Взыскание задолженности
по коммунальным платежам обычно возлагается на ресурсоснабжающие организации, сотрудничающие с ЖЭУ. Необходимость взыскания задолженности с владельцев квартир в судебном порядке возникает при несвоевременной оплате за потребление предоставляемых ресурсов жизнеобеспечения.
Но до момента подачи иска в суд с должниками должна в обязательном порядке проводиться предварительная разъяснительная работа. Данный подход к решению проблем с задолженностями по
коммунальным платежам применяется повсеместно.
Попытка урегулирования конфликта между собственником жилья и поставщиком ресурсов - это отличная альтернатива для решения вопроса мирным путем, без вмешательства судебных приставов.
Например, при задолженности по услугам подачи электроэнергии, неплательщикам высылаются уведомления с суммой задолженности, далее ведутся личные переговоры сотрудников организации электроснабжения с владельцами жилья. Если результат попытки мирного урегулирования конфликта не приводит к положительным результатам, тогда иск на владельца жилья подается в суд.
Задолженность по коммунальным платежам разделяется на несколько основных видов:
1. Текущая задолженность.
Может существовать в рамках установленных правил и сроков погашения долгов. Согласно статье 155 ЖК РФ, владельцы жилых помещений должны оплачивать коммунальные счета за месяц пользования ресурсами не позднее 10-го числа следующего месяца, вслед за истекшим месяцем получения услуг. Значит, текущая задолженность существует в пределах 1-10 числа следующего месяца и штрафные санкции на такой вид задолженности российским законодательством не предусмотрены. В этот период ЖЭУ лишь должны проводить различные разъяснительные мероприятия с владельцами жилья, чтобы стимулировать процесс своевременной оплаты по коммунальным платежам.
2. Просроченная задолженность.
Возникает по истечению договорных сроков оплаты по коммунальным платежам, т.е. с 11-го числа следующего месяца. С этого момента владелец жилья уже считается нарушителем договора и к нему могут применяться меры, предусмотренные по взысканию долгов, вплоть до штрафных санкций и суда.
Просроченная задолженность может классифицироваться по уровню периода непогашения коммунальных долгов:
- Когда срок долга не превышает 2-3 месяца. Работа с должниками обычно в этот период или не ведется вовсе, или ведется малоинтенсивно, так как считается экономически невыгодной для сотрудников ресурсообеспечивающих организаций. Берутся в расчеты затраты рабочего времени сотрудников и главные причины такой задолженности, как простая недисциплинированность владельцев жилья или по причине временного характера. Например, 2-3 месячная задолженность может возникнуть по «забывчивости» плательщика, по его болезни, при несогласиях с начисленными суммами для оплаты услуг ЖКХ (когда ведутся разборки по перерасчетам) и т.д.
- Если срок задолженности варьируется в пределах 12 месяцев, то такую задолженность уже принято считать долгосрочной и объяснить ее можно лишь причинами, влияющими на поведение владельцев жилья, которые чаще всего носят умышленный характер (по политическим соображениям, при низком качестве жилищно-коммунальных услуг, при хронических заболеваниях потребителя услуг, в связи с отъездом в другой город на длительный срок, в ожидании инфляции и т.д.). В этот период задолженности управляющие компаний, поставляющие услуги населению, должны приступать к активным действиям, чтобы выявлять причины срыва сроков по уплате коммунальных счетов.
- Задолженность, срок которой длится от 12 до 36 месяцев, принято считать в большинстве случаев неожидаемой для погашения. Причины для возникновения таких задолженностей владельцами квартир могут быть связаны с низким уровнем зарплаты членов семьи, проживающих в квартире, с неблагополучной обстановкой в семье (многодетность, алкоголизм, наркомания и т.д.) и с другими ситуациями, когда мирным путем взыскать задолженность не представляется возможным и иск на погашение долгов передается в суд.
Судебное разбирательство по вопросам коммунальной задолженности считается самой строгой мерой ответственности, которая применима к неплательщикам по коммунальным счетам. Однако не всегда даже такие строгие меры влекут за собой погашение долгов.
Дело в том, что в гражданском законодательстве РФ существует так называемый «
срок исковой давности», который составляет более 36 месяцев (3 года), по истечении которого судья может отказать истцам (ресурсообеспечивающим организациям) о взыскании полной суммы долга.
Также часто возникают ситуации, когда суд накладывает принудительное денежное взыскание или арест на имущество неплательщика, однако выполнить решение суда не представляется возможным. Это случается чаще всего при таких обстоятельствах:
- Когда члены семьи неплательщика не могут освободить жилое помещение, так как оно является их единственным недвижимым имуществом.
- Не подлежат конфискации предметы домашнего обихода и личного пользования (посуда, одежда, обувь и т.д.).
- Не подлежат конфискации земельные участки, на которых должниками не ведется предпринимательская деятельность (фермерство, парники и т.д.).
- Не может быть конфисковано имущество, необходимое должнику для его профессиональной деятельности.
- Не конфискуются деньги должника, если выявленная наличная сумма не превышает трех минимальных прожиточных минимумов на каждого члена семьи.
- Не подлежат конфискации продукты питания и топливо (уголь, дрова), которые необходимы членам семьи должника для проживания в помещении в отопительный сезон.
- Не могут быть конфискованы транспортные средства неплательщика, если он инвалид.
- Конфискация имущества и выселение должника по коммунальным счетам может быть вынесена решением суда, если на момент судебного разбирательства этот гражданин имеет дополнительную, пригодную для жизни жилплощадь (дом, квартиру), согласно статье 446 ГПК РФ. Поэтому и создается ситуация, крайне невыгодная для коммунальных городских хозяйств, когда злостных неплательщиков по коммунальным счетам не могут в течение длительного времени принудить к выполнению долговых обязательств.
Мероприятия ЖКХ для профилактики образования задолженности по коммунальным платежам среди населения:
- принимаются меры социальной защиты для семей с низким прожиточным бюджетом (субсидии, льготы и т.д.);
- совершенствуется система ответственности среди квартиросъемщиков и владельцев жилья;
- повышается качество поставляемых коммунальных услуг населению с постоянным контролем этого процесса;
- налаживается информационное сопровождение всех указов по ЖКХ, чтобы жильцы могли вовремя узнавать об изменениях в квартплате;
- применяются меры стимулирующего характера среди жильцов (разовые мероприятия по «сглаживанию» долгов, снижение тарифов за коммунальные услуги для особо ответственных владельцев жилья) и т.д.
В то же время ЖКХ должны проводить мероприятия по системе ответственности от накапливания крупных сумм задолженностей среди владельцев жилья. Самыми эффективными мерами считаются:
- начисление пени за просроченные дни коммунальных платежей;
- в жилищные договора включаются пункты по нарушениям платежной дисциплины с применением мер по временному отключению услуг жизнеобеспечения.
Все
вышеперечисленные мероприятия, которые проводятся на местах объединенными усилиями работников ЖКХ, органами местного самоуправления и СМИ, существенно влияют на сознание людей. При постоянном проведении таких действенных мероприятий число должников по коммунальным счетам резко сокращается и тогда ресурсообеспечивающим организациям не нужно прибегать к крайним строгим мерам - обращениям в суд, конфискациям имущества и т.д.
По материалам