Еще испанское: у Дали

Jul 20, 2007 19:56

Собираясь в Испанию, я тайно и безнадеждно мечтала о том, как бы было здорово уметь водить машину и брать ее напрокат за границей!

Потому что есть в северо-западной Каталонии такой маршрут, который осуществим лишь на машине - путешествие по "Далилэнду":
- из Фигераса, где Дали родился, крестился, служил в армии... а также умер и был похоронен
- мимо замка Кермансо (который можно увидеть на его картинах)
- в Кадакес, где художник предпочитал отдыхать летом, затем
- в рыбацкий поселок Порт-Льигат, куда не ходит ни общественный транспорт, ни экскурсионные автобусы. Дали выстроил там себе удивительный дом, нынче в нем музей, который только открылся после реставрации. А еще
- в замок Пуболь, где музей супругов Дали, памятник их неподражаемой совместной жизни...

...Размечталась, как говорится. Увы, никогда у меня не будет машины, а значит - придется ограничиться теми местами, куда ходят поезда и автобусы.
То есть - Барселоной и Фигерасом.



Сразу скажу, что не являюсь фанатичным поклонником художника Сальвадора Дали. Но и не отношу себя к его недоброжелателям и ненавистникам.
Дали - удивительный. Неистовый трудоголик и гениальный мистификатор, весьма артистичный шут и удачливый бизнесмен, человек с несомненным талантом и немеренными амбициями.

И мне нет дела до его сексуальных и физиологических проблем. Достаточно знать его биографию и видеть работы, чтобы понять: это умный, хитрый, удачливый, честолюбивый и абсолютно НОРМАЛЬНЫЙ человек.
Впрочем, я не собираюсь никого грузить его биографией и творчеством.
Кроме своих учеников.

А здесь просто покажу, что нам довелось увидеть.

На крошечный музей Дали в Барселоне я наткнулась случайно. В одном из старых замков готического квартала. Это собрание графики и скульптуры, сравнимое с тем (если кто знает), что в частном подвальном музее на парижском Монтмартре.
И тоже - с мистификациями.
Первая случается у входа, когда при покупке билета получаешь увесистую пластиковую карточку, но не успеваешь удивиться ее добротности, входной автомат ее тут же "съедает".
Далее бродишь по тесным залам и упираешься в стены, прикрытые бархатом. Нужно догадаться, что это не стена, а портьера, за ней - в темном, обитом малиновым бархатом низком зале - выставка ювелирных работ, и за следующей портьерой - продолжение экспозиции.

"Космический слон" - один из экспонатов барселонского музея Дали.


Кроме рисунков и скульптур - фотографии и занимательные инсталляции.
Вот одна: "Праздник святого Иакова" ( здесь я показывала самого Дали, который взирает на это с потолка)


Выйти сразу тоже не удается - упираешься в очередную портьеру. Наученная опытом, отодвигаешь - а там стена. Понимаешь, что выхода нет и начинаешь метаться по залам в бесплодном поиске выхода. Потому что выйти там, где вход, - нельзя.

А нужно просто подождать у портьеры. Стена через минуту отодвинется и выпустит. Вот так-то...

Впрочем, барселонская экспозиция - это лишь прелюдия к тому, что мы увидели в Фигерасе.

* * *

Фигерас - почти у французской границы. Из Пинеды добирались на электричке с пересадкой. К слову, на пересадочной станции в Массанете чувствуешь себя как в какой-нибудь Салтыковке - кругом русские. Видимо, европейцы-американцы-японцы предпочитают экскурсионные автобусы.

И напрасно. Потому что театр-музей Дали - такое место, где полутора-двух часов, которые дают туристам для осмотра (экскурсии по музею не водят) явно недостаточно.

Я слегка опасалась, что у нас возникнут проблемы с поиском музея, но по пути от станции всюду расставлены указатели. Не заметить сие экстравагантное сооружение невозможно - уж очень контрастно смотрится башня Галатеи с навершиями-яйцами на фоне прочей городской застройки.



Попав же на территорию, имеет смысл перестать искать вокруг любую логику и скрытые значения и постараться воспринимать увиденное либо по-детски непосредственно (как это замечательно делал Вадька), либо на подсознательном уровне.
Поэтому я просто покажу несколько картинок, не делая бесплодных попыток объяснить, трактовать, искать тайные аллегории и аллюзии (хотя у Дали их много - хороших и разных).

Кто заинтересуется - я купила там замечательную книжку про музей на русском языке: в ней есть подробный разбор каждого экспоната. Могу дать почитать.

Итак, внутренний двор театра-музея: сон разума в сочетании с изысками фито-дизайна и палеонтологии рождает чудовищ:


Сцена: склонившийся монстр на театральном заднике.


Напротив (муж мой как раз туда смотрит) - висит картина с обнаженной Галой, а рядом - телескоп. Киньте 50 центов, посмотрите в телескоп - и увидите вместо нее Авраама Линкольна. Но можно увидеть Линкольна и бесплатно - посмотрев с той же точки в "глазок" собственного фотоаппарата. И это лишь первая из многочисленных "обманок" и иллюзий этого музея.

Самый знаменитый - зал Мэй Уэст, который Вадька обозвал "комната-лицо". По-моему, она больше всего впечатлила сына моего младшего. Картины-глаза, нос-камин, диван-губы, и лишь с небольшой лестницы все это превращается в женский лик, да и то смотреть через "уменьшительное" стекло надо.
Я через это стекло попыталась сфотографировать.
Вот, что вышло:


Немного монументальной живописи. Фреска из зала "Дворец Ветра": возносящаяся Гала, созерцающая в небе Корабль судьбы. Напротив так же замечательно возносится сам Дали.


Залов множество. В одних - просто картины и рисунки. В других - механические конструкции (бросишь денежку - начнет двигаться). В третьих - иллюзионистические инсталляции, расчитанные на оптические эффекты. Есть мебель, разные прикладные вещи - очень красивые, между прочим.
Один зал особенный - совсем черный, неосвещенный. Это склеп Дали.
Шесть вот таких драконов охраняют его покой.


Среди невероятного разнообразия произведений плодовитого мастера (и не только его - половина третьего этажа, например, это полотна Антони Пичота - интересный художник, кстати), почему-то запомнилась вот такая картина - "Корзинка с хлебом".
Цитирую Дали: "Эта... работа, как оказалось, больше всего остального удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать, - полнейшая загадка!"



В отдельном здании - бывшем постоялом дворе - коллекция ювелирных изделий по эскизам Дали. Рубиновое сердце бьется, золотые дверцы шкатулок открываются и закрываются, сияют драгоценные губки Мэй Уэст, вращаются объемные платиновые кресты... Центр этой экспозиции - полотно "Апофеоз Доллара".

Некогда недоброжелатели живописца трансформировали имя "Сальвадор Дали" в такую анаграмму.
Вполне справедливо, как мне кажется, по отношению к мэтру, чей талант в первую очередь был направлен на зарабатывание денег.
И Дали не обижался.

Среди "ювелирных" экспонатов тоже масса знакомых мотивов:


Пока мы дошли до станции, я успела оправится от изумления, с которым созерцала музейные залы.
"Смешной какой художник - Дали" - сказал Вадька.
Соглашусь, пожалуй.

Начало испанских заметок здесь: http://lerabel.livejournal.com/100971.html
Барселона: лики. http://lerabel.livejournal.com/101331.html
Прогулки по Барселоне: вниз по Рамбле. http://lerabel.livejournal.com/101624.html
Прогулки по Барселоне: готическое. http://lerabel.livejournal.com/101889.html
Прогулки по Барселоне: маршрут имени Гауди. http://lerabel.livejournal.com/102398.html

Испания

Previous post Next post
Up