред предпринимателю, в том числе ломать оборудование (средства производства). В результате возникают уголовные преступления. Часто в таких случаях, предприятия прекращают свое существование в результате превышении меры в количественных параметрах (например, наличие больших долгов и закрытие счета в банке), проходит процедуру банкротства, элементарный базис отмирает. Хотя, изменив договор, можно рассчитаться с работником товаром (мукой, зерном, посудой, мануфактурой и т.д.).
С другой стороны нанятый работник не справляется с предложенной работой, допускает брак. Работодатель, придя на рабочее место этого работника, возмущен. Ведь это прямые его убытки. Рукоприкладство, избиение работника вполне вероятны. Да еще принародно, чтоб другим не повадно было - прием ПОНтовых ребят. Вспомните поэта Н. Некрасова - у помещика «удар скуловорот». И это тоже элементарный базис с его антагонистическими противоречиями, переросший в социальный конфликт. Кроме того, на рабочем месте по разному поводу случаются перепалки и драки между наемными работниками. И это тоже элементарный базис с противоречиями между работниками, перерастающий в социальный конфликт. Это приведены примеры противоречий в элементарных базисах и социальных конфликтов из феодального (предпринимательского) (кулацкого) базиса. Названия базиса соответствуют лидерам духовного производства базиса. Суть его одна - феодальный базис. Социальные конфликты, выросшие на почве этого элементарного базиса порой доходят до крупных столкновений с поджогом «помещичьей усадьбы», убийством предпринимателей, наемных работников (крепостных), бунтов батраков и крестьянских восстаний. Рассмотрим следующий базис - капиталистический.
Что заставило капиталистов изменить феодальный базис? Закон отрицания отрицания привел к выполнению демократических законов в базисе, в том числе буржуазной Конституции. Это равенство работников перед законом, отказ от силовых методов принуждения на производстве, свобода выбора профессии и работы работником, повышение знаний и навыков (квалификации) работником, введение широкой пенсионной реформы, как один из стимулов и т.д. Производственные и экономически отношения становятся важнейшими в буржуазных общественных отношениях. Об этом много написано классиками марксизма более ста лет назад. Одним словом, буржуазная надстройка диктует (диктатура класса при государственной власти), как изменить феодальный базис после буржуазной революции, приводит его в соответствие с общественно-экономической формацией.
Рассмотрим пример классического капиталистического элементарного базиса в стадии государственного капитализма. Начнем с крупного перерабатывающего капиталистического предприятия. Имеются здания, цеха, транспорт, обрабатывающее оборудование, инструменты на рабочих местах, приспособления и т.д. Это не базис, это средства производства или в более широком понятии - вещественные элементы производства. Это мертвая материя. Для того, чтоб она заработала нужны квалифицированные люди, для которых она приспособлена - или личные элементы. Когда это все в совокупности работает, называется производительные силы. Объединяет работников между собой и со средствами производства в органах духовного производства, производственные отношения. Начинаются, как известно, они в Отделе кадров. Оформляются юридические разного рода документы, определяется конкретное рабочее место, квалификация, обязанности, права работника, материальное вознаграждение, отношение к собственности производства и т.д. Последнее напрямую относится к базису. Не будем вдаваться в подробности разницы между экономическим базисом и техническим базисом в производственных отношениях. Покажем роль духовного производства в производственных отношениях и базисе. После Отдела кадров наемный работник переходит в орган духовного производства цеха (отдела). Здесь начинается его испытательный срок, стажировка, ознакамливается с документацией, производственными связями и отношениями (элементарный базис). Орган духовного производства построен на жесткой иерархии управления. Лидер, начальник отдела, цеха (как правило, с ПОН) диктует своим подчиненным от лица своего собственника (закреплено в его должностной инструкции начальника) отношение к средствам производства. Он как дворецкий у помещика, защищает частную собственность эксплуататора на рабочем месте, эксплуатацию частных средств производства. На этом принципе построены его производственные отношения с наемными работниками в органе духовного производства (элементарный базис). Т.е. производственный орган духовного производства имеет сверху жесткое управление капиталистом как информационное так и командное и спонсорское. Вот это и есть основы элементарного базиса, а не инструкции на рабочем месте, Правила внутреннего распорядка, Правил охраны труда и т.д. Именно здесь возникают антагонистические противоречия между лидером и наемными работниками в производственных отношениях, отношениях к собственности основа элементарного базиса. Лидер тоже наемный работник, но принят на работу по защите частной собственности капиталиста и эффективной эксплуатации этой собственности. Капиталист уполномочивает его вести эксплуатацию наемного труда вместо себя. Лидер понимает свои границы свободы и границы меры своего управления органом духовного производства (отдела, цеха), под зорким присмотром капиталиста. В рабочее время используя базисные носители, лидер выполняет роль надсмотрщика за частной собственностью средств производства и эффективной её эксплуатацией наемными работниками. Он выполняет роль руки, с поддержкой администрации, вытягивающей из кармана рабочего прибавочную стоимость для капиталиста, «Таскает каштаны из огня». Этот лидер производственного духовного производства выполняет роль эксплуататора наемного труда, хотя настоящий собственник материального производства (экспроприатор) находится в организованном другом органе духовного производства в надстройке. При превышении количественных показателей базисных носителей лидером производственного духовного производства до пересечения границ меры, возникают социальные конфликты, как с конкретными работниками, так и с органами профсоюза. Проще говоря, если основные базисные отношения, противоречия при феодализме сосредотачивались между лидером (феодалом) и крепостными (наемными работниками), то при капитализме элементарный базис в основном в органе духовного производства между лидером (цеха, отдела) и наемными работниками. Лидер уполномочен правами эксплуататора, но собственником средств производства не является. Лидеры феодалов, как правило, с ПОН и социальным адельфофаговым вектором, объединены в класс эксплуататоров. Лидеры цехов подчиняются в своей производственной деятельности классу капиталистов - лидерам органов духовного производства находящихся в надстройке, так же обладателям ПОН и социального адельфофагового вектора. Вот основная разница в противоположностях базиса разных формаций, это внедрение капиталистами в цепочку эксплуатации «козла отпущения». Это попытка капиталистов запутать наемного работника в сетях системы эксплуатации. Классики марксизма показали эксплуатацию при капитализме, коммунисты-перевертыши (двуличники) 90х в ЦК КПСС использовали эту теорию для феодального переворота, хотя известен был базис социализма, который строили рядовые коммунисты. В производственных отношениях социалистического базиса ведущую роль имеет мораль коммунизма. Эта мораль постоянно присутствовала при выступлении членов райкомов КПСС, обкомов, лекторов Общества знание и т.д. в рабочих коллективах. Было много статей в социалистических СМИ в русле Морального кодекса строителя коммунизма. Иными словами, эксплуатация и противоречия в производственных отношениях в том числе базисе при социализме остаются, т.к. существует прибавочная стоимость, они видоизменяется в применении правил Морального кодекса, мощной пропаганды социализма и политической учебы работников, открытого государственного бюджета, разбитого по регионам с социальным уклоном. Смотри статью ниже «Рекомендуемое чтение: «Основы научного коммунизма». Исторически готовился базис следующей формации. Однако в РФ 30 лет назад рухнули в феодальный базис.
Надстройка опирается на управление производственных органов духовного производства, контролирует их деятельность. Как говорят классики, надстройка опирается на базис. Благодаря надстройке существуют обратные связи и управления в базис. Капиталист построил и принимает в эксплуатацию цех со взрывоопасной зоной. Рабочие, члены профсоюза, неоднократно обращались в отделы охраны труда, администрацию предприятия о нарушении при установке вентиляторов. Установлены простые дешёвые промышленные вентиляторы. После обращения в областную профсоюзную организацию, в промышленный отдел, в цех приехала инспекция для расследования инцидента. Цех временно закрыли. Администрация предприятия, сделав соответствующие мероприятия с Отделом охраны труда предприятия и Отделом энергетики за некомпетентность, обратилась с иском к проектировщикам, потребовав возмещение затрат на реконструкцию вентиляции на взрывозащищенную. Проявились производственные отношения между частниками разных предприятий и соответственно собственности, базисные, противоречия которых разрешились в юридическом порядке. В надстройке имеются органы духовного производства, которые тоже, как профсоюз, могли прикрыть с нарушениями проекта построенный цех. Это контрольные органы, инспекции пожарной охраны, энергонадзорные инспекции и т.д. Надстройка через свои органы духовного производства влияет на материальное производство, производственные отношения и в целом на производительные силы. Именно в надстройке сидят органы духовного производства капиталистов, олигархов, управляющие фирмы, напрямую командующие производственными органами духовного производства, влияют на элементарный базис. Лидеров этих органов духовного производства классики марксизма выделяют как класс эксплуататоров, капиталистов т.к. они напрямую распоряжаются прибавочной стоимостью и проводят диктатуру буржуазии. Эти органы духовного производства частнокапиталистического материального производства находятся в надстройке потому, что государство, помогая в чем-то капиталистам, вмешивается через них в экономику частного капитала, материального производства по законам государственного капитализма.