О современных православных - по результатам серьёзных исследований. Юлия Синелина, из статьи "
Насколько православны наши православные" в "Журнале Московской Патриархии". - По нашим последним данным, социально-демографические характеристики православных мало отличаются от показателей населения в целом. Средний россиянин, позиционирующий себя как
(
Read more... )
Reply
Подумаешь, бессмертие души... Вот ненароком слопать в пост шоколадку, в которой лецитин не соевый, а яичный - это действительно страшно. Грех же!
Reply
А во что-то "этакое" верят все. Хотя бы в черную кошку, перебежавшую дорогу, или в то, что мой муж - самый умный. Иначе просто не бывает.
Reply
А не основываясь на его дурацких ответах, которые он как хочет, так и даёт.
Reply
Reply
Вспомни наши семинары десятилетней давности с Батыгиным, Рогозиным и Сергеем Чесноковым. О том куда и кто заглядывает, задавая людям вопросы. Чем на самом деле занимаются опрашивающие людей специалисты (не путать с социологами). И что значат их ответы, особенно в условиях массового опроса. Также можно перечитать на эту тему первые главы книги В.Ф.Чесноковой "Тесным путём".
Во всяком случае, исследователя не стоит путать со следователем. Первый в души людей не заглядывает.
Reply
"Заглядывать в душу" - конечно метафора. По-моему, ясно, что имеется в виду, так что и пояснять не буду.
Про "исследователя" и "следователя" - это просто цветы красноречия.
А по существу ты мне не ответил. Да и что тут скажешь?
Reply
Reply
Если про "заглядывание в душу" действительно непонятно (что меня удивляет), то поясню. Речь идет о выявлении социологическими методами, включая опросы, взглядов, настроений, установок людей. То есть каких-то составляющих их внутреннего мира. В нашем случае - их религиозной позиции. Это и есть социология религии или по крайней мере ее часть.
Теперь о "навязшей в зубах антинаучной, бессодержательной и бездоказательной байке двадцатилетней давности". Конформность людей, склонность многих в той или иной мере подчиняться давлению окружающей среды, в частности, давать при проведении опросов социально одобряемые ответы и уклоняться от ответов социально не одобряемых - это давно уже азбука социологии. Этому учат на первом курсе соцфаков ( ... )
Reply
Вы же сами пишете, что "определенные поведенческие практики" - это обязательная составляющая воцерковленности. "Воцерковленный" и "верующий" - это разные понятия, причем второе гораздо шире.
Да, красить яйца и освящать куличи может и человек неверующий. Но вот человек, долго и обстоятельно выясняющий, какому святому надо ставить свечку, чтоб нога не болела, а какому - чтоб сын пить перестал, - безусловно верует. Конечно, назвать его христианином можно только весьма условно, в каком-то очень специальном смысле этого слова. Но назвать его неверующим нельзя ни в каком смысле.
А во что-то "этакое" верят все. <...> Иначе просто не бывает.То есть меня ( ... )
Reply
Reply
Выяснение того, какому святому надо ставить свечку, чтобы нога не болела, - это, с моей точки зрения, широко распространенный ныне феномен неоязычества, выдаваемого за христианство.
Я думаю точно так же, но у меня в этом вопросе слабая позиция: я не имею морального права указывать христианам, что - христианство, а что - нечто иное. Так что я тоже воздержусь от дальнейшего обсуждения.
А если Вы вдруг станете утверждать, что вообще ни во что не верите, то тут-то уж я Вам, простите, и не поверю.Можете не верить - ВАще дело, но это действительно так. Я вообще не знаю и не представляю, что ( ... )
Reply
"...я не имею морального права указывать христианам..."
А не христианам - имеете? Я - нет. Но ситуация, о которой Вы пишете, на мой взгляд, принципиально отличается от той, когда человек, не знающий китайского языка, пусть даже не указывает, но объясняет китайцам, как им разговаривать по-китайски. Евангелие открыто для всех, а не только для православных (из числа которых треть, по данным все того же опроса, никогда его не читали).
Кроме того, разрешите поздравить Вас с фактом Вашего несуществования. В ходе нашей дискуссии Вы убедили меня в том, что так оно и есть, несмотря на Вашу любовь к ржаному хлебу и антипатию к гречневой каше.
Reply
Поэтому для социологических рассуждений лучше оставаться на почве наблюдения и честного докладывания результатов.
Впрочем, твои математические выкладки я переслал Юлии Юрьевне Синелиной, попросил её откомментировать.
Reply
Reply
Она в первую очередь - учёный человек, исследователь. Подозревать её в том, что она как-то искажает полученные результаты из какого-то политеса, у меня нет никаких оснований, а я знаю её много лет. А у тебя - есть? Поделись, пожалуйста.
Reply
Leave a comment