Если правильно помню, такое тождество принципиально для соборности, взглядов славянофилов 19 века и оно вызвано устоявшейся дихотомией добра-зла. В таком контексте, вера всегда положительна, а индивидуализм всегда негативен, поэтому и будет соотнесён с анти-верой, светскостью.
Я, к сожалению, не знаю глубоко русскую философию. Не изучала ее пристально, про отшельников мне не встречалось или я забыла. Поэтому на ваш вопрос могу дать в качестве ответа своё умозаключение, обращаясь к основным положениям русской религиозной философии: отшельничество может оцениваться положительно, потому что это не предельная форма индивидуализма. Здесь индивидуализм не подразумевает жизнь одиночки, вне коллектива. Индивидуализм- это бытие, посвящённое достижению личного блага, преследованию только своих интересов. Отшельник стремится к духовному совершенству и чем он успешнее на этом пути, тем ближе он к трансцендентному началу, Богу. А такой, приблизившийся к Богу человек просто не может думать исключительно о спасении своей индивидуальной души, он совершает молитвенный или другой духовный труд во спасение всех людей, народа, страны, т.е. примитивно говоря, просит Бога о милости для всего народа, его прощении, помощи ему. Именно в этом состоит его коллективизм.
Такая трактовка мне кажется чрезмерно расширительной. Ученик не больше Учителя, отшельники удаляются от общения с людьми для постижения максимально им лично доступного общения с Богом. Именно это отшельник рассматривает как предельно желаемое личное благо в заботе о личном же спасении, а привлечение личностью, познавшей Бога, других людей это следствие, а не причина. Известное высказывание преподобного Серафима Саровского о спасении "Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся" именно об этом. Спасти всех может только Господь, и хотя молиться можно о многих, сама по себе молитва об оставленном отшельником обществе необходимым для него условием спасения не является, по крайней мере, это нигде не сказано. Сказано самым известным библейским отшельником было другое - "Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?".
Кое-что читала. Поскольку за термин "фашист" немедленно набегает та же оппозиционная школа с криками о необходимости учить матчасть, а на всю матчасть меня не хватит, то если Ильин и фашист, то не больше, чем Ницше, а запрещать изучение Ницше в ВШЭ почему-то никто не рвется.
При Ницше фашизма не было. И оценок современному ему фашизму и фашизму побежденному он не давал. И школы имени Ницше при РГГУ (или при ВШЭ) нет. И никто не призывает запретить Ильина.
А ВПШ при РГГУ (простите за каламбур, но, отчасти, РГГУ -- наследник ВПШ) самое интересное - не Ильин, и даже не Дугин, а Малофеев. А также то, что лекции в этой ВПШ слушают 70 проректоров (очевидно, по зову сердца хотят познать мудрость от Малофеева с Дугиным).
То есть, вся эта возня не про науку, а про мораль и обретения права раздавать люлей из карманов белого пальто (от тех, кто его успеет вовремя надеть). Я так и думала. К Ильину и тому, что он писал, это никакого отношения не имеет.
Он там очень бегло излагает свои мысли по этой эволюции, кажется логика такая: протестанты придумали авторитет "одного только Писания" и право его толковать/понимать без оглядки на соборный разум католической Церкви, откуда и произошло множество толков этого религиозного направления, т.е. началось, по его мнению (?) с религиозного индивидуализма а потом плавно пришло к Фр. революции, и далее всяким анти-религиозным течениям, как-то так...
Ну он же философ, надо на это делать скидку. Про дальнейшее расчеловечение, он, кмк, сильно недооценивает способность созданных по образу и по подобию к сопротивлению. Правда, куда именно маятник качнется, еще предстоит увидеть...
Вы к первой категории относитесь, а не ко второй. Вы не можете попасть в третью до тех пор или поскольку вы не знакомы с тем, что сам Ильин считал своими философскими работами, хотя бы одной, и у вас собственного представления о том, кто он в этом контексте, нет. Вы просто делегировали свою голову под склад из цитат, которыми их наполняет кто-то другой в тех сочетаниях и последовательности, которые этот другой считает удобными для того, чтобы в вашей голове распоряжаться.
Comments 114
Reply
А как в таком контексте рассматривается отшельничество? Ведь это предельная форма индивидуализма, не просто совместимая с верой, а ей посвященная?
Reply
Поэтому на ваш вопрос могу дать в качестве ответа своё умозаключение, обращаясь к основным положениям русской религиозной философии: отшельничество может оцениваться положительно, потому что это не предельная форма индивидуализма. Здесь индивидуализм не подразумевает жизнь одиночки, вне коллектива. Индивидуализм- это бытие, посвящённое достижению личного блага, преследованию только своих интересов. Отшельник стремится к духовному совершенству и чем он успешнее на этом пути, тем ближе он к трансцендентному началу, Богу. А такой, приблизившийся к Богу человек просто не может думать исключительно о спасении своей индивидуальной души, он совершает молитвенный или другой духовный труд во спасение всех людей, народа, страны, т.е. примитивно говоря, просит Бога о милости для всего народа, его прощении, помощи ему. Именно в этом состоит его коллективизм.
Reply
Спасти всех может только Господь, и хотя молиться можно о многих, сама по себе молитва об оставленном отшельником обществе необходимым для него условием спасения не является, по крайней мере, это нигде не сказано. Сказано самым известным библейским отшельником было другое - "Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?".
Reply
Читали? Он взаправду фашист?
Reply
Reply
А ВПШ при РГГУ (простите за каламбур, но, отчасти, РГГУ -- наследник ВПШ) самое интересное - не Ильин, и даже не Дугин, а Малофеев. А также то, что лекции в этой ВПШ слушают 70 проректоров (очевидно, по зову сердца хотят познать мудрость от Малофеева с Дугиным).
Reply
Я так и думала. К Ильину и тому, что он писал, это никакого отношения не имеет.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну он же философ, надо на это делать скидку. Про дальнейшее расчеловечение, он, кмк, сильно недооценивает способность созданных по образу и по подобию к сопротивлению. Правда, куда именно маятник качнется, еще предстоит увидеть...
Reply
Reply
Вы не можете попасть в третью до тех пор или поскольку вы не знакомы с тем, что сам Ильин считал своими философскими работами, хотя бы одной, и у вас собственного представления о том, кто он в этом контексте, нет. Вы просто делегировали свою голову под склад из цитат, которыми их наполняет кто-то другой в тех сочетаниях и последовательности, которые этот другой считает удобными для того, чтобы в вашей голове распоряжаться.
Reply
https://pustoj-zhurnal.livejournal.com/199178.html
https://pustoj-zhurnal.livejournal.com/199457.html?view=comments#comments
И где его ни открой - везде премудрость того же уровня.
Reply
Как Ильин - антикоммунист,
так коммунист - антиильинист...
Reply
Leave a comment