В
обсуждении статьи Ю.Синелиной "Насколько православны наши православные" уважаемый
pochep высказал такое критическое рассуждение:
"Сегодня в России о своей вере в Бога говорят 65% респондентов (имеются в виду все конфессии). Следовательно, 35% к верящим в Бога себя не относят.
Вместе с тем совместная доля называющих себя атеистами и затруднившихся ответить на вопрос о своей личной вере в Бога (сюда нужно включить и агностиков) составляет, согласно данным проведенного опроса, 18%. Откуда же эта двукратная разница - 35:18?
Объяснение дает сама Ю. Синелина, осторожно замечая, что «похоже, респонденты всё реже предпочитают идентифицировать себя как неверующих». Иными словами, уклоняются от такой самоидентификации. И это достаточно ясно говорит о том, какова у нас сегодня общественная атмосфера: именоваться православным - принято, не именоваться - не принято. Да и Ю. Синелина констатирует, что «для части россиян православие в первую очередь не исповедание христианской веры, а культурная идентичность». Запомним: «не исповедание христианской веры».
Насколько же велика эта «часть россиян»? Вряд ли тут можно дать точный ответ. Но достаточно назвать одну цифру: среди относящих себя к православным лишь 40% верят в бессмертие души, 60% - не верят или сомневаются. А ведь речь идет - опять процитирую Ю. Синелину - об «одном из краеугольных камней христианского вероучения» (на самом деле - вообще веры в Бога). Уже из этого факта можно заключить, что большинство из 72% номинально православных верующими не являются".Я обратился к Ю.Синелиной и попросил её растолковать, как же так получается, и так ли получается. Вот что мне написала Юлия Юрьевна:Да, к верующим себя отнесли 65% респондентов, но из оставшихся 35% - «неверующие» составляют лишь 9%. По нашей методике, 16% респондентов отнесли себя к колеблющимся между верой и неверием.
Для сравнения, по данным опроса апреля 2012 г. ВЦИОМ последователями православия себя считают 77% опрошенных, ислама - 6%, неверующими - 7%.
По данным опроса, проведенного в апреле 2012 ФОМ на вопрос «Считаете ли Вы себя верующим? И если да, то к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?» - 68% опрошенных ответили - к православию, 6% отнесли себя к исламу, считают себя неверующими - 20%, к другим христианским конфессиям себя относят менее 1% опрошенных.
Согласно исследованию ИС РАН, в Российской Федерации 79% ее жителей причисляют себя к последователям православия, 4% являются последователя ислама, 9% - верят в высшую силу, но ни к какой конфессии не принадлежат, 7% придерживаются атеистических взглядов. Сравнивая с аналогичными индикаторами 2009 года, авторы отмечают снижение на 2% количества внеконфессинальных верующих и на 5% - количества атеистов (с 12% до 7%).
Большинство социологических служб использует двойной вопрос в оценке уровня религиозности: верите ли Вы в Бога (или считаете ли себя верующим), и если да, то к какой конфессии себя относите. Мы периодически разделяем вопросы о вере и конфессиональной принадлежности и выделяем отдельно группу «колеблющиеся». Группа колеблющиеся - это вторая по численности мировоззренческая группа, и она сохраняется на протяжении всех лет исследования религиозности, что говорит о том, что это определенная мировоззренческая позиция. Но группу колеблющиеся никак нельзя отнести
к неверующим или агностикам (которые кстати по количеству в опросах, как правило, попадают в ошибку выборки).
Во-первых, как показывает опыт предыдущих исследований, большая часть колеблющихся в ситуации, когда в анкете не предлагается отдельно позиция «колеблющиеся», например, в случае двойного вопроса, или же когда вопрос ставится только о принадлежности к вероисповеданию, безотносительно к вере в Бога, предпочитают определять себя как верующих. В исследовании Гуряковой, по методике Р.А.Лопаткина, колеблющиеся были разделены на 2 группы колеблющиеся, скорее верящие в Бога, и колеблющиеся, скорее не верящие в Бога. Подавляющее большинство колеблющихся отнесли себя к первой группе. И это происходит не потому, что у нас в обществе такая атмосфера, а потому, что они себя так ощущают.
Во-вторых, показатели важности религии и участия в религиозных общинах. В группе колеблющиеся считают религию важной для себя 5%, довольно важной - 34%, не очень важной - 47%, совсем не важной - 7%. Постоянно участвует в жизни религиозной общины только 3%, иногда - 15%, чувствуют принадлежность к какой-либо религиозной общине - 14%, вообще не участвует - 65%.
Показатели религиозного поведения у колеблющихся также никак не похожи на показатели неверующих. Раз в месяц и чаще посещают церковь - 2%, несколько раз в год посещает храм около 20%, раз в год - 25%, реже, чем раз в год - 40%, причащаются - около 10%, причем 8% - раз в год, еще 32% причащаются реже раза в год. 10% колеблющихся молятся церковными молитвами, молятся своими молитвами - 47%, не молятся вообще 40%, читают Евангелие также около 9%. То есть, определенная часть колеблющихся - около 20%, все же как-то связаны с религиозной жизнью, а 2% показывают высокий уровень религиозности.
Таким образом, из этих 35% почти половина - это люди, которые находятся в духовном поиске, которые все-таки связаны с той или иной религиозной практикой (75% колеблющихся относят себя к православию, 10% к старообрядчеству, к исламу - 3%), и только 3,5% не относят себя к какой-либо конфессии.
Вряд ли тут можно дать точный ответ. Но достаточно назвать одну цифру: среди относящих себя к православным лишь 40% верят в бессмертие души, 60% - не верят или сомневаются.
И, наконец, о бессмертии души. Относить тех, кто сказал о том, что сомневается (колеблется в вере) в бессмертии души к тем, кто вообще в это не верит, приравнивать эти две группы друг к другу нельзя.
По данным 2011 г. в бессмертие души верят 40% православных колеблются между верой и неверием - 35%, не верят - 19%. В 2006 г. в бессмертие души верило 55% православных, не верили - 21%, затруднились ответить - 23%. Причина такой динамики, прежде всего, в изменении формулировки вопроса.
Мы добавили позицию - «колеблюсь между верой и неверием в бессмертие души», что как нам представляется, повлияло на ответы респондентов. Прежде, можно было выбрать только 2 позиции «верю» и «не верю». С нашей точки зрения, часть респондентов предпочитала скорее отвечать, что они верят в бессмертие души, чем категорично отвечать, что они не верят.
Эта ситуация аналогична той, которая складывалась в опросах религиозности с позиционированием колеблющихся скорее как верующих, чем неверующих, в ситуации отсутствия выбора. В 2011 г. мы получили более четкую картину, о чем свидетельствует и резко снизившаяся доля затруднившихся ответить - с 21% до 5%. На самом деле, доля определенно не верящих в бессмертие души несколько снизилась. Если бы мы оставили формулировку вопроса в старом виде, без выделения позиции «колеблющиеся», доля верящих в бессмертие души была бы существенно выше.
Ситуация, когда человек говорит о том, что он колеблется между верой и неверием в Бога или верой и неверием в бессмертие души - это очень подвижная тонкая духовная, психологическая ситуация личного мировоззренческого выбора, поиска. Нельзя трактовать ситуацию «сомнения», вообще говоря, весьма характерную для любого верующего человека, как однозначно относящую к неверию, к отсутствию конфессиональной принадлежности (в нашем случае к православию). Это подтверждают и показатели религиозного поведения - эти люди зачем-то ходят в церковь, молятся и даже причащаются, признавая при этом, что да, они колеблются в вере в существование бессмертия души. Даже Мать Тереза, как выяснилось недавно при обнародовании ее личных дневников, испытывала состояние сомнения и в существовании Бога, и бессмертия души. Следует заметить, что по последним исследования Гэллап июль 2012 г. в России 55% опрошенных назвали себя религиозными людьми, признали себя нерелигиозными - 26%, атеистами - 6%. То есть люди не просто декларируют свою принадлежность к верующим какой-то определенной конфессии, а говорят о своей религиозности. Другой вопрос, что они под этим понимают, что вкладывают (зная о реальных довольно низких показателях религиозного поведения). Но это их самоощущение, которое они формулируют при опросе. А если уж говорить о номинальности, православными номинально считаются те, кто крещен в православие. А то, что в бессмертие души верят лишь 40% православных при 35% колеблющихся, как раз и говорит об уровне воцерковленности православных, о качественных характеристиках православных.
Что же касается общественной атмосферы, то она у нас такова, что сегодня в определенной среде (и в большом сегменте интернета) признаться, что ты православный означает навлечь на себя грубые оскорбления, обвинения в «РПЦ головного мозга», тупости, косности, идиотизме, промывании мозгов и т.д. И кстати такая «общественная атмосфера» была характерна для всех 90-х годов, особенно в 1997-1999. Так что «общественная атмосфера» - она в разных местах - разная.