Из статьи Ю.Синелиной "
Церковь и интеллигенция. Мифы и реальность" в сборнике "Мониторинг общественного мнения".
Тема статьи такова:В многочисленных дискуссиях, которые сегодня идут по поводу церковно-государственных и церковно-общественных отношений, часто высказываются довольно спорные утверждения.
1. Противостояние церкви и интеллигенции, критика церкви со стороны наиболее образованной части общества - это чисто российское явление.
2. Для российской интеллигенции всегда было характерно негативное отношение к церкви.
3. Информационная кампания 2012 г. против церкви не имеет аналогов в новейшей российской истории.
4. Критические высказывания в адрес церкви наносят ей как социальному институту непоправимый урон. На фоне негативных оценок деятельности РПЦ неизбежно снижается доверие к церкви как к социальному институту. РПЦ теряет паству.
5. В России есть просыпающееся гражданское общество и отдельно церковь и православные, которые враждебны этому процессу, гражданское общество и православные - это отдельные «субстанции».
Далее идёт разбор этих утверждений. В частности, замечается:Сегодня очень часто для характеристики той части общества, которая активно критикует церковь, употребляется словосочетание «либеральная интеллигенция». Я бы предпочла термин «западники»: во-первых, далеко не все либералы настроены враждебно в отношении церкви, а во-вторых, далеко не все, кто называют себя либералами, на самом деле таковыми являются. Западничество точнее отражает и суть претензий, и форму их изложения. Если очень упрощенно, то западники - это те, кто считают, что в России все всегда было очень плохо, ничего хорошего создано не было и чтобы исправить ситуацию, надо все разрушить и сделать, как на Западе. В этой картине мира православие вообще и церковь в частности играют важную роль в том, что в России «все так ужасно сложилось». В связи с вышеуказанными обстоятельствами далее позволю себе закавычить слово «либеральная». Есть также проблема с употреблением термина «секулярная», поскольку далеко не всегда против церкви выступают только неверующие, немало верующих вне конфессии или внецерковных верующих. А контент-анализ выступлений в Интернете показал, что в кампанию критиков церкви активно включились «язычники», традиционно не любящие церковь, ну и, конечно же, представители альтернативного православия. Отдельной группой выступают атеисты-материалисты советского типа.
Теперь о православной интеллигенции. Движение возвращения в Церковь в России ХХ в. начиналось в среде советской интеллигенции примерно с середины 1960-х гг. И сейчас православно ориентированная интеллигенция - это сложившаяся группа. По данным всех наших исследований, воцерковленные и полувоцерковленные - это две самые образованные группы среди всех мировоззренческих групп, в них доля опрошенных с высшим образованием составляет 45 и 40% соответственно, у неверующих - 28%. Данные исследований 2011 г. показали, что среди воцерковленных 3,5% респондентов имеют научную степень (что является абсолютным рекордом среди всех групп)4. Следует отметить, что на протяжении последних 20 лет воцерковленные - это городская группа. Более того, в церковном клире высока доля людей с высшим образованием. Среди священников и монашества есть музыканты, композиторы, художники, поэты, писатели, философы, архитекторы, врачи, ученые, режиссеры. Надо вспомнить, что до революции духовенство было сословным, в нем практически не было притока извне, из других слоев общества. А в советский и постсоветский периоды новое духовенство формировалось в значительной мере интеллигенцией, поэтому уровень образования и творческий потенциал действительно не ниже, чем у той части общества, которая позиционирует себя как самая креативная и образованная. Вообще вступление в духовенство в советский и постсоветский периоды людей с высшим светским образованием, их влияние на жизнь церкви - чрезвычайно интересный и малоизученный в отечественной социологии феномен. К этому стоит добавить, что среди участников молебенного стояния в Москве респонденты с высшим образованием составили 54%, с неполным высшим - 10% (по данным Исследовательской службы «Среда» [2]).
Там интересные графики о "падении доверия к церкви". Такие... показательные.