Leave a comment

a_bugaev August 16 2010, 19:10:08 UTC
Скажите, а в чем Ваш тезис применительно к данной статье и к вопросу о сообщениях разведки ( ... )

Reply

Re: Просвещение, значить? leonid_b August 16 2010, 21:07:56 UTC
это интересный вопрос, возможный, я думаю, только в России: возможна ли граданская позиция, основанная на вранье и лжи? Можно ли сказать что-то правильное, если для обоснования этого правильного приводится ложь?
Конечно, цивилизованный, культурный европейский человек воскликнет: "Безусловно, нет!" . У нас же, к сожалению, глубинное акультурное безбожие привело к тому, что связь внутри человека между правдой и истиной многие люди не улавливают.
Но, конечно, не большинство. В целом народ хочет знать правду, и естественно верит, что она основана на истине.

Reply

Re: Просвещение, значить? pochep August 16 2010, 21:27:13 UTC
Леша, ты опять стал забывать, с кем ты разговариваешь, и приписываешь мне всякую ахинею. Между тем, что я пишу, и тем, как ты это трактуешь, нет решительно ничего общего. Доказывать, что я не призываю к "гражданской позиции, основанной на вранье и лжи", я не буду по причине абсурдности самого этого утверждения. Другие твои утверждения, к сожалению, не лучше. Но со своими глюками на мой счет разбирайся, пожалуйста, сам, без моей помощи. Мне кажется, это не трудно, если не впадать в напрасный полемический раж.

Reply

Re: Просвещение, значить? leonid_b August 16 2010, 21:29:20 UTC
Толя, ты опять забыл, что с социологической точки зрения высказывания - сами по себе, а личности - сами по себе. Не переходи на личности, это не самый честный приём.

Reply

a_bugaev August 16 2010, 21:49:54 UTC
Да вот получается, что этот "образ целого" состоит из чего-то туманного и вторичного, за что не возьмись - основано на публицистике, на авторитетных мнениях 60-х годов, или, того хуже, на пересказе фантазий беллетристов типа О.Горчакова и И.Бунича, на статьях популяризаторов типа Ю.Кантор. А как только доходит до конкретики, до твердой почвы, до сопоставления свидетельств и документов (наконец-то открытых, и ведь сколько крику было - засекретили, скрывают правду, не дают узнать самим) - так нет, сюда мы смотреть не будем, потому что это незначительные подробности, и вообще тут надобен специалист, который скажет, как правильно оценивать и трактовать. Или, если уж с ножом к горлу пристанут - то будем вычитывать в документе не то, что в нем написано черным по белому, а то, что следует из "образа целого".

Но зато у того, кто пристает с лишними вопросами, спросим про его гражданскую позицию. С какой целью он задает свои вопросы? Куда клонит, на чью мельницу воду льет? Ой, извините, это, конечно, не про Вас, это я вспомнил времена ВЛКСМ и

Reply

Контрапункт buyaner August 16 2010, 23:09:59 UTC
К предмету дискуссии это прямого отношения не имеет, но, тем не менее, полагаю, несколько его оттеняет: http://sumlenny.livejournal.com/918641.html... )

Reply

Re: Контрапункт a_bugaev August 16 2010, 23:24:10 UTC
Да, я видел это сообщение Сергея и дал ссылку на него у себя: http://a-bugaev.livejournal.com/780300.html
До этого я думал о Юлии Кантор как о не слишком аккуратной, но в целом все же благонамеренной журналистке, теперь так думать затруднительно.

А ту статью Сумленного я отлично помню, как раз два года назад ее читал, сидя на даче. Несомненно, имеет прямое отношение к формированию желаемого образа исторической памяти. Помню, там еще подчеркивалось стремление разбомбить старые города, дворцы, библиотеки, чтобы оставить поменьше предметов для национальной гордости, для национальной идентичности.

Reply

Да что ж ты сегодня подставляешься всё время! leonid_b August 17 2010, 00:22:04 UTC
Вам здесь я только напомнил, что Вы, как и я, не профессиональный историк, занимающийся узкоспециальными вопросами (фальшивка или не фальшивка, та или не та дата).

Фальшивка или не фальшивка - это узкоспециальный вопрос? За решением этого вопроса утрачивается суть и образ целого??

Тихий ужас.

Reply

a_bugaev August 17 2010, 07:48:13 UTC
Проблема-то в том, что этими общими картинами нельзя разбрасываться. Слишком дорого они достаются, слишком много усилий по их выстраиванию и согласованию, чтобы ставить их под сомнение при каждом случае, когда кто-то даст какую-то ссылку.

Я совершенно серьезно говорю. Без общей картины никакая интерпретация деталей невозможна, их можно только пытаться вписывать в существующую картину, т.е. интерпретировать на основе того, что мы уже знаем про данную тему, как мы понимаем в ней главное (и тут важны не только оценки, но и основные смыслы, связи, типы закономерностей, диапазоны возможного и невозможного). Кстати, это все довольно схоже с аналогичной проблемой в науках (в т.ч. естественных). Вспомните, Любарский не раз писал об этом.

Так что я вполне понимаю своего оппонента, потому что и сам не раз был в такой же ситуации.

Другое дело - что для тебя главное. Ради чего ты выстраиваешь эту общую картину и потом держишься за нее? Что способно заставить тебя критически на нее посмотреть? И ради чего это стоит делать?

Reply

pochep August 17 2010, 09:46:39 UTC
Ох, прямо бальзам на душу! Кроме последнего абзаца. Потому что вопрос "Ради чего?" имеет, с моей точки зрения, только один хороший ответ - ради знания, ради истины, как ты ее понимаешь, ради того, чтобы мир представал не грудой разбросанных деталей, а целостным (при всей своей сложности и противоречивости). Все другие "ради" - нечестны в моральном или интеллектуальном плане.
Но вот Ваша "общая картина" того, что мы здесь обсуждаем, так и остается для меня большим вопросом.

Reply

a_bugaev August 17 2010, 10:58:27 UTC
"ради знания, ради истины" - согласен ( ... )

Reply

Еще вопросы a_bugaev August 16 2010, 20:17:55 UTC
1. Если Сталин не рассматривал ситуацию как предвоенную, для чего в июне была объявлена скрытая мобилизация и начато скрытое выдвижение войск к границе?

2. Для чего 21 июня была дана директива № 1 с требованиями а)-г) п. 3?

Reply


Leave a comment

Up