О современных православных - по результатам серьёзных исследований. Юлия Синелина, из статьи "
Насколько православны наши православные" в "Журнале Московской Патриархии". - По нашим последним данным, социально-демографические характеристики православных мало отличаются от показателей населения в целом. Средний россиянин, позиционирующий себя как православный христианин, - это человек в возрасте за 40 лет с багажом либо среднего специального, либо высшего образования (обладателей последнего в выборке православных 39% - на три процентных пункта больше, чем по массиву в целом). Скорее всего, это женщина: на 61 представительницу прекрасного пола приходится 39 мужчин. Впрочем, 20 лет назад мужчины в сообществе православных респондентов составляли всего 29%, а сейчас половая структура гораздо ближе к общероссийской. К представителям православного вероисповедания себя относят 72% опрошенных - это безусловный лидер среди всех конфессий. На втором месте по 5% - мусульмане и старообрядцы (это новое явление, требующее дополнительного изучения и анализа, поэтому от его обсуждения здесь воздержимся). Доли представителей других конфессий не выходят за пределы погрешностей.
Важной тенденцией в изменении уровня религиозности массового сознания является сокращение количества неверующих - до 9% (особенно в сравнении с данными шестилетней давности, когда этот показатель достигал 16%). Обращает на себя и существенно - с 4% до 9% - выросшая доля респондентов, затруднившихся с ответом на вопрос об их личной вере в Бога. Похоже, респонденты всё реже предпочитают идентифицировать себя как неверующих. Всё это приводит к продолжающемуся, хотя и замедлившемуся увеличению религиозности российского населения. Видимо, потенциал для ее дальнейшего экстенсивного нарастания почти исчерпан, но когда именно этот рост окончательно остановится, сказать трудно. Во всяком случае сейчас на вопрос "верите ли вы в Бога" утвердительно отвечают уже 65% респондентов.
- Но ведь это меньше, чем 72% православных...
- Да, это известный для современной религиозной ситуации в России парадокс, когда православными респонденты называют себя охотнее, чем верующими. Это говорит, скорее всего, о том, что для части россиян православие в первую очередь не исповедание христианской веры, а культурная идентичность. Еще четче этот феномен проявляется при анализе такого аспекта жизни православных, как воцерковленность.
- Прежде всего отмечу: за 2000-е годы в большом сообществе людей, называющих себя православными, по всем показателям снизилась доля представителей нулевой группы. Так, за 12 последних лет втрое - с 18% до 6% - упало количество называющих себя православными и ни разу не переступавших порог храма. В том, что никогда не раскрывали Евангелия и другие священные книги, сегодня признается каждый третий из "православных", а в 2000 году таких было около половины. Еще сильнее эта тенденция заметна по регулярности молитвенных обращений (количество не молящихся даже своими словами упало с 35% до 23%), по строгости соблюдения постов (доля вовсе не постящихся сократилась с 85% до 55%) и по причащению (сейчас о том, что ни разу не приступали к чаше, сказали две пятых православных опрошенных, а на рубеже веков их было больше половины). Рост частоты причащения прослеживается и у всех православных в целом: к примеру, хотя бы несколько раз в год (но реже, чем каждый месяц) Тела и Крови Христовых сейчас приобщается каждый десятый из них, а ведь всего семь лет назад таких было вдвое меньше. А вот что касается остальной четверки показателей, их количественное выражение стабилизировалось.
- Какому же из них отдается предпочтение?
- Реальную связь с Православной Церковью назвавшие себя православными респонденты в первую очередь демонстрируют по посещению храма, по причастию и по молитве. Из числа православных более или менее регулярно (хотя бы несколько раз в год, но реже, чем каждый месяц) в церкви бывают свыше 40%, причащаются как минимум ежегодно 24%, молятся преимущественно церковными молитвами (и в том числе читают утреннее и вечернее правила) 23%. Хуже всего обстоит дело с постами. Вовсе их не соблюдают три из пяти опрошенных россиян, и у идентифицировавших себя православными респондентов этот процент, как мы уже говорили, лишь немногим меньше.
- Судя по вышесказанному, воцерковленные православные отнюдь не доминируют?
- Вы правы. По всему массиву опрошенных их доля сейчас составляет 8%, а среди православных - 12%. Как показывают наши данные, этот удельный вес стабилен и в пределах погрешностей не меняется свыше десяти лет. Полувоцерковленных россиян сегодня 24%, в среде называющих себя православными людьми они "весят" 37%. Это единственная группа, которая за истекшее десятилетие прибавила в объеме, хотя и несущественно. В целом же, если можно так выразиться, общий контур воцерковленности российского общества за 2000-е годы принципиальных изменений не претерпел. Пожалуй, видимые качественные улучшения коснулись лишь групп воцерковленных и полувоцерковленных православных. Внутри них отдельные показатели воцерковленности заметно поднялись, то есть и так уже воцерковленные люди в массе стали еще строже поститься, усерднее молиться, реже пропускать богослужения, регулярнее исповедоваться и причащаться.
...показатели массового религиозного сознания в России, на мой взгляд, по-прежнему невысоки. Мы уже довольно давно спрашиваем людей, верят ли они в бессмертие души. Шесть лет назад больше половины всех опрошенных (если точнее, 55%) сказали в ответ "да", противоположную точку зрения высказал 21%, остальные затруднились с ответом. Теперь мы несколько изменили формулировку, добавив в перечень ответов позицию "колеблюсь между верой и неверием". Картина серьезно изменилась: даже среди православных оказалось всего 40% верящих в бессмертие души, а колеблющихся почти столько же - 35%. Отмечу: в формулировке 2006 года доля веривших среди православных достигала 55%. Видимо, тогда часть респондентов предпочитала ответ "да" категоричному "нет", но новые результаты проиллюстрировали, насколько непрочна оказалась их вера. А ведь отношение к бессмертию души - один из краеугольных камней христианского вероучения, напрямую характеризующий уровень религиозного сознания. Можно попытаться ответить на ваш вопрос, посмотрев на степень вовлеченности людей в приходскую жизнь. Подавляющее большинство - свыше 64% - говорит, что никак не задействовано в работе своих приходов или религиозных общин (причем здесь речь идет не обо всех респондентах, а только об идентифицирующих себя православными). Постоянно участвуют в ней только 9% православных, 12% - время от времени. Еще 11% чувствуют свою принадлежность к определенному приходу, но не участвуют в других сферах его деятельности. Такие показатели религиозности массового сознания вряд ли можно назвать высокими. Хотя это, конечно, никак не 4-5% "истинно православных и воцерковленных", о которых любят упоминать некоторые коллеги.
И наконец, выводы:Примерно десятая часть россиян составляет верующее ядро общества, которое постоянно участвует в религиозной жизни и хорошо усвоило вероучительные догматы. Окружает его периферия верующего населения, составляющая 25-30% россиян. Это люди, так или иначе связанные с приходами и считающие религию важнейшей и неотъемлемой частью своей жизни. Для остальных соотнесение себя с православием происходит на культурном уровне.