Читал я тут какую-то литературоведческую критику Стругацких, где долго, нудно и обстоятельно рассказывалось, как начав с идеи перевоспитать человечество шли авторы, шли и пришли к пониманию, что сделать это невозможно. Люди неизменны
(
Read more... )
Comments 20
2. На момент действия ТББ прогрессоры еще не были прогрессорами, а только агентами наблюдения. Любопытно то, что даже в качестве наблюдателей они повторяют формулировку "в белом фраке", ни одного упоминания о наблюдателе из крестьян, криминала, мастеровых, только некие мутные информаторы.
Reply
2. Это как раз льёт воду на мельницу прогрессорства - представитель элиты имеет большее влияние на события, нежели крестьянин или ремесленник.
Ну и отголоски традиционной письменной истории, которую действительно пишут в основном владельцы белых фраков - широкие массы до возможности предъявления urbi et orbi собственных мыслей дорвались только с появлением интернета и соцсетей.
Reply
Reply
Reply
Такое Натановичам как серпом по одному месту.
Reply
Но почему сейчас идея продолжает быть настолько живучей - ибо "попаданец в белом фраке" конечно попса - но растёт-то она оттуда.
Причём для её реализации, в общем-то, теизм никак не нужен. История умных белых сахибов, эксплуатирующих тёмные суеверия местных туземцев для их же собственного просвещения и приобщения к ценностям атеистической цивилизации тоже вполне возможна (и в советской литературе в достаточно гомеопатических дозах, но встречалась).
В СССР она не прокатила бы как раз не по теистическим причинам, а по явно колонизаторским замашкам, полагаю...
Reply
Все же, идея прогессорства через духовных лидеров должна базироваться на понимании, что за этим что-то есть. У нас же до сих пор среди определенного контингента в ходу мантра по "Опиум для народа".
Вон, вспомните "Бога света" Желязны. С одной стороны чистое использование религиозного антуража технократами, а на слой глубже выясняется, что это не просто антураж, за всем этим стоит душа. Такая книга возможна только для автора с детства впитавшего понимание наличие Бога.
Reply
Reply
* "Велизарий" Эрика нашего "красного шпиона" Флинта. Линк (искусственный интеллект, заброшенный в прошлое антагонистами) действовал как раз как религиозная фигура.
* "Генерал" Стирлинга. Суперкомпьютер ЦЕНТР поначалу влиял на главного героя, используя то, что в местной религии (сформировавшейся после галактических масштабов коллапса цивилизации), компьютеры почитались как совершенные божественные сущности. Затем, впрочем, они стали взаимодействовать более дружески.
* "Сэйфхолд" Дэвида Вебера. Аверсия - там контр-прогрессоры (с идеей удержать остатки человечества навсегда в аналоге средневекового стазиса) использовали высокие технологии, чтобы предстать ангелами и утвердить свою религию. Главный герой (как раз прогрессор, действующий через тысячу лет) рассматривал возможность поступить аналогично, но пришел к выводу, что это не поможет в его случае: его задачей является убедить людей мыслить критически и не верить слепо догмам, а выступая в роли религиозной фигуры ( ... )
Reply
Но что показательно - почти всегда подобный подход свойственен антагонистам и не самым положительным фигурам. Либо обусловлен "ну по-другому никак не получается".
То есть положительной оценки у него всё таки нет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment