Известно высказывание режиссера фильма «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко и оператора Валерия Мюльгаута, что Патриаршие пруды снимались на Патриарших, Александровский сад - в Александровском, но Москва в целом, с 30-х годов так сильно изменилась, что ее снимали в Санкт-Петербурге. Практически слово в слово об этом же говорил и
Юрий Кара режиссер, снимавший «Мастер и Маргариту» на десять лет раньше, но умудрившийся таки снять ее в Москве.
Каждая серия фильма начинается с маленького кусочка кинохроники из Российского Государственного архива кинофотодокументов, наверное для придания исторической достоверности фильму. Ближе к концу фильма документальных кадров в фильме уже будет больше, наверное для придания еще большей достоверности. Этот фрагмент хроники снят на Самотечной площади.
Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец. Опять ни берета, ни серого костюма... брюнет.... А павильон, мелькающий в кадре фильма, построен вообще только в 1938 году.
Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах. Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Cпиридоновке. В кадре аллея на Патриарших прудах, решетка и фонари именно оттуда. Правда двигается тройка в диаметрально противоположном направлении от Спиридоновки в сторону Большой Садовой. Но такой
маршрут погони Ивана за Воландом был у Булгакова в более ранних версиях романа.
Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус №5, это из полной рукописной редакции романа «Мастер и Маргарита». В кадре остановка автобуса № 7.
Вообще этот кадр к Москве не относиться никак, снято в Питере. Академический переулок дом 16. Публикую из следующих соображений. В кадре три переплетающихся венка, да еще две штуки. Три переплетающихся венка известный масонский символ, буквально месяц назад я первый раз увидел масонскую символику в советском фильме молодого еще Эльдара Рязанова
«Девушка без адреса». Да еще в ключевых с точки зрения режиссуры моментах, кстати те же самые три переплетающихся венка. Если такими темпами моя коллекция масонской символики в кино будет пополняться, придется выделить ее в отдельное направление.
Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.
- Тогда потрудитесь получить, - сказал Азазелло и, вынув из кармана круглую золотую коробочку, протянул ее Маргарите...
На московском аэродроме совершил посадку шестиместный пассажирский самолет, прилетевший из Крыма. Среди других пассажиров из него высадился один очень странный пассажир. Здесь вообще начинается чертовщина, похлеще чем у Булгакова. В кадре Киевский аэропорт «Бровары». Но это полбеды, беда в том, что это кадры из художественного фильма «Будни», снятом в 1940 году. Совместное производство киностудии «Мосфильм» и «Советская Беларусь». Один художественный фильм цитирует другой художественный фильм!
Могу добавить, что самолет в кадре фильма - это один из семи серийных самолётов ПС-89 (пассажирский самолет завода № 89) или ЗИГ-1, созданный по проекту французского инженера Андре Лявиля.
Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях. Лишь только он отделился от лесенки, по которой спускались из кабины самолета, к нему подошли. Этого гражданина уже ждали, и через некоторое время незабвенный директор Варьете, Степан Богданович Лиходеев, предстал перед следствием.
Классический вид на Кремль со стороны Большого Каменного моста, построенного в 1938 году.
Библиотека имени Ленина ныне Российская государственная библиотека.
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад... Дом Пашкова, улица Воздвиженка дом 3/5, строение 1, архитектор Василий Баженов.
...находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.