В это трудно поверить, но вы можете легко проверить сами: самым неприличным делом в музыкальном обучении является чтение нот с листа.
Я просидела в YouTube несколько часов, чтобы опровергнуть свою страшную догадку. У меня не получилось!
Вы найдете множество лекций взрослых о том, как надо читать ноты с листа. Вы найдете очень много воды на эту тему, но ни. одного. ребенка. в процессе. чтения. нот. с листа. вы. не найдете!
Есть только одно исключение: ученики школы Софт Моцарт.
Получается, что общение любого начинающего, а тем более ребенка 1 на 1 с нотным текстом является чем-то крайне неприличным. Учителя охотно выставляют хорошо играющих наизусть учеников. Но чтение с листа кажется им "грязной кухней" обучения, которую они стараются никому не показывать.
Почему так?
Потому что они верят, что чтение с листа передается "воздушно-капельным" путем.
Как учат читать ноты корифеи?
Самым отважным из всех оказался учитель Мацуева Валерий Пясецкий. Он приоткрыл всем нам таинство о том, как учит детей читать ноты с листа в одном из видео со своей ученицей. Я прокомментировала уже это действо.
Вот пост, где обучение чтению нот с листа разложено как на ладони. Для тех, кому лень идти по ссылке, скажу вкратце: великий педагог Пясецкий никак не учит ребенка читать ноты с листа от слова совсем.
И до времен Интернета и создания программы Софт Моцарт я наивно полагала, что вот я не умею учить читать с листа, ни один из моих коллег не умеет этого делать, но где-то там, вдали, есть же великие гуру, которые умеют?
Прожив на этой земле больше полувека, объездив полмира и обучив учителей из более 60 стран ответственно заявляю: учить читать ноты с листа никто не умеет и не может уметь по одной простой причине:
Музыка - это организованный временнОй процесс. Научить смотреть в ноты и в клавиши одновременно, отслеживать все линейки и пространства нотного стана и держать в уме длительность каждой ноты без современных технологий, а именно единственной в мире адекватной технологии Софт Моцарт, невозможно.
Можно тыкать пальцем в ноту и клавишу и выть каждую ноту в ухо ученику. Некоторые из жертв такой дрессуры начинают понимать, как нотный текст и это вытье пересекаются. Но зрелище это настолько муторное и невообразимо жалкое, что ни один уважающий себя учитель не станет ставить видео этого процесса на всеобщее обозрение.
Правда, есть "раскрученные" корифеи, которые от обилия похвал разухарились. Среди них
Ирина Минц в Германии и Валерий Пясецкий в России. В общем, если вы не пошли по ссылке, все же пройдите и убедитесь.
Ставлю еще раз. Внизу поста "Спаси меня, мама" ссылка на оригинал для тех, кто по-прежнему хочет меня уличить в передергивании.
Знаете, что на самом деле творится в домах детей, которых "отправили учить произведение"? Там поднимается потолок. Ребенок сопротивляется и орет, родители впадают в отчаяние от того, что не могут ничем помочь. Чаще всего бремя "работы с текстом" кладут на репетиторов. А что репетиторы? Они тоже не умеют учить, как читать нотный текст, если не имеют под рукой программы Софт Моцарт!
И поэтому Пясецкий прямо говорит родителям: зубрите по такту в день.
А потом демонстрирует по 30 зазубренных наизусть пьес, которые ребенок играет как "результат" работы Пясецкого.
И вот основным грязным секретом всей современной музыкальной педагогики ДО создания программы Софт Моцарт является то, что уроки фортепиано "традиционными" педагогами приравняли... к танцам!
Да-да! Именно к танцам! Письменный музыкальный язык приравняли к искусству красивых жестов! Они об этом так и пишут: учить играть это как в балете!
"Постановка рук", как в балете "постановка ног". А ноты? А ноты потом как-нибудь к этим танцам присобачим. Только почему-то не присобачивается одно к другому! Поэтому "танцы с бубнами" преподавателя фортепиано охотно демонстрируют, а интимный процесс начинающих работающих с нотами 1 на 1 нет.
Не смотря на очевидный факт, что все люди, которые приходят в музыкальную школу мечтают прежде всего научиться самостоятельно читать нотный текст, они будут заставлены учить "правильно прикасаться к клавишам округлой рукой".
Чтение музыки - или как принято это называть "читка с листа" - негласно считается неприличным, низменным занятием, которое настолько гадко выглядит со стороны, что никогда не демонстрируется в Интернете. Ведь за этим процессом начинающие не выглядят "красиво" и не играют "гладко".
А ученики Софт Моцарт - даже 18 месячные малыши - подвергаются жестокой критике этих "корифеев" именно за то, что в процессе чтения нот с листа они не держат руки идеально!
Самое страшное в этом, что "традиционные учителя" фортепиано не разделяют грамотность - способность читать нотный текст - от исполнительства. Для них это - один процесс!
Это так же абсурдно, как ребенку, который читает по слогам, навязывать постановку актерского голоса с драматическими паузами и надуманными жестами. Так и вспоминается кадр из фильма про папу у Васи, который силен в математике:
Click to view
И вот эта путаница между грамотностью и чтением нот и исполнительством царит в современной музыкальной школе 21 века во всех странах мира! На самом деле это является чумой музыкального образования, из-за которой оно уже дышит на ладан.
Большинство учеников красивыми руками и заученными фразами играют свой репертуар, чтобы потом уйти из "музыки" навсегда и больше никогда не прочесть ни одной ноты.
Все посты на эту тему:
Дорогая жизнь. Как выжить? Секреты личного счастья. О разуме и сообразительности. Самое неприличное занятие в музыке. Увидеть зацепку. Пожиратели времени Ищите тех, кто о вас думает.